Балцвиник, Михаил Абрамович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Михаил Абрамович Балцвиник''' (1931, Ленинград - 1980, Ленинград) - журналист, поэт, фотограф и…»)
 
м
 
(не показаны 30 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Михаил Абрамович Балцвиник''' (1931, Ленинград - 1980, Ленинград) - журналист, поэт, фотограф и коллекционер фотографий.  
+
[[Файл:Balzvinik1.jpg|thumb|280px|Михаил Абрамович Балцвиник - советский журналист, литератор и коллекционер уникальных фотопортретов.]]
 
==Биография==
 
==Биография==
Михаил Абрамович Балцвиник родился 2 февраля 1931 года в Ленинграде в семье врачей. Отец - Абрам Меерович Балцвиник, врач-терапевт, работал в Ленинградском Государственном институте для усовершенствования врачей. Мать - Гинда Григорьевна (урожд. Гинделес), врач-педидиатр, также работала врачом в Ленинграде.
 
  
Михаил Балцвиник поступил в  школу 222 среднюю школу (б. Петришуле) в 1945 году, вернувшись с
+
'''Михаил Абрамович Балцвиник''' ([[1931]], [[Ленинград]] - 1980, [[Ленинград]]) - советский журналист и поэт, диссидент; автор и коллекционер уникальных фотопортретов.
матерью и сестрой Еленой из эвакуации в Ташкенте. Закончил в 1949 году с золотой медалью и сразу поступил в на филологический факультет Ленинградского государственного университета, во французскую группу отделенияжурналистики.
+
В 1954 году он женился на однокурснице, Галине Георгиевне Зябловой. В 1954 году, по окончании ЛГУ, вместе с женой уехал на работу журналистом сначала в Киргизию, затем в Чувашию. Всего проработал на Востоке страны около  четырех лет, пока не ушла в песок антисталинская волна, порожденная ХХ съездом.  
+
  
 +
==Биография==
 +
Михаил Абрамович Балцвиник родился 2 февраля [[1931]] года в [[Ленинград]]е в семье молодых врачей. Отец - Абрам Меерович Балцвиник, врач-терапевт, работал в Ленинградском Государственном институте усовершенствования врачей. Мать - Гинда Григорьевна (урожд. Гинделес), врач-педиатр, также работала врачом в ж/д поликлинике на ул. Боровой, 55.
 +
 +
Михаил Балцвиник поступил в 222-ю среднюю школу (б. [[Петришуле]]) в конце 1930-х годов. С началом ВОВ, в [[1941]] году вместе с матерью и сестрой выехал в эвакуацию в город Ташкент. Вернувшись в Ленинград после эвакуации в [[1945]] году, вновь поступил в [[Петришуле]]. Закончил школу в [[1949]] году с золотой медалью и  поступил на филологический факультет [[ЛГУ|Ленинградского университета]], во французскую группу отделения журналистики.
 +
В [[1954]] году он женился на однокурснице Галине Георгиевне Зябловой. В том же, [[1954]] году, по окончании [[ЛГУ]], он вместе с женой уехал по распределению сначала в Киргизию,и а затем в Чувашию. Работал в газете "Советская Чувашия"; всего проработал на Востоке страны около четырех лет, пока хрущевская "оттепель" не сменилась резким "похолоданием".
  
 
Михаил Балцвиник был прирожденный журналист – с легким даром четких формулировок и превосходным
 
Михаил Балцвиник был прирожденный журналист – с легким даром четких формулировок и превосходным
стилем, но критическое отношение к советской системе и отсутствие политическогоцинизма (необходимого, чтобы достичь высокого служебного положения) вместе с его происхождением закрыли для него дорогу в "большую" прессу.
+
стилем, но его природная честность и критическое отношение к советской власти, порожденное вдумчивым чтением и анализом политических явлений, закрыли для него дорогу в "большую" прессу.
 
+
Вернувшись в [[Ленинград]] в 1958 году, он смог устроится по специальности только в малопрестижной многотиражке завода резино-технических изделий «Красный треугольник».  
 
+
Вернувшись в Ленинград в 1958 году он работал в многотиражке завода «Красный треугольник».
+
 
+
 
+
12 июня 1965 года в числе тридцати молодых ленинградцев подвергся преследованиям со стороны КГБ по делу общественно-политической группы «Союз коммунаров» (В. Ронкин, С. Хахаев и др). Привлекался в качестве свидетеля, выступил на суде со смелым заявлением в защиту подсудимых, после чего ему лично было поставлено в вину лишь «недонесение», но и этого хватило, чтобы он и его жена были исключены из КПСС.  В те времена партийный билет заменялся только "волчьим", и в силу тогдашнего негласного запрета на профессии с того дня работа в любых органах печати была ему запрещена.
+
 
+
 
+
После исключения из КПСС в 1965 году работал табельщиком, затем инженером-экономистом на заводе «Красный треугольник».
+
  
 +
12 июня 1965 года он, в числе тридцати молодых ленинградцев, подвергся преследованиям со стороны органов КГБ по делу общественно-политической группы «Союз коммунаров» (В. Ронкин, С. Хахаев и др). Привлекался в качестве свидетеля, выступил на суде со смелым заявлением в защиту подсудимых, после чего ему лично были поставлены в вину "потеря политической бдительности" и "недонесение". Этого хватило, чтобы он и его жена были исключены из КПСС и из газеты. В силу тогдашнего негласного запрета на профессию, работа в любых органах печати была ему запрещена. Однако, после серии жалоб и обращений в райком КПСС, ему удалось остаться на заводе и устроится сначала в качестве табельщика, а затем инженера-экономиста в плановом отделе.
  
 
==Литературная и творческая деятельность==
 
==Литературная и творческая деятельность==
М. Балцвинник со студенческих лет писал стихи, разумеется, не печатая их. Только после его кончины несколько его стихотворений появилось парижской «Русской мысли», а в 1990-м году, уже "на излете" советского режима, в ленинградской газете «Смена». Русская поэзия давала М. Балцвинику силы для существования; его последней
+
М. Балцвинник со студенческих лет писал стихи, что называется, "для себя". Только после его кончины несколько его стихотворений появилось в парижской «Русской мысли», а в 1990-м году, уже "на излете" советского режима, они были напечатаны в ленинградской газете «Смена». Увлечение поэзией давало М. Балцвинику силы для существования в постылой "социалистической" действительности.
литературной любовью были стихи Иосифа Бродского.
+
  
Занятие «писать в стол» не соответствовало его энергичной натуре и поэтому не могло стать выходом для его творческого темперамента. Неожиданно в конце 1960-х годов им овладело новое увлечение, связанное с любовью  поэзии и к фотоискусству: он стал собирать фотографии любимых поэтов и прозаиков и фотографировать уважаемых им литераторов-современников. Так начало складываться его ставшее впоследствии знаменитым собрание иконографии русских писателей ХХ века. За короткое время, благодаря пылкому интересу и фанатичному труду у М. Балвиника собралась уникальная коллекция фотопортретов.
+
Тем не менее, занятие исключительно поэзией не соответствовало его энергичной натуре и поэтому не могло стать выходом для его творческого темперамента. Неожиданно в конце 1960-х годов им овладело новое увлечение, связанное с любовью  поэзии и к фотоискусству: он стал собирать фотографии любимых поэтов и прозаиков и фотографировать уважаемых им литераторов-современников. Так начало складываться его ставшее впоследствии знаменитым собрание иконографии русских писателей ХХ века. За короткое время, благодаря пылкому интересу и фанатичному труду у него собралась уникальная коллекция фотопортретов.
  
 +
Главными объектами его собирательства были образы любимых им и редко издаваемых тогда поэтов нашего века – Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой и многих других. М. Балцвиник разыскивал неизвестные фотографии у родственников писателей, их друзей и знакомых, у старых фотографов - делал копии, ретушировал и печатал их заново.
  
 
Следует сказать, что он не был коллекционером в традиционном смысле, т.е. его не привлекала идея быть
 
Следует сказать, что он не был коллекционером в традиционном смысле, т.е. его не привлекала идея быть
единственным владельцем редкой фотографии. Раздобыв новый и неизвестный снимок, он охотно печатал несколько его копий и с удовольствием дарил друзьям. Именно благодаря его деятельности возник своего рода "иконографическийсамиздат", которым неслучайно вскоре заинтересовались органы КГБ, не допускавшие инакомыслия ни в чем.
+
единственным владельцем редкой фотографии. Раздобыв новый и неизвестный снимок, он охотно печатал несколько его копий и с удовольствием дарил друзьям. Именно благодаря его деятельности возник своего рода "иконографический самиздат", которым неслучайно вскоре заинтересовались органы КГБ, не допускавшие такой "противозаконной" деятельности.
 
+
Главными объектами собирательства были изображения любимых им и тогда малоиздаваемых поэтов нашего века –Б. Пастернака, А. Ахматовой, И. Мандельштама, М.Цветаевой и многих других. М. Балцвиник разыскивал неизвестные фотографии у родственников писателей, их друзей и знакомых, у старых фотографов.
+
 
+
 
+
Примечательно его знакомство с писателем и фотографом А.Л. Лессом, которые сделал для него массу отпечатков, не только Б. Пастернака, И. Эренбурга, М. Твардовского, но и "опального" тогда А. Солженицина.
+
 
+
 
+
Личное обаяние М. Балцвиника, его юмор, эрудиция, тонкое знание литературы и абсолютное бессеребреничество открывали перед ним все двери – не только частных домов, но даже некоторых государственных собраний, скоторыми он легко делился своими находками. Так у С.А. Ермолинского он копировал фотографии М. Булгакова, у И.Н. Пуниной – А. Ахматовой; ему всегда был открыт архив И.М. Наппельбаум – фото и негативы ее знаменитого отца. ..Миша и сам тогдамного фотографировал. Известны его портреты Н.Я.Мандельштам, Б.Окуджавы,Б.Ахмадулиной, А.Кушнера, В. Сосноры…
+
 
+
Техническое качество его работ исключительновысокое, ни одному профессионалу не достичь такого чуда в пересъемке – мишиныкопии, сделанные в докомпьютерную эпоху, подчас оказывались лучше оригиналов….Американского издания альбома цветаевских фотографий Миша, увы, не дождался(его авторство в этом издании обозначено литерами МБ; он был лично знаком сиздателем К.Проффером и о подготовке альбома знал).
+
 
+
В 1999 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанномдоме смог приобрести фотособрание М.А.Балцвиника (после его смерти ононаходилось у К.М.Азадовского), и две с половиной тысячи фотографий, составившихпотрясающую иконографическую летопись нашей литературы от Блока до Бродского иматериализующих страсть души, дар собирателя и мастерство фотографа, - началиновую жизнь, служа нашей культуре».. (из воспоминаний Б.Я.Фрезинского, историкалитературы)
+
 
+
В 1976 г. М.Балцвиник ушел из семьи и вскореженился на Петровой Людмиле.
+
 
+
« Как многие люди тонкого душевного склада, онбыл уязвим, беззащитен и хрупок. Увы, обстоятельства – в конце семидесятых –складывались не в его пользу. Атмосфера ( в стране, на работе, дома) все болеесгущалась. Он путался в неурядицах; сплетаясь роковым образом, они преследовалиего. Надрывали ему сердце. Ему стало не под силу нести эту повседневную ношу,груз обид, тревог и разочарований. И он не выдержал…» ( из воспоминаний К.М.Азадовского)
+
 
+
14 апреля 1980 года Михаил Балцвиник покончилжизнь самоубийством.
+
 
+
РОДНЫЕ:
+
Отец - Абрам Меерович Балцвиник ( 1896-1976), уроженец города Вильно, врач-терапевт, диетолог, кандидат медицинских наук; работал в Ленинградском Государственном институте для усовершенствования врачей
+
(ГИДУВ). В финскую войну (1939 - 1940) находился на фронте. Во время ВОВ (1941 - 1945) работал военным врачомв городе Петрозаводске, далее доктором в военно-санитарном поезде, майор медицинской службы. После войны вернулся в ГИДУВ, откуда в 1953 году был уволен по сфабрикованному «делу врачей».
+
 
+
Мать: Гинделес Гинда Григорьевна (1897, Могилев – 1978, Ленинград) - получила образование в Могилёве, врач-педиатр, работала в железнодорожной поликлинике на ст. Боровой. Во время войны была в эвакуации в г. Ташкент с сыном и дочерью, работала в городской больнице.
+
 
+
  
Зяблова Галина Георгиевна (1931 г.р.) - первая жена, журналистка, редактор и лит. обработчик многих книг,
+
Примечательно его знакомство с писателем и фотографом А.Л. Лессом, которые сделал для него массу отпечатков не только фотографий Бориса Пастернака, Ильи Эренбурга, Александра Твардовского, но и "опального" тогда писателя Александра Солженицина.  
  
Петрова Людмила Григорьевна, вторая жена ,инженер, бухгалтер, 1946 2016
+
Личное обаяние М. Балцвиника, его юмор, эрудиция, тонкое знание литературы и абсолютное бессеребреничество открывали перед ним все двери – не только частных домов, но даже некоторых государственных собраний, с которыми он легко делился своими находками. Так у С.А. Ермолинского он скопировал фотографии Михаила Булгакова, у И.Н. Пуниной Анны Ахматовой; ему всегда был открыт архив Иды Наппельбаум со всеми фото и негативами ее знаменитого отца [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0%D1%83%D0%BC,_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Моисея Соломоновича Наппельбаума.]
  
Гершун Елена Абрамовна, сестра, преподавательнемецкого, 1923 2013
+
М. Балвинник и сам тогда много фотографировал. Известны его фотопортреты Надежды Яковлевны Мандельштам, Булата Окуджавы, Беллы Ахмадулиной, Александра Кушнера, Виктора Сосноры и др. Техническое качество его работ исключительно высокое, ни одному профессионалу не достичь такого эффекта в пересъемке его копии, сделанные в докомпьютерную эпоху, подчас оказывались лучше оригиналов. Выхода американского альбома фотографий Марины Цветаевой он, к сожалению, не дождался. Альбом вышел в 1985 году, уже после его смерти. Его авторство в этом издании обозначено литерами "МБ"; он был лично знаком с издателем Карлом Проффером и знал о подготовке этого альбома.
  
Дочь Зяблова Ольга Михайловна,художник-бутафор Учебного театра, 1959 г.р. Училась в 222 школе с 1966 по 1976гг.
+
В 1999 году Музей Анны Ахматовой - Фонтанный Дом смог приобрести коллекцию фотографий М.А. Балцвиника (после его смерти коллекция находилось у К.М. Азадовского).  
  
Дочь Мартышко Марина Михайловна, учитель, 1979г.р
+
Историк литературы Б.Я. Фрезинский написал по этому поводу:
  
ИСТОЧНИКИ:
+
<I>
 +
"...Две с половиной тысячи фотографий, составивших потрясающую иконографическую летопись нашей литературы от Блока до Бродского и материализующих страсть души, дар собирателя и мастерство фотографа - начали новую жизнь, служа нашей культуре...» </I>
  
Книга «Михаил Балцвиник. Здесь хорошо, хотя спогодой мне не повезло.» Стихи , письма, фотографии, воспоминаниясовременников. Издательство «Бельведер», СПб, 2006 г
+
В 1976 году М. Балцвиник ушел из семьи и вскоре женился на Людмиле Петровой (1946 - 2016). Казалось бы, новая семья и рождение ребенка должны были послужить импульсом для новых творческих достижений. Однако, этого не произошло.  
  
Книга «Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е»,М,: Новое литературное обозрение, 2003
+
<I>"...Как многие люди тонкого душевного склада, он был уязвим, беззащитен и хрупок. Увы, обстоятельства - в конце семидесятых - складывались не в его пользу.  Атмосфера - в стране, на работе и дома - все более  сгущалась. Он путался в неурядицах; сплетаясь роковым образом, они преследовали его, надрывали ему сердце. В глазах появилась боль - тоскливое выражение, которого я не замечал раньше. Ему стало не под силу нести эту повседневную ношу обид, груз обид, тревог и разочарований. И он не выдержал…» </I> - напишет о его смерти  [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 литературовед К.М. Азадовский.]
  
Книга «На смену декабрям приходят январи…»,В.Ронкин. Общество «Мемориал», изд-во «Звенья»,М.2003
+
Михаил Абрамович Балцвиник добровольно ушел из жизни 14 апреля 1980 года. Его прах был погребен на кладбище-колумбарии Ленинградского крематория. Там же похоронены его родители, сестра и вторая жена, Людмила Григорьевна Петрова.
 +
==Адреса==
 +
* Улица Софьи Перовской, д.3, кв.10
  
Журнал «Звезда», № 7 за 2005 г. «ПерепискаНабоковых с Профферами»
+
==Семья==
 +
* Отец: Абрам Меерович Балцвиник ([[1896]] - 1976) - уроженец города Вильно, врач-терапевт, диетолог, кандидат медицинских наук; работал в Ленинградском Государственном институте усовершенствования врачей (ГИДУВе). В финскую войну ([[1939]] - [[1940]]) находился на фронте в Карелии. Во время ВОВ ([[1941]] - [[1945]]) работал военным врачом в городе Петрозаводске, затем доктором в военно-санитарном поезде. Майор медицинской службы, после войны вернулся  на работу в ГИДУВ, откуда в [[1953]] году был уволен по сфабрикованному «делу врачей».
 +
* Мать: Гинделес Гинда Григорьевна ([[1897]], Могилев – 1978, [[Ленинград]]) - получила образование в Могилёве, до войны работала врачом-педиатром в Центральной поликлинике Октябрьской ж/д  на ул. Боровой, д. 55 . Во время войны была в эвакуации в г. Ташкенте с сыном и дочерью. После войны работала врачом-терапевтом в той же Центральной ж/д поликлинике.
 +
* Жена: Зяблова Галина Георгиевна ([[1931]] - 25 октября 2017, Петербург) - первая жена, журналистка, литературный редактор, автор рассказов о животных. Работала в ленинградских газетах "Смена",  "Скороходовский рабочий",  "Ленинградский рабочий", в корпункте московской газеты "Известия". 
 +
* Жена: Петрова Людмила Григорьевна ([[1946]] - 2016) - вторая жена, инженер, бухгалтер по образованию;
 +
* Сестра: Гершун Елена Абрамовна ([[1923]] - 2013) - преподавала немецкий язык сначала в Военной академии связи им. С.М. Буденного, затем в ленинградских общеобразовательных школах;
 +
* Дочь: Зяблова Ольга Михайловна (1959 г.р.) - художник - бутафор Учебного театра "На Моховой", училась в 222-й школе ([[Петришуле]]) с 1966 по 1976 год;
 +
* Дочь: Мартышко Марина Михайловна (1979 г.р.) - учитель английского языка в одной из петербургских школ.
  
Цветаева. Фотобиография. Редактор ЭлендеяПроффер, вступление Карл Проффер. С материалов, собранных М.Б. и И.К. ИздательствоАрдис, Анн Арбор
+
==Источники==
 +
* [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Б.Я. Фрезинский], «Михаил Балцвиник. "Здесь хорошо, хотя с погодой мне не повезло..." Стихи , письма, фотографии, воспоминания современников", Издательство «Бельведер», СПб., 2006;
 +
* Сборник «Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е» : Новое литературное обозрение, М., 2003;
 +
* «На смену декабрям приходят январи…», В.Ронкин. Общество «Мемориал», изд-во «Звенья», М., 2003;
 +
* Журнал «Звезда», № 7/2005: «Переписка Набоковых с Профферами», СПб., 2005;
 +
* М. Цветаева, "Фотобиография", ред. Элендея Проффер, вступление: Карл Проффер. Из материалов, собранных М.Б. и И.К., Издательство "Ардис", Анн Арбор, 1985;
 +
* Б. Фрезинский,  «Мозаика еврейских судеб. ХХ век. Биографии и мемуары", изд. "Текст", М., 2008.
  
Книга «Мозаика еврейских судеб. ХХ век»Биографии и Мемуары. Б. Фрезинский, 2008 г.
+
[[Категория:Все статьи]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Деятели культуры]]
 +
[[Категория:Журналисты]]
 +
[[Категория:Литераторы]]
 +
[[Категория:Мастера художественной фотографии]]
 +
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1945 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1949 году]]

Текущая версия на 16:42, 14 апреля 2020

Михаил Абрамович Балцвиник - советский журналист, литератор и коллекционер уникальных фотопортретов.

Содержание

[править] Биография

Михаил Абрамович Балцвиник (1931, Ленинград - 1980, Ленинград) - советский журналист и поэт, диссидент; автор и коллекционер уникальных фотопортретов.

[править] Биография

Михаил Абрамович Балцвиник родился 2 февраля 1931 года в Ленинграде в семье молодых врачей. Отец - Абрам Меерович Балцвиник, врач-терапевт, работал в Ленинградском Государственном институте усовершенствования врачей. Мать - Гинда Григорьевна (урожд. Гинделес), врач-педиатр, также работала врачом в ж/д поликлинике на ул. Боровой, 55.

Михаил Балцвиник поступил в 222-ю среднюю школу (б. Петришуле) в конце 1930-х годов. С началом ВОВ, в 1941 году вместе с матерью и сестрой выехал в эвакуацию в город Ташкент. Вернувшись в Ленинград после эвакуации в 1945 году, вновь поступил в Петришуле. Закончил школу в 1949 году с золотой медалью и поступил на филологический факультет Ленинградского университета, во французскую группу отделения журналистики. В 1954 году он женился на однокурснице Галине Георгиевне Зябловой. В том же, 1954 году, по окончании ЛГУ, он вместе с женой уехал по распределению сначала в Киргизию,и а затем в Чувашию. Работал в газете "Советская Чувашия"; всего проработал на Востоке страны около четырех лет, пока хрущевская "оттепель" не сменилась резким "похолоданием".

Михаил Балцвиник был прирожденный журналист – с легким даром четких формулировок и превосходным стилем, но его природная честность и критическое отношение к советской власти, порожденное вдумчивым чтением и анализом политических явлений, закрыли для него дорогу в "большую" прессу. Вернувшись в Ленинград в 1958 году, он смог устроится по специальности только в малопрестижной многотиражке завода резино-технических изделий «Красный треугольник».

12 июня 1965 года он, в числе тридцати молодых ленинградцев, подвергся преследованиям со стороны органов КГБ по делу общественно-политической группы «Союз коммунаров» (В. Ронкин, С. Хахаев и др). Привлекался в качестве свидетеля, выступил на суде со смелым заявлением в защиту подсудимых, после чего ему лично были поставлены в вину "потеря политической бдительности" и "недонесение". Этого хватило, чтобы он и его жена были исключены из КПСС и из газеты. В силу тогдашнего негласного запрета на профессию, работа в любых органах печати была ему запрещена. Однако, после серии жалоб и обращений в райком КПСС, ему удалось остаться на заводе и устроится сначала в качестве табельщика, а затем инженера-экономиста в плановом отделе.

[править] Литературная и творческая деятельность

М. Балцвинник со студенческих лет писал стихи, что называется, "для себя". Только после его кончины несколько его стихотворений появилось в парижской «Русской мысли», а в 1990-м году, уже "на излете" советского режима, они были напечатаны в ленинградской газете «Смена». Увлечение поэзией давало М. Балцвинику силы для существования в постылой "социалистической" действительности.

Тем не менее, занятие исключительно поэзией не соответствовало его энергичной натуре и поэтому не могло стать выходом для его творческого темперамента. Неожиданно в конце 1960-х годов им овладело новое увлечение, связанное с любовью поэзии и к фотоискусству: он стал собирать фотографии любимых поэтов и прозаиков и фотографировать уважаемых им литераторов-современников. Так начало складываться его ставшее впоследствии знаменитым собрание иконографии русских писателей ХХ века. За короткое время, благодаря пылкому интересу и фанатичному труду у него собралась уникальная коллекция фотопортретов.

Главными объектами его собирательства были образы любимых им и редко издаваемых тогда поэтов нашего века – Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой и многих других. М. Балцвиник разыскивал неизвестные фотографии у родственников писателей, их друзей и знакомых, у старых фотографов - делал копии, ретушировал и печатал их заново.

Следует сказать, что он не был коллекционером в традиционном смысле, т.е. его не привлекала идея быть единственным владельцем редкой фотографии. Раздобыв новый и неизвестный снимок, он охотно печатал несколько его копий и с удовольствием дарил друзьям. Именно благодаря его деятельности возник своего рода "иконографический самиздат", которым неслучайно вскоре заинтересовались органы КГБ, не допускавшие такой "противозаконной" деятельности.

Примечательно его знакомство с писателем и фотографом А.Л. Лессом, которые сделал для него массу отпечатков не только фотографий Бориса Пастернака, Ильи Эренбурга, Александра Твардовского, но и "опального" тогда писателя Александра Солженицина.

Личное обаяние М. Балцвиника, его юмор, эрудиция, тонкое знание литературы и абсолютное бессеребреничество открывали перед ним все двери – не только частных домов, но даже некоторых государственных собраний, с которыми он легко делился своими находками. Так у С.А. Ермолинского он скопировал фотографии Михаила Булгакова, у И.Н. Пуниной – Анны Ахматовой; ему всегда был открыт архив Иды Наппельбаум со всеми фото и негативами ее знаменитого отца Моисея Соломоновича Наппельбаума.

М. Балвинник и сам тогда много фотографировал. Известны его фотопортреты Надежды Яковлевны Мандельштам, Булата Окуджавы, Беллы Ахмадулиной, Александра Кушнера, Виктора Сосноры и др. Техническое качество его работ исключительно высокое, ни одному профессионалу не достичь такого эффекта в пересъемке – его копии, сделанные в докомпьютерную эпоху, подчас оказывались лучше оригиналов. Выхода американского альбома фотографий Марины Цветаевой он, к сожалению, не дождался. Альбом вышел в 1985 году, уже после его смерти. Его авторство в этом издании обозначено литерами "МБ"; он был лично знаком с издателем Карлом Проффером и знал о подготовке этого альбома.

В 1999 году Музей Анны Ахматовой - Фонтанный Дом смог приобрести коллекцию фотографий М.А. Балцвиника (после его смерти коллекция находилось у К.М. Азадовского).

Историк литературы Б.Я. Фрезинский написал по этому поводу:

"...Две с половиной тысячи фотографий, составивших потрясающую иконографическую летопись нашей литературы от Блока до Бродского и материализующих страсть души, дар собирателя и мастерство фотографа - начали новую жизнь, служа нашей культуре...»

В 1976 году М. Балцвиник ушел из семьи и вскоре женился на Людмиле Петровой (1946 - 2016). Казалось бы, новая семья и рождение ребенка должны были послужить импульсом для новых творческих достижений. Однако, этого не произошло.

"...Как многие люди тонкого душевного склада, он был уязвим, беззащитен и хрупок. Увы, обстоятельства - в конце семидесятых - складывались не в его пользу. Атмосфера - в стране, на работе и дома - все более сгущалась. Он путался в неурядицах; сплетаясь роковым образом, они преследовали его, надрывали ему сердце. В глазах появилась боль - тоскливое выражение, которого я не замечал раньше. Ему стало не под силу нести эту повседневную ношу обид, груз обид, тревог и разочарований. И он не выдержал…» - напишет о его смерти литературовед К.М. Азадовский.

Михаил Абрамович Балцвиник добровольно ушел из жизни 14 апреля 1980 года. Его прах был погребен на кладбище-колумбарии Ленинградского крематория. Там же похоронены его родители, сестра и вторая жена, Людмила Григорьевна Петрова.

[править] Адреса

  • Улица Софьи Перовской, д.3, кв.10

[править] Семья

  • Отец: Абрам Меерович Балцвиник (1896 - 1976) - уроженец города Вильно, врач-терапевт, диетолог, кандидат медицинских наук; работал в Ленинградском Государственном институте усовершенствования врачей (ГИДУВе). В финскую войну (1939 - 1940) находился на фронте в Карелии. Во время ВОВ (1941 - 1945) работал военным врачом в городе Петрозаводске, затем доктором в военно-санитарном поезде. Майор медицинской службы, после войны вернулся на работу в ГИДУВ, откуда в 1953 году был уволен по сфабрикованному «делу врачей».
  • Мать: Гинделес Гинда Григорьевна (1897, Могилев – 1978, Ленинград) - получила образование в Могилёве, до войны работала врачом-педиатром в Центральной поликлинике Октябрьской ж/д на ул. Боровой, д. 55 . Во время войны была в эвакуации в г. Ташкенте с сыном и дочерью. После войны работала врачом-терапевтом в той же Центральной ж/д поликлинике.
  • Жена: Зяблова Галина Георгиевна (1931 - 25 октября 2017, Петербург) - первая жена, журналистка, литературный редактор, автор рассказов о животных. Работала в ленинградских газетах "Смена", "Скороходовский рабочий", "Ленинградский рабочий", в корпункте московской газеты "Известия".
  • Жена: Петрова Людмила Григорьевна (1946 - 2016) - вторая жена, инженер, бухгалтер по образованию;
  • Сестра: Гершун Елена Абрамовна (1923 - 2013) - преподавала немецкий язык сначала в Военной академии связи им. С.М. Буденного, затем в ленинградских общеобразовательных школах;
  • Дочь: Зяблова Ольга Михайловна (1959 г.р.) - художник - бутафор Учебного театра "На Моховой", училась в 222-й школе (Петришуле) с 1966 по 1976 год;
  • Дочь: Мартышко Марина Михайловна (1979 г.р.) - учитель английского языка в одной из петербургских школ.

[править] Источники

  • Б.Я. Фрезинский, «Михаил Балцвиник. "Здесь хорошо, хотя с погодой мне не повезло..." Стихи , письма, фотографии, воспоминания современников", Издательство «Бельведер», СПб., 2006;
  • Сборник «Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е» : Новое литературное обозрение, М., 2003;
  • «На смену декабрям приходят январи…», В.Ронкин. Общество «Мемориал», изд-во «Звенья», М., 2003;
  • Журнал «Звезда», № 7/2005: «Переписка Набоковых с Профферами», СПб., 2005;
  • М. Цветаева, "Фотобиография", ред. Элендея Проффер, вступление: Карл Проффер. Из материалов, собранных М.Б. и И.К., Издательство "Ардис", Анн Арбор, 1985;
  • Б. Фрезинский, «Мозаика еврейских судеб. ХХ век. Биографии и мемуары", изд. "Текст", М., 2008.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле