Шарлемань, Иосиф Иосифович
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
(→Биография) |
||
(не показаны 5 промежуточных версий 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Josif2.jpg|thumb|300px|Михайловский дворец XIX век. Литография с акварели И. Шарлеманя ]] |
− | '''Иосиф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Joseph Charlemagne''; 1 апреля [[1824]], [[Санкт-Петербург]] — 26 апреля [[1870]], там же) — | + | '''Иосиф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Joseph Charlemagne''; 1 апреля [[1824]], [[Санкт-Петербург]] — 26 апреля [[1870]], там же) — российский архитектор и художник, академик архитектуры ([[1857]]). |
== Биография == | == Биография == | ||
− | + | Родился в [[Петербург]]е, в семье известного архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]-[[1861]]). Учился вместе с братом Адольфом Ш. в Главном немецком училище [[Петришуле]] с [[1838]] по [[1842]] год. Учился в [[АХ|Императорской Академии Художеств]] ([[1842]]-[[1846]]), в архитектурном классе академика А. П. Брюллова. Закончил полный курс АХ в сентябре [[1846]] года и выпущен из со званием "свободного художника". | |
− | В [[1848]] году поступил на службу в | + | В [[1848]] году поступил на службу в Придворное ведомство, где и начал свою архитектурную деятельность в качестве "неклассного" архитекторского помощника в мастерской архитектора Н.Е. Ефимова, при постройке Нового [[Эрмитаж]]а. Здесь проработал более 3-х лет, до 11 июля [[1851]] года. За труды по составлению чертежей Нового [[Эрмитаж]]а получил свой первый классный чин в декабре [[1850]]. |
− | Затем, последовательно, | + | Затем, последовательно, работал помощником архитектора Огюста Монферрана при сооружении памятника [[Николай I|Николаю I]]. Затем в мастерской [[Бенуа, Николай Леонтьевич|Н.Л. Бенуа]]. При этом строительных работ не производил, занимаясь лишь составлением смет и чертежей. Такого же характера была его и частная деятельность: поручая наблюдения за постройкой другим архитекторам, брал на себя заказы, связанные исключительно с составлением проектов и чертежей. За один из таких проектов - дачи на Петергофском шоссе великого князя Михаила Николаевича - был удостоен в [[1857]] году звания академика архитектуры. |
− | + | ||
− | Своей известностью И.И. Шарлемань обязан не столько архитектурным проектам, сколько | + | Своей известностью И.И. Шарлемань обязан не столько своим архитектурным проектам, сколько своим акварельным рисункам. Его аллегорические и орнаментальные акварели в свое время пользовались большим успехом, и часто он имел больше заказов, чем возможности их осуществить. Заказы на его картины и акварели поступали как от русских меценатов, так и от особ царской фамилии. |
− | Известно, что во время своего пребывания за границей в [[1860]] году он исполнил целую серию акварельных рисунков видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и великого князя Михаила Николаевича. По его совместному с братом [[Шарлемань, Адольф Иосифович|Адольфом Иосифовичем]] замыслу, в конце [[1852]] года было создано небольшое сообщество российских художников и любителей; вечерами члены сообщества стали собираться по очереди друг у друга и в своем кругу заниматься рисованием. С течением времени эти собрания постепенно сложились в так называемые «акварельные пятницы». | + | Известно, что во время своего пребывания за границей в [[1860]] году, он исполнил целую серию акварельных рисунков видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и великого князя Михаила Николаевича. По его совместному с братом [[Шарлемань, Адольф Иосифович|Адольфом Иосифовичем]] замыслу, в конце [[1852]] года было создано небольшое сообщество российских художников и любителей; вечерами члены сообщества стали собираться по очереди друг у друга и в своем кругу заниматься рисованием. С течением времени эти собрания постепенно сложились в так называемые «акварельные пятницы». |
− | И.И. Шарлемань умер после продолжительной и тяжёлой болезни в [[Санкт-Петербург]]е в апреле [[1870]] года и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоился его отец. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий. | + | И.И. Шарлемань умер после продолжительной и тяжёлой болезни в [[Санкт-Петербург]]е в апреле [[1870]] года и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоился его отец. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы кладбище и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий. |
== Источники == | == Источники == | ||
Строка 29: | Строка 28: | ||
[[Категория:Все статьи]] | [[Категория:Все статьи]] | ||
− | |||
[[Категория:Архитекторы]] | [[Категория:Архитекторы]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
[[Категория:Художники]] | [[Категория:Художники]] | ||
[[Категория:Династии Петришуле]] | [[Категория:Династии Петришуле]] | ||
Строка 38: | Строка 36: | ||
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]] | [[Категория:Выпускники Академии Художеств]] | ||
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]] | [[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]] | ||
− | |||
− | |||
− |
Текущая версия на 01:41, 23 марта 2024
Иосиф Иосифович Шарлемань (нем. Joseph Charlemagne; 1 апреля 1824, Санкт-Петербург — 26 апреля 1870, там же) — российский архитектор и художник, академик архитектуры (1857).
[править] Биография
Родился в Петербурге, в семье известного архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782-1861). Учился вместе с братом Адольфом Ш. в Главном немецком училище Петришуле с 1838 по 1842 год. Учился в Императорской Академии Художеств (1842-1846), в архитектурном классе академика А. П. Брюллова. Закончил полный курс АХ в сентябре 1846 года и выпущен из со званием "свободного художника".
В 1848 году поступил на службу в Придворное ведомство, где и начал свою архитектурную деятельность в качестве "неклассного" архитекторского помощника в мастерской архитектора Н.Е. Ефимова, при постройке Нового Эрмитажа. Здесь проработал более 3-х лет, до 11 июля 1851 года. За труды по составлению чертежей Нового Эрмитажа получил свой первый классный чин в декабре 1850.
Затем, последовательно, работал помощником архитектора Огюста Монферрана при сооружении памятника Николаю I. Затем в мастерской Н.Л. Бенуа. При этом строительных работ не производил, занимаясь лишь составлением смет и чертежей. Такого же характера была его и частная деятельность: поручая наблюдения за постройкой другим архитекторам, брал на себя заказы, связанные исключительно с составлением проектов и чертежей. За один из таких проектов - дачи на Петергофском шоссе великого князя Михаила Николаевича - был удостоен в 1857 году звания академика архитектуры.
Своей известностью И.И. Шарлемань обязан не столько своим архитектурным проектам, сколько своим акварельным рисункам. Его аллегорические и орнаментальные акварели в свое время пользовались большим успехом, и часто он имел больше заказов, чем возможности их осуществить. Заказы на его картины и акварели поступали как от русских меценатов, так и от особ царской фамилии.
Известно, что во время своего пребывания за границей в 1860 году, он исполнил целую серию акварельных рисунков видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и великого князя Михаила Николаевича. По его совместному с братом Адольфом Иосифовичем замыслу, в конце 1852 года было создано небольшое сообщество российских художников и любителей; вечерами члены сообщества стали собираться по очереди друг у друга и в своем кругу заниматься рисованием. С течением времени эти собрания постепенно сложились в так называемые «акварельные пятницы».
И.И. Шарлемань умер после продолжительной и тяжёлой болезни в Санкт-Петербурге в апреле 1870 года и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоился его отец. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы кладбище и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
[править] Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- РБСП: Дело арх. Имп. Акад. Худ. за 1846 г., № 1;
- П. П. Петров, «Сборник материалов для истории Имп. Акад. Худ.», ч. III, СПб., 1864;
- РБСП: Отчеты Имп. Акад. Худ. за 1856—1857 гг. п. за 1859—1870 гг.;
- РБСП: Дело архива Мин. Имп. Двора по описи 501 — № 252;
- РБСП: «Иллюстрированная Газета», 1870, № 19;
- РБСП: Воспоминания об Акад. Худ. в 1859—1864 гг., «Русская Старина», 1880, 10.