Правдин, Осип Андреевич
м (→В Малом театре) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Pravdin O.jpg|thumb|270px|Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и | + | [[Файл:Pravdin O.jpg|thumb|270px|Осип Андреевич Правдин (1849 - 1921) — выдающийся российский актер и театральный педагог.]] |
==Биография== | ==Биография== | ||
− | '''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и | + | '''Осип Андреевич Правдин''' (настоящее имя - ''Оскар Августович Трейлебен''; 16 июня 1849, [[Петербург]], — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог. |
==Биография== | ==Биография== | ||
− | + | Осип Андреевич Правдин родился в [[Санкт-Петербург]]е,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев. | |
В 1857 году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию. | В 1857 году поступил в немецкую школу [[Петришуле]], но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию. | ||
− | Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском | + | Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном». |
+ | |||
==Первые театральные роли== | ==Первые театральные роли== | ||
− | |||
− | + | О. А. Правдин закончил полный курс гимназии в в 1867 году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок». | |
− | + | Летом 1868 года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков. | |
− | + | Весной 1869 г. Осип Андреевич поступил было в [[Петербургская медико-хирургическая академия|Медико-хирургическую академию]], но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком. | |
− | Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, | + | В 1870 году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией театра, снова уехал выступать в провинции. |
+ | |||
+ | Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой Правдина. С.В. Шумский посоветовал ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев. | ||
== В Малом театре== | == В Малом театре== | ||
+ | |||
С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа. | С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа. | ||
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина). | Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина). | ||
− | С успехом выступал в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др. | + | С успехом выступал и в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др. |
Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант: | Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант: | ||
− | «В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей | + | «В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностью европейского барства |
− | + | своего времени. И его замедленная, несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская | |
− | «хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор его, значительно | + | фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура |
− | + | «хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор | |
− | + | его, значительно ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта | |
+ | наивность всегда казалась искусственной, благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой | ||
+ | работы с товарищами по сцене». | ||
− | С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В | + | С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская. |
С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра. | С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра. | ||
Строка 39: | Строка 44: | ||
== Роли в театре == | == Роли в театре == | ||
− | * «Месяц в | + | * «Месяц в деревне» (пьеса И.С. Тургенева) — Шааф; |
* «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен; | * «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен; | ||
* «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин; | * «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин; | ||
Строка 52: | Строка 57: | ||
* "Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский; | * "Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский; | ||
* "Дмитрий Самозванец" А.Н. Островского - Лжедимитрий; | * "Дмитрий Самозванец" А.Н. Островского - Лжедимитрий; | ||
− | * "Старая сказка" Гнедича - полковник Штейн; | + | * "Старая сказка" П.П. Гнедича - полковник Штейн; |
* «Ассамблея» - боярин Арефьев; | * «Ассамблея» - боярин Арефьев; | ||
Версия 13:23, 15 апреля 2013
Содержание |
Биография
Осип Андреевич Правдин (настоящее имя - Оскар Августович Трейлебен; 16 июня 1849, Петербург, — 17 октября 1921, Москва) — выдающийся российский актер и театральный педагог.
Биография
Осип Андреевич Правдин родился в Санкт-Петербурге,, в семье купца I гильдии Августа Трейлебена, происходящего из обрусевших немцев. В 1857 году поступил в немецкую школу Петришуле, но недолго проучившись в ней, был переведен 5-ю петербургскую гимназию.
Учась в четвертом классе гимназии, участвовал в любительском театральном кружке, в котором играл заметную роль. Дядя Правдина, по профессии художник, был страстным любителем театра; в его квартире была устроена постоянная сцена известного в то время любительского кружка «Конкордия». Здесь О. Правдин проводил все свое свободное время. Ему удалось уговорить дядю уступить гимназистам свою сцену для практики. На этих подмостках Осип Андреевич и сыграл роль старика - «Примочки» в водевиле Войкова «Жилец с тромбоном».
Первые театральные роли
О. А. Правдин закончил полный курс гимназии в в 1867 году и начал выступать в труппе известного артиста-любителя Квадри-Рамина, игравшей в Кронштадте и Ораниенбауме; он получил дебют в роли Разлюляева в спектакле «Бедность не порок».
Летом 1868 года О. Правдин играл в Лесном, где держали антрепризу два театральных критика М. О. Рапопорт и М. Г. Вильде. Здесь он выдвинулся настолько, что обратил на себя внимание дирекции Гельсингфорского казенного театра, которая пригласила его на роли комиков.
Весной 1869 г. Осип Андреевич поступил было в Медико-хирургическую академию, но успел только надеть студенческий мундир. В августе 1869 года он бросил академию и, приняв предложение Гельсингфорского театра уехал играть в Финляндию. На сцене этого театра он конкурировал с известным артистом Андреевым-Бурлаком.
В 1870 году О. Правдин получил приглашение в Новочеркасск, где директором войскового театра был Ю. П. Подгорячани. После двух успешных сезонов в Новочеркасске он был приглашен в Тифлис в казенный театр, где режиссировал известный А. А. Яблочкин. Здесь О. Правдин прослужил также два сезона, после чего был допущен к дебютам в петербургском Александринском театре. Они состоялись в роли Аркашки Счастливцева в пьесе А. Плещеева «Мужья одолели» и в двух опереттах - Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» и «Птички певчие» Ж. Оффенбаха. О. Правдин понравился публике и критике, но не найдя взаимопонимания с дирекцией театра, снова уехал выступать в провинции.
Летом 1877 года О. Правдин играл у антрепренера Ceтова в Киеве, куда приехал на гастроли знаменитый артист московского Малого театра Сергей Васильевич Шумский, заинтересовавшийся игрой Правдина. С.В. Шумский посоветовал ему ехать в Москву и попытать счастье в Малом театре. О. Правдин последовал этому совету. В Москве директор театра П. А. Кавелин и инспектор репертуара В. П. Бегичев приняли его очень радушно и обещали дать дебют на сцене Малого театра как только откроется вакансия, в ожидании чего он начал работать в артистическом кружке, где играл с успехом несколько месяцев.
В Малом театре
С 1878 года О. Правдин играл в труппе Малого театра. Его игра отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер О. Правдин продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и национальное своеобразие персонажа.
Прославился исполнением ролей так называемых русских немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф («Месяц в деревне» Тургенева), Остергаузен («Джентльмен» Сумбатова-Южина).
С успехом выступал и в пьесах Мольера - Гарпагон, Сганарель («Лекарь поневоле»), Арган («Мнимый больной») и др.
Театральный критик Э.М. Бескин так охарактеризовал его специфический актерский талант:
«В Правдине чувствовался скорее, европеец, со всей рафинированностью европейского барства своего времени. И его замедленная, несколько ленивая фраза, и какая-то именно европейская фатоватость неторопливого методического жеста, коими измерялась культура «хорошего тона» европейского буржуа. Много, много было в нем этого мягкого «барина». И даже говор его, значительно ассимилировавшийся с тоном Малого театра, эта открытая округлость гласных, эта наивность всегда казалась искусственной, благоприобретенной, заимствованной в периоде долгой работы с товарищами по сцене».
С начала 1880-х годов О. Правдин вел преподавательскую работу. В 1889 году он заведовал драматическими классами Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Преподавал на драматических курсах Московского театрального училища (1888-1893). Среди его учеников — Елизавета Михайловна Садовская.
С 1883 года О. Правдин организовывал поездки групп артистов Малого театра по провинции, способствуя подъему провинциального театра. В 1917 году был управляющим Малым театром. С 1918 года входил в состав дирекции Малого театра.
Осип Андреевич Правдин скончался в Москве 17 октября 1921 года. Место его захоронения в настоящее время неизвестно.
Роли в театре
- «Месяц в деревне» (пьеса И.С. Тургенева) — Шааф;
- «Джентльмен» А.И. Сумбатова-Южина — Остергаузен;
- «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
- «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Варравин;
- «Дело» А.В. Сухово-Кобылина - (с 1900 года) - Тарелкин
- "Лекарь поневоле" Мольера - Гарпагон;
- "Лес" А.Н. Островского - Аркашка Счастливцев;
- "Шутники" А.Н. Островского - старик Оброшенов;
- «Бешеные деньги» А.Н. Островского - Кучумов;
- "Ревизор" Н.В. Гоголя - Городничий;
- "Плоды просвещения» - камердинер Федор Иванович;
- "Борис Годунов» А.С. Пушкина - Василий Шуйский;
- "Дмитрий Самозванец" А.Н. Островского - Лжедимитрий;
- "Старая сказка" П.П. Гнедича - полковник Штейн;
- «Ассамблея» - боярин Арефьев;