Дьяконова, Нина Яковлевна
Нина Яковлевна Дьяконова (дев. Магазинер; 20 октября 1915, Петроград) — российский литературовед, профессор, доктор филологических наук, член Правления Байроновского общества в Лондоне, член редколлегии академической серии «Литературные памятники».
Содержание |
Биография
Родилась в семье известного советского юриста - Якова Мироновича Магазинера. Училась в Петришуле до 1932 года.
В 1937 году окончила Ленинградский государственный университет по курсу двух отделений — лингвистического и литературного. Ученица М. П. Алексеева и В. М. Жирмунского.
В 1936 году вышла замуж за востоковеда И. М. Дьяконова.
Научная деятельность
В 1943 году в эвакуации, в городе Кыштым, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Китс и поэты Возрождения».
С 1944 года — доцент, затем профессор кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
В 1966 году защитила докторскую диссертацию по теме «Лондонские романтики и проблемы английского романтизма», посвященную творчеству Уильяма Хэзлитта, Чарлза Лэма и Ли Ханта.
Многолетняя дружба связывала Н. Я. Дьяконову с Е. Г. Эткиндом и Ф. А. Вигдоровой. С 1985 года она преподает русскую и зарубежную литературу в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Герцена.
Литературоведческие работы
Н. Дьяконова - автор значительных работ о творчестве Уильяма Шекспира, Перси Биши Шелли, Джордж Гордон Байрона, Джона Китса, Чарлза Диккенса, Роберт Луиса Стивенсона, Бернарда Шоу, Олдоса Хаксли.
Педагогическая деятельность
К преподавательскому труду Н. Я. Дьяконова приобщилась еще в пору студенчества: в 1934 году она начала вести английский язык у студентов-востоковедов.
Сама она вспоминала об этом так:
"Преподавание, университетское и домашнее, было, по-видимому, главной движущей силой моей жизни. Мне кажется, что такой выбор был определен не только пристрастием, но и восприятием его как священной обязанности интеллигенции. Мысли о ней и о моей к ней принадлежности появились у меня очень рано. В 1929 или 1930 году от дядюшки-журналиста мне досталась книга со скучным названием „Горький о писателях“. Я взялась за нее неохотно, но вдруг увлеклась. Горький рассказывает, что шел по аллее Летнего сада и на скамейке увидел Блока, который шляпой ловил солнечные лучи. Заметив Горького, Блок вскочил и стал вместе с ним ходить взад и вперед; он заговорил „надоевшими словами осуждения о русской интеллигенции“, на что Горький возразил: „Всегда, ныне и присно русская интеллигенция была, есть и будет ломовой лошадью истории“ (цитирую по памяти). Эта фраза потрясла меня тем, какую важную роль Горький отводит интеллигенции, к которой я себя относила, и я стала размышлять, смогу ли я оправдать это звание. Я всегда о нем помнила и старалась ему соответствовать. Надеюсь оставаться ему верной до конца дней, отпущенных мне Богом " Н. Я. Дьяконова. Минувшие дни, 2009.
С тех пор ее педагогический стаж не прерывался ни на один год. Среди учеников Н. Я. Дьяконовой — десятки кандидатов и докторов наук, опытных преподавателей вузов и переводчиков художественной литературы (Г. С. Усова, Г. В. Яковлева, В. Е. Ветловская, И. Б. Комарова, А. А. Чамеев, C.Л.Сухарев и др.).
Монографии
- Джон Голсуорси. — Л.; М.: Искусство, 1960. 132 с.
- Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. — Л.: Изд. ЛГУ, 1970. 232 с.
- Китс и его современники. — М.: Наука, 1973. 199 с.
- Байрон в годы изгнания. — Л.: Художественная литература, 1974. 161 с.
- Байрон в годы изгнания / Н. Я. Дьяконова. — Изд. 2-е. — Москва: URSS, 2007. — 189, [2] с. ISBN 978-5-382-00241-5
- Лирическая поэзия Байрона. — М.: Наука, 1975. 168 с.
- Лирическая поэзия Байрона / Н. Я. Дьяконова; отв. ред. М. П. Алексеев. — Изд. 2-е. — Москва: URSS, 2007. — 166, [2] с. ISBN 978-5-382-00343-6
- Английский романтизм: Проблемы эстетики. — М.: Наука, 1978. 208 с.
- Стивенсон и английская литература XIX века / Н. Я. Дьяконова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 192 с.
- Шелли / Н. Я. Дьяконова, А. А. Чамеев; Отв. ред. В. Н. Шейнкер; Рос. АН. — СПб.: Наука: Санкт-Петербург. изд. фирма, 1994. — 220,[3] с. (Совместно с А. А. Чамеевым).
Статьи
- Творческий труд ученого: (К 75-летию академика Михаила Павловича Алексеева) // Русская литература. 1971. № 2. С. 213—218. Совместно с Ю. Д. Левиным.
- Чарльз Лэм и Элия // Лэм Ч. Очерки Элии. Л.: Наука. 1979. С. 181—208.
- Байрон и Лермонтов // Лермонтовская энциклопедия. М.; Л., 1981. С. 43-45.
- Джон Китс. Стихи и проза // Китс Джон. Стихотворения. Л.: Наука, 1986. С. 286—310.
- Томас де Квинси — повествователь, эссеист, критик (1785—1859) // Томас Де Квинси. Исповедь англичанина, любителя опиума. М.: Наука, 2000. С. 335—368. (Серия «Литературные памятники».)
- Из истории английской литературы. Статьи разных лет. СПб.: Алетейя, 2001. 192 с.
- «Литературность» Теккерея // Известия АН. Серия литературы и языка. Т. 57. № 5. М., 1998. С. 3-14.
Редактирование, составление, комментарии
Н. Я. Дьяконова редактировала многочисленные переводы произведений Джорджа Гордона Байрона, Чарлза Лэма, Джона Китса, Генри Филдинга, Анны Радклиф, Томаса Де Квинси и др.
Была составителем ряда изданий английской классической литературы (Киплинг, Хаксли, Лоуренс). Выпустила две книги о Байроне: "Байрон в годы изгнания", 1974; "Лирическая поэзия Байрона", 1975). Эти книги возникли из длительного (более двух лет) редактирования перевода поэмы «Дон Жуан», выполненного Татьяной Григорьевной Гнедич.
- Байрон Дж. Г. Дон-Жуан / Перев. Т. Гнедич. М., Л., 1959. Редактирование (совместно с А. А. Смирновым). Примечания. С. 539—590.
Рецензии
- Жизнь слова (Н. Галь. Слово живое и мёртвое. М.: Книга, 1975.) // Нева. 1976. № 4.
- Забвению не подлежит (Е. С. Чернокова. Поэзия Кристины Россетти в контексте эстетики прерафаэлитизма. Харьков, 2004. 208 с.) // Нева. 2005. № 3.
- Никто не забыт, ничто не забыто (Т. Г. Фруменкова. Мы вышли из блокадных дней. СПб., 2005) // Нева. 2006. № 1.
Воспоминания
- Фриде // Звезда. 2005. № 3.
- Забытая поэма забытого автора // Нева. 2006. № 3. Совместно с М. М. Дьяконовым.
Фильмография
- «Ломовая лошадь истории» — документальный фильм, реж. Эдгар Бартенев, «СевЗапКино», Санкт-Петербург, 2010, 40 минут, по заказу телеканала «Культура».