Кулле, Сергей Леонидович
Сергей Леонидович Кулле (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перводчик.
Родился в Ленинграде. Закончил 222-ю школу (бывшая Петришуле) вместе с будущими литераторами Львом Лосевым, Борисом Парамоновым и Анатолием Найманом. Учился на филологическом факультете Ленинградского университета. После окончания ЛГУ жил в Ленинграде, практически всю жизнь проработал в многотиражной газете «Кадры приборостроению».
Он оставил несколько сот стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По сообщениям жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. Большинство его стихотворений - верлибры. Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур. Интересно, чтов его поздних стихах проявляется тенденция к минимализму.
В 1963 году Кулле написал короткое стихотворение:
"Мы - товарищи по несчастью. Вы - товарищи по бесчестью."
Входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд — Виноградов — Ерёмин — Кулле). О "УВЕКАх" было как-то сказано, что это - "литературная группа,притворявшаяся компанией собутыльников". На что член группы Виноградов возразил, что, "наоборот, компания собутыльников притворялась литературной группой."
Кулле и его товарищи остались вне официальной литературы. Но русская поэзия, к счастью, не сводится к советской.
Сергей Кулле умер в 1984 году в 48-летнем возрасте.
Первый сборник стихов Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в 2001 году, посмертные публикации появились также в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века».
Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. По мнению Ивана Ахметьева:
Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур.
Эту же мысль развивает Михаил Натанович Айзенберг:
Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения. В абсолютном совпадении образа мысли и способа речи.
Источники
- Михаил Айзенберг. Литература за одним столом // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]