Росси, Карл Иванович
Карл Ива́нович Ро́сси (Шаблон:Lang-it; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств.
БиографияКарло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Р. вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в Санкт-Петербург, куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров. В 1788 году Росси поступает в немецкую школу St.Petri-Schule. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностраных художников, архитекторов и других людей исскуства, приглашенным Екатериной I для строительства и украшения Петербурга. В 1795 году после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С 1796 года Р. становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году Р. становится "архитектурным помощником 10 класса". В 1802 он получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию. В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери. В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818). Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). |
Шаблон:Карточка |
Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невская лавра|Александро-Невской лавры.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1838 год — Итальянская улица, 11;
- 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.
Постройки
- Екатерининская церковь в Кремле (1808)
- Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
- Реконструкция Аничкова дворца (1816)
- Ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822)
- Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818)
- Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
- Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829)
- Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
- Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси) (1827—1832)
- Колокольня Юрьева монастыря (1841)
По проектам Росси
- 1913. Павильон Росси в Павловске (памятник Марии Федоровне). Архитектор К. К. Шмидт, скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года
Литература
- Вейнерт Н. Росси. М.-Л.: Искусство, 1939.
- Гримм Г. Г. Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. М.-Л.: Искусство, 1946.
- Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
- Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951.
- Росси, Карл Иванович (1775—1849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975.
- Тарановская М. З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л.: Стройиздат, 1980.
- Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 [о работе Росси в Строгановском дворце].
- Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М.: Жираф, 2001.
- Шуйский В. К. Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001.
- Кириков, Борис Михайлович Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. — 2-е изд. — СПб.: Коло, 2007. — 384 с.
30px | Росси, Карл Иванович на Викискладе? |
---|
Примечания
См. также: Поступившие в Петришуле в 1788 году
Ссылки
- 200 лет со дня рождения К. И. Росси 1775—1975 Серия спичечных этикеток к 200-летнему юбилею