Шарлемань, Адольф Иосифович
м (→Ссылки) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Suvorov Gotthard.jpg|мини|300пкс|справа|«Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]] | + | [[Файл:Suvorov Gotthard.jpg|мини|300пкс|справа|«Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября [[1799]] года», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]] |
− | '''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; 1826, [[Петербург]] | + | '''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; 1826, [[Петербург]] — 1901, [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии Художеств]]. |
== Биография и творчество == | == Биография и творчество == | ||
− | Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя ( | + | Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде ([[1734]]—1789), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]]. |
− | А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841- | + | А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841-1848), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]] . В 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде. |
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]: | За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]: | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
* Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855). | * Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855). | ||
− | Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по | + | Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание [[Императорская Академия художеств|академика]]. |
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в 1861 году. | Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в 1861 году. | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты. | В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты. | ||
− | В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ | + | В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]] и хранится в Государственном Эрмитаже. |
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов. | В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов. |
Версия 07:43, 12 августа 2013
Адольф Иосифович Шарлемань (нем. Charleman-Bode; 1826, Петербург — 1901, Петербург) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии Художеств.
Биография и творчество
Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II.
А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841-1848), где учился вместе со своим братом И.И. Шарлеманем . В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от Академии Художеств:
- Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
- Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
- Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
- Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).
Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девы Марии на Выборгском римско-католическом кладбище.
В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты.
В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной и хранится в Государственном Эрмитаже.
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.
С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств, и парадов для альбомов императора Александра II.
В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
Живопись
- «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
- «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
- «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
- «Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году»;
- «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
- «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
- «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» ;
- «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).
Ссылки