Шрётер, Виктор Александрович
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Проекты в Санкт-Петербурге) |
м |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
'''Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер''' (9 мая 1839— 29 апреля 1901) — российский архитектор, академик архитектуры, главный архитектор дирекции Императорских театров. | '''Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер''' (9 мая 1839— 29 апреля 1901) — российский архитектор, академик архитектуры, главный архитектор дирекции Императорских театров. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | В.А. Шрётер родился в Петербурге в семье Александра Шрётера (Alexander Gottlieb Schröter), происходившего из балтийских немцев, пероеселившихся в Россию в царствование [[Екатерина | + | В.А. Шрётер родился в Петербурге в семье Александра Шрётера (Alexander Gottlieb Schröter), происходившего из балтийских немцев, пероеселившихся в Россию в царствование [[Екатерина II|Екатерины II]]. |
Получил общее образование в Главном немецком училище Cв. Петра ([[Петришуле]]) в | Получил общее образование в Главном немецком училище Cв. Петра ([[Петришуле]]) в | ||
− | (1851—1856). Прошёл курс [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и был выпущен из неё со званием "внеклассного художника"; затем обучался в Берлинской академии художеств (1856—1862). По завершении образования в ней он получил редкую для иностранцев награду — Золотую медаль. В | + | (1851—1856). Прошёл курс [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и был выпущен из неё со званием "внеклассного художника"; затем обучался в Берлинской академии художеств (1856—1862). По завершении образования в ней он получил редкую для иностранцев награду — Золотую медаль. В 1858 принят в Берлинский союз архитекторов (Berliner Architekten-Verein). Путешествовал и изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии. |
− | По возвращении в [[Санкт-Петербург]] был приглашен на должность преподавателя Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В | + | По возвращении в [[Санкт-Петербург]] был приглашен на должность преподавателя Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В 1862 г. за представленные Академии художеств работы удостоен звания художника XIV класса и в 1864 г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. |
В.А. Шрётер - представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, и вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), его обширная деятельность проявилась и по другим строительным направлениям. Большое участие он принимал в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича (1867—1885) - ныне Дом учёных на Дворцовой набережной, д. 26; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене. Для Санкт-Петербурга проектировал также грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в [[1880-е|1880-х]]. Кроме того соорудил вокзал в Одессе и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель этого театрального здания, выполненную в серебре. Во время ленинградской блокады эту модель передала для переплавки на нужды города дочь архитектора Мария. | В.А. Шрётер - представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, и вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), его обширная деятельность проявилась и по другим строительным направлениям. Большое участие он принимал в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича (1867—1885) - ныне Дом учёных на Дворцовой набережной, д. 26; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене. Для Санкт-Петербурга проектировал также грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в [[1880-е|1880-х]]. Кроме того соорудил вокзал в Одессе и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель этого театрального здания, выполненную в серебре. Во время ленинградской блокады эту модель передала для переплавки на нужды города дочь архитектора Мария. |
Версия 17:23, 30 ноября 2012
Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер (9 мая 1839— 29 апреля 1901) — российский архитектор, академик архитектуры, главный архитектор дирекции Императорских театров.
Содержание |
Биография
В.А. Шрётер родился в Петербурге в семье Александра Шрётера (Alexander Gottlieb Schröter), происходившего из балтийских немцев, пероеселившихся в Россию в царствование Екатерины II.
Получил общее образование в Главном немецком училище Cв. Петра (Петришуле) в (1851—1856). Прошёл курс Императорской Академии художеств и был выпущен из неё со званием "внеклассного художника"; затем обучался в Берлинской академии художеств (1856—1862). По завершении образования в ней он получил редкую для иностранцев награду — Золотую медаль. В 1858 принят в Берлинский союз архитекторов (Berliner Architekten-Verein). Путешествовал и изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии.
По возвращении в Санкт-Петербург был приглашен на должность преподавателя Строительного училища, впоследствии преобразованного в Институт гражданских инженеров. В 1862 г. за представленные Академии художеств работы удостоен звания художника XIV класса и в 1864 г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик.
В.А. Шрётер - представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, и вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), его обширная деятельность проявилась и по другим строительным направлениям. Большое участие он принимал в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича (1867—1885) - ныне Дом учёных на Дворцовой набережной, д. 26; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене. Для Санкт-Петербурга проектировал также грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х. Кроме того соорудил вокзал в Одессе и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель этого театрального здания, выполненную в серебре. Во время ленинградской блокады эту модель передала для переплавки на нужды города дочь архитектора Мария.
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором Института гражданских инженеров, Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года. 30 августа 1886 года получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете Его Императорского Величества, был членом разных комиссий, принимал активное участие в учреждении и трудах Петербургского Общества архитекторов и некоторое время редактировал его журнал «Зодчий». Любимым стилем Шрётера был немецкий ренессанс.
Семья
В 1869 году, в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).
В. А. Шрётер похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.
Адреса
- 1858—1860 — Берлин, Георгенштрасе (Georgenstraße), 19-a.
- 1891—1901 — Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 114 - особняк архитектора.
Проекты в Санкт-Петербурге
- Александринская площадь (ныне площадь Островского) — Памятник Екатерине II. Совместно с Д.И. Гриммом по проекту М. О. Микешина. Скульпторы А. М. Опекушин, М. А. Чижов. (1862—1873
- Московский проспект, д.95 — Здание богадельни Мещанского общества. (1864—1870). Совместно с Э. К. Вергеймом.
- Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), д.23 - доходный дом (1868—1869).
- Большая Морская улица, д.19 — Здание торгового дома И. А. Кумберга. Перестройка. (1868—1869).
- Гороховая улица, д.46 — доходный дом. Перестройка. (1871—1872).
- Набережная Фонтанки, д.№ 183/ улица Лабутина, д.№ 34/ Калинкин переулок, д.№ 1 — доходный дом и фабрика шелковых изделий А. И. Ниссена. 1872—1873. Совместно с И. С. Китнером.
- Сытнинская улица, д.№ 11/ Кронверкская улица, д.№ 6 — Лютеранская церковь Святой Марии и здание училища. 1872—1874. Совместно с И. С. Китнером. (Не сохранились).
- 2—3-я линии Васильевского острова, д.№ 9 — улица Репина, д.№ 10 — доходный дом В. Ф. Штрауса. 1873—1874. Совместно с И. С. Китнером.
- Моховая улица, д.№ 3 — особняк М. М. Устинова. Перестройка. 1875.
- Почтамтская улица, д.№ 11 — доходный дом. Перестройка. 1875—1876.
- Улица Чайковского, д.№ 65-67 — доходный дом. Расширение. 1875—1876, 1885.
- Улица Марата, д.№ 66/ Социалистическая улица, д.№ 22 — доходный дом А. О. Мейера. 1876.
- Кавалергардская улица, д.№ 20 — доходный дом. 1876—1877. (Надстроен).
- Площадь Островского, д.№ 7 — здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Первоначальный проект позже был доработан Э. Ф. Крюгером и осуществлен Э. Г. Юргенсом. 1876—1879 годы.
- Проспект Римского-Корсакова, д.№ 33 — доходный дом Г. Ф. Вучиховского. 1877.
- Моховая улица, д.№ 28 — доходный дом А. И. Резанова. 1878. Совместно с И. С. Китнером. (Надстроен).
- Кадетская и 1-я линии Васильевского острова, д.№ 4 — улица Репина, д.№ 3 — особняк Г. А. Корпуса. Перестройка и расширение. 1879.
- Английский проспект, д.№ 6 — особняк А. К. Пампеля. 1880—1881.
- Малая Морская улица, д.№ 11 — здание фирмы москательных товаров «Штоль и Шмит». 1880—1881.
- Подольская улица, д.№ 2, правая часть — сиротский дом и училище при Латышской церкви. 1881—1882. (Надстроен).
- Зоологический переулок, д.№ 1-3, левая часть — доходный дом А. А. Шрётера. 1881—1882.
- 16—17-я линии Васильевского острова, д.№ 20 — особняк Х. И. Лоргуса. 1882.
- Большая Подьяческая улица, д.№ 20 — декорационный зал и магазин Дирекции императорских театров. Перестройка. 1883—1884.
- Переулок Матвеева, д.№ 3, двор — здание склада Дирекции императорских театров. 1883—1885.
- Театральная площадь, д.№ 1 — здание Мариинского театра. Перестройка и расширение. 1883—1886, 1894—1896. (Расширено и реконструировано).
- Загородный проспект, д.№ 39 - Гороховая улица, д.№ 79 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. Первоначальный проект. 1884. Построен в 1885—1886 Л. Н. Бенуа.
- Большая Морская улица, д.№ 32 — здание Русского для внешней торговли банка. 1887—1888.
- Большой проспект Васильевского острова, д.№ 77/22—23-я линии Васильевского острова, д.№ 14-16 — комплекс зданий больницы Биржевого купечества в память Александра II. 1887—1889. (Расширен).
- Галерная улица, д.№ 65] — особняк С. В. Линдес. 1888.
- Улица Салтыкова-Щедрина, д.№ 8, двор — гимнастический и рекреационный зал школы при церкви Святой Анны. 1888.
- Английская набережная, д.№ 38/ Галерная улица, д.№ 39/ Площадь Труда, д.№ 1 — доходный дом А. Ф. Кларка. Перестройка и расширение. 1889—1890. (Надстроен).
- Мариинский театр. Восстановление после пожара, перестройка фасада. 1880-е.
- Набережная Мойки, д.№ 114/ улица Писарева, д.№ 2 — особняк В. А. Шрётера. 1890—1891. Памятник архитектуры
- Улица Писарева, д.№ 4 — доходный дом В. А. Шрётера. 1891—1892.
- Набережная канала Грибоедова, д.№ 34/ Банковский переулок, д.№ 1/ Москательный переулок, д.№ 2 — доходный дом. Перестройка. 1891—1892.
- Лесной проспект, д.№ 20, корпуса 3-5, д.№ 11 — жилые дома завода «Людвиг Нобель». 1893—1895.
- Большой Сампсониевский проспект, д.№ 28, двор — производственные здания завода «Людвиг Нобель». 1893—1896.
- Вознесенский проспект, д.№ 39 — здание театрального декорационного зала и экипажного заведения. 1894, 1897.
- Проспект Римского-Корсакова, д.№ 107 — доходный дом. 1895.
- Выборгская набережная, д.№ 5 — здание музея Русского хирургического общества в память Н. И. Пирогова. Перестройка. 1895—1896. (Не сохранилось).
- Моховая улица, д.№ 40 — здание Главного управления уделов. 1895—1897, 1900. (Надстроено).
- Набережная Мойки, д.№ 112 — доходный дом В. А. Шретера. 1897—1899.
- Невский проспект, д.№ 90-92, двор, центральный и западный корпуса — доходные дома. 1898—1899.
- Фонтанная улица, д.№ 6/ Виленский переулок, д.№ 15 — казармы лейб-гвардии Преображенского полка. 1899. (?)
- Московский проспект, д.№ 100 — надгробный памятник Д. Д. и А. А. Соколовых на Новодевичьем кладбище. 1899.
- Набережная Смоленки, д.№ 9 — надгробный памятник Ниссенов на Смоленском лютеранском кладбище. 1890-е.
- Итальянская улица, д.№ 9/ Михайловская улица, д.№ 2 — реконструкция здания Дворянского собрания. Проект -1894. Осуществлена в 1899—1900 А. П. Максимовым. (Тамбур не сохранился).
- Улица Писарева, д.№ 20 — декорационный магазин и зал Дирекции императорских театров. 1900.
- Улица Писарева, д.№ 10 — особняк Ф. Г. Козлянинова. Расширение. 1900.
В других городах
- Здание железнодорожной станции в Одессе (1879, не сохранилось).
- Большая Покровская (Нижний Новгород, д.№ 13 — здание Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького. 1894.
- Церковь Сергия Радонежского (Бад-Киссинген), (проект 1897—1898, построена в 1898—1901).
- Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова (1897).
- Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко в Киеве (1898).
Литература
- Николаева Т. И. Виктор Шретер. Иероним Китнер. — СПб.: Издательский дом «Коло», 2007. — 400 с.
- Исаченко В.Г.: Зодчие Санкт-Петербурга XIX
- Г.И. Беляева, Е.Я. Афанасьева (ред.) Ленинград: Путеводитель «Старая Коломна». — СПб.: Администрация Адмиралтейского района, 2004. — 366 с.