Шенк, Пётр Петрович
м (→Биография) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Пётр Петрович Шенк''' (23 | + | [[File:Shenk Peter.jpg|thumb|250px|Пётр Петрович Шенк (1870-1915) — российский музыкальный деятель, композитор и дирижёр.]] |
+ | |||
+ | '''Пётр Петрович Шенк''' (23 февраля 1870, Стрельна — 18 июля 1915) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик. | ||
== Биография == | == Биография == |
Версия 01:55, 23 октября 2012
Пётр Петрович Шенк (23 февраля 1870, Стрельна — 18 июля 1915) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.
Содержание |
Биография
П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был крещен при рождении в православную веру. Он был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.
Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. Младенец был помещен в приют, но вскоре усыновлен Директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком.
Году учебы
Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он, с семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделении Петришуле, которое закончил в 1887 году, получив блестящее общее образование.
По совету Антона Рубинштейна П.Шенк продолжил обучение в Консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году.
Творчество композитора
В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор, тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.
С 1891 года П. Шнкк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, иак и произведения других авторов.
В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская, в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.
В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой.
В своих многочисленных произведениях Шенк выступал как последователькомпозиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, неотличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство.
В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве:
«Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны песенная мягкость и нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда стараетсяодухотворить её глубиною мысли и образностью содержания. Он – художник-мыслитель и оттого всё его творчество носит отпечаток благороднойвозвышенности».
Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам, так его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому(1853-1917).
П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка), Карельский перешеек и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище.
Семья
Произведения
Императорский Мариинский театр
- 1893 "Сила любви" - опера
- 1896 «Синяя борода» - балет
- 1899 "Саланга" - балет
- 1899 «Актея» - опера
- 1902 «Последнее свидание» - опера
- 1913 «Чудо роз» («Дочь иных веков»)- опера
- 1914 «Победа» - опера
Оперетты
- 1896 — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург)
- 1902 — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков)
Спектакли
- "Ифигения-жертва" (Михайловский театр)
- "Эринии" (Михайловвский театр)
Кроме этого им были написаны 4 симфонии, сюита, симфонические фантазиии поэмы, сонаты для фортепиано, 11 хоров, кантаты и более 30 романсов. Большинство романсов написано на слова «К.Р.» - Великого князя Константина Константиновича Романова.
Источник
- Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.
- "Verzeichnis der Schűler und Schűlerinnen der Schulen zu St.Petri 1862 – 1912", von Hermann Held. St.Petersburg. 1913;
- "Забытые имена Петришуле: композитор Петр Петрович Шенк", реферат, шк. №222, Павел Батоцыренов;
- Журнал«Нива», 1913 год;
- Семейный архив Сергеевой Клавдии Николаевны;
- Семейный архив Григорьева Эрнеста Федоровича;
- Семейный архив Сергеева Рюрика Ростиславовича;
- РНБ, Нотный отдел;
- Музыкальная филармоническая библиотека;
- Музей музыкального и театрального искусства, Санкт-Петербург