Кулле, Сергей Леонидович
м (→Ссылки) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | |||
'''Сергей Леонидович Кулле''' (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перводчик. | '''Сергей Леонидович Кулле''' (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перводчик. | ||
− | Родился в [[Ленинград]]е. Закончил 222-ю школу (бывшая [[Петришуле]]) вместе с будущими литераторами [[Лосев, Лев Владимирович|Львом Лосевым]], [[Парамонов, Борис Михайлович|Борисом Парамоновым]] и [[Найман, Анатолий Генрихович|Анатолием Найманом]]. | + | Родился в [[Ленинград]]е. Закончил 222-ю школу (бывшая [[Петришуле]]) вместе с будущими литераторами [[Лосев, Лев Владимирович|Львом Лосевым]], [[Парамонов, Борис Михайлович|Борисом Парамоновым]] и [[Найман, Анатолий Генрихович|Анатолием Найманом]]. Учился на филологическом факультете [[Санкт-Петербургский университет|Ленинградского университета]]. После окончания [[Санкт-Петербургский университет|ЛГУ]] жил в Ленинграде, практически всю жизнь проработал в многотиражной газете «Кадры приборостроению». |
+ | |||
+ | Он оставил несколько сот стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По сообщениям жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. | ||
+ | Большинство его стихотворений - верлибры. Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур. Интересно, чтов его поздних стихах проявляется тенденция к минимализму. | ||
+ | |||
+ | В 1963 году Кулле написал короткое стихотворение: | ||
+ | "Мы - товарищи по несчастью. | ||
+ | Вы - товарищи по бесчестью." | ||
+ | Входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд — Виноградов — Ерёмин — Кулле). | ||
+ | О "УВЕКАх" было как-то сказано, что это - "литературная группа,притворявшаяся компанией собутыльников". На что член группы Виноградов возразил, что, "наоборот, компания собутыльников притворялась литературной группой." | ||
+ | |||
+ | Кулле и его товарищи остались вне официальной литературы. Но русская поэзия, к счастью, не сводится к советской. | ||
+ | |||
+ | Сергей Кулле умер в 1984 году в 48-летнем возрасте. | ||
− | + | Первый сборник стихов Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в 2001 году, посмертные публикации появились также в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века». | |
− | Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. По мнению | + | Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. По мнению Ивана Ахметьева: |
− | + | Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского | |
− | Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур | + | свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур. |
− | + | ||
− | Эту же мысль развивает | + | Эту же мысль развивает Михаил Натанович Айзенберг: |
− | + | Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и | |
− | Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения. В абсолютном совпадении образа мысли и способа речи | + | обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не |
− | + | собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они | |
+ | открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти | ||
+ | невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не | ||
+ | означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они | ||
+ | следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в | ||
+ | том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного | ||
+ | ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как | ||
+ | дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения. В | ||
+ | абсолютном совпадении образа мысли и способа речи.[http://www.newkamera.de/aizenberg/aisenberg_o_03.html Михаил Айзенберг. Литература за одним столом] // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.] | ||
== Источники == | == Источники == | ||
+ | * [http://www.newkamera.de/aizenberg/aisenberg_o_03.html Михаил Айзенберг. Литература за одним столом] // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
− | * | + | * [http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/10/05kulle.htm Неофициальная поэзия: Сергей Кулле] |
[[Категория:Все статьи]] | [[Категория:Все статьи]] |
Версия 04:39, 13 ноября 2012
Сергей Леонидович Кулле (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перводчик.
Родился в Ленинграде. Закончил 222-ю школу (бывшая Петришуле) вместе с будущими литераторами Львом Лосевым, Борисом Парамоновым и Анатолием Найманом. Учился на филологическом факультете Ленинградского университета. После окончания ЛГУ жил в Ленинграде, практически всю жизнь проработал в многотиражной газете «Кадры приборостроению».
Он оставил несколько сот стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По сообщениям жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. Большинство его стихотворений - верлибры. Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур. Интересно, чтов его поздних стихах проявляется тенденция к минимализму.
В 1963 году Кулле написал короткое стихотворение:
"Мы - товарищи по несчастью. Вы - товарищи по бесчестью."
Входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд — Виноградов — Ерёмин — Кулле). О "УВЕКАх" было как-то сказано, что это - "литературная группа,притворявшаяся компанией собутыльников". На что член группы Виноградов возразил, что, "наоборот, компания собутыльников притворялась литературной группой."
Кулле и его товарищи остались вне официальной литературы. Но русская поэзия, к счастью, не сводится к советской.
Сергей Кулле умер в 1984 году в 48-летнем возрасте.
Первый сборник стихов Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в 2001 году, посмертные публикации появились также в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века».
Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. По мнению Ивана Ахметьева:
Вероятно, со временем творчество Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур.
Эту же мысль развивает Михаил Натанович Айзенберг:
Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения. В абсолютном совпадении образа мысли и способа речи.Михаил Айзенберг. Литература за одним столом // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]
Источники
- Михаил Айзенберг. Литература за одним столом // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]