Энман, Наталия Александровна
м |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[File:Enman Natali 1910 fixed.jpg|thumb|260px|Наталия Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото 1910 года.]] | + | [[File:Enman Natali 1910 fixed.jpg|thumb|260px|Наталия Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото [[1910]] года.]] |
'''Наталия Александровна Энман''' (нем. ''Natalie Enmann''; [[1889]], [[Петербург]] - 1961, [[Ленинград]]) - одна из основательниц студии музыкального движения «[[Гептахор]]», художник-иллюстратор, музейный работник. | '''Наталия Александровна Энман''' (нем. ''Natalie Enmann''; [[1889]], [[Петербург]] - 1961, [[Ленинград]]) - одна из основательниц студии музыкального движения «[[Гептахор]]», художник-иллюстратор, музейный работник. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
После прохождения полного курса [[Петришуле|гимназии]] (Septima) в [[1906]] году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в [[1907]] году, получив диплом домашней учительницы. В том же [[1907]] году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов. | После прохождения полного курса [[Петришуле|гимназии]] (Septima) в [[1906]] году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в [[1907]] году, получив диплом домашней учительницы. В том же [[1907]] году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов. | ||
====Создание студии [[Гептахор]]==== | ====Создание студии [[Гептахор]]==== | ||
− | [[Файл:Zinzerling Enman2.jpg|thumb|left|240px|Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталия Энман, Екатерина Цинзерлинг.]] | + | [[Файл:Zinzerling Enman2.jpg|thumb|left|240px|Фото [[1920]]-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталия Энман, Екатерина Цинзерлинг.]] |
− | Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы | + | Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в [[Россия|России]] американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]. В [[1915]] году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы «[[Гептахор]]» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]". |
− | С [[1918]] года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатерины Цинзерлинг]], Юлии Тихомировой, Ильзы и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллы Тревер]] и Натальи Петьковой | + | С [[1918]] года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатерины Цинзерлинг]], Юлии Тихомировой, Ильзы и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллы Тревер]] и Натальи Петьковой начала давать публичные выступления в городах [[Россия|России]]. С приходом НЭПа в [[1922]] году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие. |
− | В [[1920]]-е годы «[[Гептахор]]», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. [[Дюперрон, Георгий Александрович|Г. А. | + | В [[1920]]-е годы «[[Гептахор]]», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. [[Дюперрон, Георгий Александрович|Г. А. Дюпперон]] высоко оценивал деятельность «[[Гептахор]]а» в своей книге «Теория физической культуры», вышедшей в [[Ленинград]]е в [[1925]] году. |
В качестве признания в [[1927]] году танцевальная группа «[[Гептахор]]» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в [[1928]] году, испытывая давление властей, «[[Гептахор]]», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование. | В качестве признания в [[1927]] году танцевальная группа «[[Гептахор]]» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в [[1928]] году, испытывая давление властей, «[[Гептахор]]», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование. | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
==Источники== | ==Источники== | ||
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18; | * Архив [[Петришуле]]: фонд 18; | ||
− | * Руднева С. Д., Фиш Э. М. "''Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания.''" 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; | + | * Руднева С. Д., Фиш Э. М. "''Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания.''" 1-е изд. — {{М.}}: Просвещение, 1972; |
− | * Руднева С. Д. ''"Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний.''" М., 2007 | + | * Руднева С. Д. ''"Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний.''" {{М.}}, 2007; |
− | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80 Википедия: Гептахор] | + | * [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80 Википедия: Гептахор]; |
− | * [http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1288635317 А.Ф. Энман] | + | * [http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1288635317 А.Ф. Энман]; |
− | * [http://fotki.yandex.ru/next/users/idvm/album/105827/view/317785?page=3 Яндекс фото: Гептахор] | + | * [http://fotki.yandex.ru/next/users/idvm/album/105827/view/317785?page=3 Яндекс фото: Гептахор]. |
[[Категория:Все статьи]] | [[Категория:Все статьи]] |
Версия 05:15, 22 мая 2014
Наталия Александровна Энман (нем. Natalie Enmann; 1889, Петербург - 1961, Ленинград) - одна из основательниц студии музыкального движения «Гептахор», художник-иллюстратор, музейный работник.
Содержание |
Биография
Годы учебы и увлечение живописью
Н.А. Энман родилась в 1889 году в семье историка, антиковеда Александра Федоровича Энмана и домашней учительницы Анны Николаевны. Рано потеряв родителей, она воспитывалась бабушкой и теткой по материнской линии - Любовью Николаевной Юдиной. В 1897 году Наталия Энман поступила на подготовительное отделение женской гимназии Петришуле. Во время учёбы в гимназии у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского (1866-1943).
В 1917-1919 годах, по просьбе профессора Ф.Ф. Зелинского Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых.
После прохождения полного курса гимназии (Septima) в 1906 году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в 1907 году, получив диплом домашней учительницы. В том же 1907 году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.
Создание студии Гептахор
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по школе - сестрами Ильзой и Камиллой Тревер и Екатериной Цинзерлинг, она увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы Айседоры Дункан. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара студии. В 1918-1922 годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "Гептахор".
С 1918 года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и Камиллы Тревер и Натальи Петьковой начала давать публичные выступления в городах России. С приходом НЭПа в 1922 году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.
В 1920-е годы «Гептахор», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. Г. А. Дюпперон высоко оценивал деятельность «Гептахора» в своей книге «Теория физической культуры», вышедшей в Ленинграде в 1925 году.
В качестве признания в 1927 году танцевальная группа «Гептахор» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в 1928 году, испытывая давление властей, «Гептахор», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.
Художественная и просветительская деятельность
С начала 1930-х годов, оставаясь членом студии "Гептахор", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в Ленинграде. С 1935 года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в Ленинграде (1938-1951) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею.
В 1940 году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы Ленинградской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении.
После выхода на пенсию в 1952 году на договорных началах занималась разработкой образцов рисунков для вышивок.
Наталия Александровна Энман скончалась в 1961 году в Ленинграде.
Рисунки Наталии Энман
- Танец на сцене. Акварель. 1916 г.
- Композиция «Фантазия». Набросок движений коллектива. Карандаш. 1917 г.
- Рисунки к занятиям с Борисом Владимировичем Эндером в студии «Гептахор». Замкнутое пространство. Акварель. 1927 г.
- Зарисовки человека в движении (сгибание и разгибание корпуса). Карандаш. 1930 г.
Литература
Несколько рисунков Н.А. Энман напечатаны в книге С. Рудневой «Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "Гептахор" издательства Главного архива Москвы, 2007 г. Фрагмент её рисунка, сделанного в 1917 году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой России 2007 года» в номинации «Диалог со временем».
Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- Руднева С. Д., Фиш Э. М. "Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания." 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972;
- Руднева С. Д. "Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний." М., 2007;
- Википедия: Гептахор;
- А.Ф. Энман;
- Яндекс фото: Гептахор.