Шарлемань, Адольф Иосифович
WKnovich (обсуждение | вклад) |
м |
||
(не показаны 8 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Sharleman Adolf.jpg|thumb|300px|Адольф Иосифович Шарлемань (1826 — 1901) — батальный, исторический и жанровый живописец]] |
− | '''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; 1826, [[Петербург]] — 1901, [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии художеств]]. | + | '''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; [[1826]], [[Петербург]] — [[1901]], [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии художеств]]. |
== Биография и творчество == | == Биография и творчество == | ||
− | А. И. Шарлемань - сын архитектора | + | А. И. Шарлемань - сын архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—[[1861]]), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]]—[[1789]]), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]] из Руана. |
− | А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] (1841-1848), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде. | + | А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] ([[1841]]-[[1848]]), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В [[1848]] году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде. |
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]: | За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]: | ||
− | * Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852); | + | * Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» ([[1852]]); |
− | * Большую | + | * Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» ([[1853]]); |
− | * Малую золотую медаль | + | * Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании [[1848]] года» ([[1854]]); |
− | * Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855). | + | * Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» ([[1855]]). |
− | Закончив [[АХ|Академию]] в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика. | + | Закончив [[АХ|Академию]] в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В [[1855]] году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в [[1859]] году звание академика. |
− | Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] | + | Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в [[1861]] году. |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
+ | Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище. | ||
+ | В [[1863]]-[[1865]] годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е. | ||
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты. | В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты. | ||
− | В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]] и хранится в Государственном Эрмитаже. | + | В [[1867]] году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]] и хранится в [[Эрмитаж|Государственном Эрмитаже]]. |
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов. | В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов. | ||
− | С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств | + | С [[1871]] года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств и парадов для альбомов императора [[Александр II|Александра II]]. |
− | В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение. | + | В [[1873]] году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение. |
− | + | А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в [[1901]] году в [[Санкт-Петербург]]е. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий. | |
− | А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в [[Санкт-Петербург]]е. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий. | + | |
== Живопись == | == Живопись == | ||
− | + | * «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль [[АХ|Академии художеств]] в [[1853]]); | |
− | + | * «Эпизод из венгерской кампании [[1848]] г.» (малая золотая медаль, [[1854]]); | |
− | * «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853); | + | * «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, [[1855]]); |
− | * «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854); | + | * «Торжественный прием Суворова в Милане в апреле [[1799]] года»; |
− | * «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855); | + | * «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в [[1859]] году); |
− | * «Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 | + | * «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, [[1867]]); |
− | * «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году); | + | * «Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в [[1877]] году», [[1879]]. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; |
− | * «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867); | + | * «[[Пётр I]] всенародно объявляет о заключении мира со Швецией»; |
− | * | + | * «[[Пётр I]] в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» ([[1884]]); |
− | * | + | * «Петр II в Петергофе», акварель, белила. Частное собрание. |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.biografija.ru/biography/sharleman-bode-adolf-iosifovich.htm Биография] на сайте «Биография.ру» | * [http://www.biografija.ru/biography/sharleman-bode-adolf-iosifovich.htm Биография] на сайте «Биография.ру» | ||
* [http://www.ukrcards.com.ua/poleznoe-show-5.html Биография] на сайте «Карточный домик» | * [http://www.ukrcards.com.ua/poleznoe-show-5.html Биография] на сайте «Карточный домик» | ||
+ | * [http://www.artsait.ru/art/sh/sharleman/art1.php Картины А.И. Шарлеманя] | ||
− | |||
− | |||
[[Категория:Все статьи]] | [[Категория:Все статьи]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Художники]] | [[Категория:Художники]] | ||
+ | [[Категория:Академики АХ]] | ||
+ | [[Категория:Педагоги]] | ||
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]] | [[Категория:Выпускники Академии Художеств]] | ||
[[Категория:Ученики Петришуле]] | [[Категория:Ученики Петришуле]] | ||
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]] | [[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]] | ||
+ | [[Категория:Поступившие в Петришуле в 1841 году]] −[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]] −[[Категория:Закончившие Петришуле в 1848 году]] | ||
[[Категория:Династии Петришуле]] | [[Категория:Династии Петришуле]] | ||
[[Категория:Шарлемани-Боде]] | [[Категория:Шарлемани-Боде]] |
Текущая версия на 04:39, 9 февраля 2020
Адольф Иосифович Шарлемань (нем. Charleman-Bode; 1826, Петербург — 1901, Петербург) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии художеств.
[править] Биография и творчество
А. И. Шарлемань - сын архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде (1734—1789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II из Руана.
А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841-1848), где учился вместе со своим братом И.И. Шарлеманем. В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от Академии Художеств:
- Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
- Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
- Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
- Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).
Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище. В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге. В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты.
В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной и хранится в Государственном Эрмитаже.
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.
С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств и парадов для альбомов императора Александра II.
В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение. А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
[править] Живопись
- «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
- «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
- «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
- «Торжественный прием Суворова в Милане в апреле 1799 года»;
- «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
- «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
- «Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году», 1879. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией»;
- «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884);
- «Петр II в Петергофе», акварель, белила. Частное собрание.
[править] Ссылки
- Биография на сайте «Биография.ру»
- Биография на сайте «Карточный домик»
- Картины А.И. Шарлеманя − −