Нотгафт, Федор Федорович
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Биография) |
(→Биография) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, [[1910]] год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]] | [[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, [[1910]] год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]] | ||
− | '''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля [[1886]], [[Петербург]] - декабрь [[1941]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, | + | '''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля [[1886]], [[Петербург]] - декабрь [[1941]], [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, старший научный сотрудник [[Эрмитаж]]а. |
==Биография== | ==Биография== | ||
− | + | Родился 5 (17) июля [[1886]] года в [[Петербург]]е. Осенью [[1898]] года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае [[1903]] года. В том же, [[1903]] он году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]]. | |
В [[1905]] году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства. | В [[1905]] году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
В период [[1922]]-[[1925]] гг. Ф.Ф. Нотгафт организовал в [[Эрмитаж]]е Выставку искусства XIX века. В связи с организацией экспозиций у него были некоторые разногласия с заведующим Картинной галереи [[Эрмитаж]]а [[Бенуа|Александром Бенуа]]. Ф.Ф. Нотгафт не хотел включать в состав Выставки картины художников официальной академической школы - Ж.Л. Жерома, А.В. Бугро, Ф. Фламенга. [[Бенуа|А.Н. Бенуа]] же выступил в их защиту и предвещал возрождение интереса к салонным академическим живописцам. | В период [[1922]]-[[1925]] гг. Ф.Ф. Нотгафт организовал в [[Эрмитаж]]е Выставку искусства XIX века. В связи с организацией экспозиций у него были некоторые разногласия с заведующим Картинной галереи [[Эрмитаж]]а [[Бенуа|Александром Бенуа]]. Ф.Ф. Нотгафт не хотел включать в состав Выставки картины художников официальной академической школы - Ж.Л. Жерома, А.В. Бугро, Ф. Фламенга. [[Бенуа|А.Н. Бенуа]] же выступил в их защиту и предвещал возрождение интереса к салонным академическим живописцам. | ||
+ | ==Создание издательства "Аквилон"== | ||
В [[1921]] году в [[Петроград]]е Ф.Ф. Нотгафт организовал специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики. | В [[1921]] году в [[Петроград]]е Ф.Ф. Нотгафт организовал специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики. | ||
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее: | Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее: | ||
− | + | ||
− | + | <I> | |
− | + | "...При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта [[1922]] года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. | |
− | + | Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию»..." - Матышев А. А. "22 книги «Аквилона»", 1988. | |
− | + | </I> | |
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы. | Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы. | ||
Строка 36: | Строка 37: | ||
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре [[1941]] года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти: | Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре [[1941]] года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти: | ||
− | + | ||
− | + | <I> | |
− | + | "...Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины | |
− | + | представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7. | |
− | + | </I> | |
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище. | Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище. | ||
Строка 48: | Строка 49: | ||
==Семья== | ==Семья== | ||
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта: | По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта: | ||
− | + | ||
− | + | <I> | |
− | + | "...Ф.Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в [[1921]] году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф.Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф.Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков [[Эрмитаж]]а, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7. | |
− | + | </I> | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
==Фотоальбом== | ==Фотоальбом== | ||
Строка 85: | Строка 82: | ||
[[Категория:Ученики Петришуле]] | [[Категория:Ученики Петришуле]] | ||
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]] | [[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]] | ||
+ | [[Категория:Поступившие в Петришуле в 1898 году]] | ||
+ | [[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]] | ||
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1903 году]] | [[Категория:Закончившие Петришуле в 1903 году]] |
Текущая версия на 05:20, 23 мая 2024
Федор Федорович Нотгафт (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, Петербург - декабрь 1941, Ленинград) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, старший научный сотрудник Эрмитажа.
Содержание |
[править] Биография
Родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 он году поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.
Впоследствии Ф.Ф. Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.
В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом Картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве Картинной галереи Строгановского дворца, являвшегося филиалом Государственного Эрмитажа до 1929 года. Для этой галереи им был составлен иллюстрированный путеводитель.
В период 1922-1925 гг. Ф.Ф. Нотгафт организовал в Эрмитаже Выставку искусства XIX века. В связи с организацией экспозиций у него были некоторые разногласия с заведующим Картинной галереи Эрмитажа Александром Бенуа. Ф.Ф. Нотгафт не хотел включать в состав Выставки картины художников официальной академической школы - Ж.Л. Жерома, А.В. Бугро, Ф. Фламенга. А.Н. Бенуа же выступил в их защиту и предвещал возрождение интереса к салонным академическим живописцам.
[править] Создание издательства "Аквилон"
В 1921 году в Петрограде Ф.Ф. Нотгафт организовал специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:
"...При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта 1922 года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию»..." - Матышев А. А. "22 книги «Аквилона»", 1988.
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А.Н. Бенуа (1870-1960) и ряд других уникальных изданий. Одной из последних работ "Аквилона" была небольшая книжечка А.Н. Кубе "Венецианское стекло", выпущенная в 1923 году.
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.
В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом Эрмитажа.
В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
"...Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.
За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в Петербурге.
[править] Семья
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
"...Ф.Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в 1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф.Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф.Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - В.М. Глинка, "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года", журнал «Звезда» 2005, №7.
[править] Фотоальбом
[править] Сочинения
- Графика М.В. Добужинского. Л.: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
- "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
- Голлербах, Э. Ф. Рисунки М. Добужинского. Москва: Пегас, 1923;
- Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта: Каталог. Ленинград: 1962. Статью о Ф.Ф. Нотгафте к этому Каталогу написал А.Н. Бенуа.
[править] Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- Нотгафт, Федор Федорович;
- Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909;
- Русские немцы в Государственном Эрмитаже;
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927);
- Белов, С.В. Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского // Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Ленинград: 1985;
- Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Искусство, 1986.