Нотгафт, Федор Федорович
м |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, Петербург.]] | + | [[File:Notgaft Kustodiev 1910.jpg|thumb|270px|Портрет Федора Федоровича Нотгафта. Рисунок Б. Кустодиева, 1910 год. Оригинал хранится в Русском музее, [[Петербург]].]] |
− | '''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, [[Петербург]] - декабрь 1941, [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа. | + | '''Федор Федорович Нотгафт''' (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, [[Петербург]] - декабрь 1941, [[Ленинград]]) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа. |
+ | |||
==Биография== | ==Биография== | ||
− | Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в | + | Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в [[Петербург]]е. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение [[Петришуле]], которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 году поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]]. |
− | В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства. | + | В 1905 году, будучи студентом [[Петербургский университет|университета]], посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства. |
− | Впоследствии | + | Впоследствии Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности. |
В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель. | В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель. | ||
Строка 12: | Строка 13: | ||
В 1921 году в [[Петроград]]е им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики. | В 1921 году в [[Петроград]]е им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики. | ||
− | Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон» пишет следующее: | + | Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее: |
− | При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта 1922 года, | + | При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся |
− | + | 1 марта 1922 года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. | |
− | + | Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович | |
+ | Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» // | ||
Книга: Исслед. и материалы. 1988.) | Книга: Исслед. и материалы. 1988.) | ||
Строка 22: | Строка 24: | ||
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий. | В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий. | ||
− | Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному | + | Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов. |
− | Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются | + | Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров. |
В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; | В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; | ||
Строка 31: | Строка 33: | ||
В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом. | В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом. | ||
− | Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном | + | Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном [[Ленинград]]е в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти: |
− | "Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня | + | "Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не |
− | + | была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, | |
− | + | чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины | |
− | + | представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - (В.М. Глинка "Блокада. | |
− | + | Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.) | |
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище. | Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище. | ||
− | За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в | + | За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в [[Петербург]]е. |
==Семья== | ==Семья== | ||
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта: | По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта: | ||
− | "Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в 1921 году во | + | "Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в |
− | + | 1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей. | |
− | + | Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее | |
− | + | неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа, | |
− | + | гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала | |
+ | хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада. | ||
Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.) | Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.) | ||
Строка 59: | Строка 62: | ||
==Сочинения== | ==Сочинения== | ||
− | * ''Графика М.В. Добужинского.'' Л,: 1924 (Ф.Ф Нотгафт совм. с С.К. Маковским); | + | * ''Графика М.В. Добужинского.'' Л,: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским); |
* "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923; | * "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923; | ||
− | * Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М.Добужинского.'' Москва: Пегас, 1923; | + | * Голлербах, Э. Ф. ''Рисунки М. Добужинского.'' Москва: Пегас, 1923; |
− | * ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. Ленинград: 1962; | + | * ''Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта'': Каталог. [[Ленинград]]: 1962; |
==Источники== | ==Источники== | ||
− | * Архив Петришуле: фонд 18; | + | * Архив [[Петришуле]]: фонд 18; |
* [http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%84%D1%82%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4.%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4/ Нотгафт, Федор Федорович]; | * [http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%84%D1%82%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4.%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4/ Нотгафт, Федор Федорович]; | ||
* [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9614df9e-e1a4-4eb8-811b-c6d393ec4b87/Kustodiev.Portret_Notgaft.htm Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909]; | * [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9614df9e-e1a4-4eb8-811b-c6d393ec4b87/Kustodiev.Portret_Notgaft.htm Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909]; |
Версия 06:16, 1 ноября 2013
Федор Федорович Нотгафт (нем. Friedrich Notthaft; 5 июля 1886, Петербург - декабрь 1941, Ленинград) - российский искусствовед, коллекционер живописи, издатель, хранитель и старший научный сотрудник Эрмитажа.
Содержание |
Биография
Ф.Ф. Нотгафт родился 5 (17) июля 1886 года в Петербурге. Осенью 1898 года поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в мае 1903 года. В том же, 1903 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В 1905 году, будучи студентом университета, посетил выставку Союза русских художников, на которой в том числе выставлялись художники объединения «Мир искусства». Эта выставка дала ему сильный стимул к изучению истории и коллекционированию произведений искусства.
Впоследствии Нотгафт сблизился и подружился со многими художниками, особенно с М.В. Добужинским, Б.М. Кустодиевым, К.С. Петровым-Водкиным и Г.С. Верейским. В 1918 году он был избран секретарем объединения "Мир искусства" и до 1923 года исполнял эти обязанности.
В 1918 году Ф.Ф. Нотгафт работал в Комиссии по охране памятников искусства, а затем ассистентом картинной галереи Эрмитажа. В 1919 году он принимал участие в устройстве картинной галереи Строгановского дворца, для которой он составил иллюстрированный путеводитель.
В 1921 году в Петрограде им было создано специализированное издательство "Аквилон" для выпуска иллюстрированных изданий, сыгравшее большую роль в развитии российской книжной графики.
Историк искусства А.А. Матышев в своем исследовании, посвященном деятельности издательства «Аквилон», пишет следующее:
При официальной регистрации издательства "Аквилон" в Петроглавлите, состоявшейся 1 марта 1922 года, ответственными лицами были указаны Ф.Ф. Нотгафт и В.М. Кантор. Однако фактическим создателем и единственным руководителем его был Федор Федорович Нотгафт, юрист по образованию» - (Матышев А. А. "22 книги «Аквилона» // Книга: Исслед. и материалы. 1988.)
Главной задачей "Аквилона" явилась популяризация русского и зарубежного искусства путем издания обильно иллюстрированных монографий и классических произведений русской и мировой литературы.
В "Аквилоне" вышли с иллюстрациями М.В. Добужинского "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина (1921); "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (1922); "Тупейный художник" Н.С. Лескова (1922); "Воспоминания об Италии" М.В. Добужинского; "Самаркандия" — путевые очерки и зарисовки К.С. Петрова-Водкина (1923); "Шесть стихотворений" Н.А. Некрасова с рисунками Б. М. Кустодиева; "Стихотворения" А.А. Фета с рисунками В.М. Конашевича; "Золотой жук" Эдгара По с рисунками Д.И. Митрохина; "Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах" — альбом рисунков А. П. Остроумовой-Лебедевой; "Версаль" — альбом рисунков А. Н. Бенуа и ряд других уникальных изданий.
Самым выдающимся достижением "Аквилона" в области иллюстрирования книги и одним из лучших достижений российской книжной графики является выпуск в 1923 году повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" с рисунками М. В. Добужинского (тираж 1000 экз.). "Аквилон" выпускал также серии книг "Беседы по прикладному искусству", альбомы гравюр и эстампов.
Издательство "Аквилон" прекратило свое существование 1 ноября 1924 года, издав около 25 книг, отличавшихся высоким полиграфическим исполнением. В настоящее время все они являются уникальными произведениями искусства и пользуются высоким спросом среди читателей и коллекционеров.
В 1922 году Ф.Ф. Нотгафт заведовал художественной частью издательства «Брокгауз и Ефрон»; с 1923 года - художественной частью петроградского отделения Госиздата и издательским отделом Эрмитажа.
В 1925 году он был избран членом Комитета по популяризации художественных изданий и занял должность заведующего графической частью Ленотгиза. После реорганизации этого издательства в 1936 году, Ф.Ф. Нотгафт некоторое время сотрудничал с издательством «Искусство», а затем в 1936 году возвратился в Эрмитаж, чтобы заведовать там редакционно-издательским отделом.
Ф.Ф. Нотгафт умер от голода в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Лично знавший его писатель В.М. Глинка свидетельствует о его смерти:
"Мне рассказали о смерти Федора Федоровича Нотгафта и его жены Елены Георгиевны. Кончина обоих не была для меня неожиданной, оба были не молоды, не очень здоровы и очень мало приспособлены к тому, чтобы искать продовольствие необычными для них путями, но обстоятельства этой кончины представились мне даже для того времени особенно трагическими..." - (В.М. Глинка "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
Место захоронения Ф.Ф. Нотгафта и его супруги остается неизвестным. Скорее всего, их прах покоится в одной из братских могил на Пискаревском кладбище.
За свою жизнь Ф.Ф. Нотгафт собрал большую коллекцию (около 4000 единиц) редких иллюстрированных старопечатных изданий и картин русских художников конца XIX - начала XX века. Большинство из этих произведений находятся сейчас в Государственном Русском музее в Петербурге.
Семья
По свидетельству Вячеслава Михайловича Глинки, лично знавшего Ф.Ф. Нотгафта:
"Ф. Ф. был женат трижды. Первый его брак с француженкой Рене Ивановной был прерван ее отъездом в 1921 году во Францию, куда Ф. Ф. эмигрировать не захотел. Уехала она вместе с сыном Ф. Ф. Колей. Второй женой была Анастасия Сергеевна Боткина. Злые языки говорили, что Ф. Ф. не выдержал ее неровного и недоброго характера. Третья - Елена Георгиевна - сотрудница отдела рисунков Эрмитажа, гостеприимная хозяйка и отменная кулинарка, маленькая, тоненькая, худощавая дама, напоминала хрупкую птичку не только станом, но и манерами, и голоском..." - (В.М. Глинка "Блокада. Фрагменты воспоминаний, написанных летом 1979 года" - журнал «Звезда» 2005, №7.)
Фотоальбом
Сочинения
- Графика М.В. Добужинского. Л,: 1924 (Ф.Ф. Нотгафт совм. с С.К. Маковским);
- "Аквилон": Издания: (Каталог). 1921, 1922 и 1923 гг.; Москва: Пегас, 1923;
- Голлербах, Э. Ф. Рисунки М. Добужинского. Москва: Пегас, 1923;
- Выставка картин и рисунков русских художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта: Каталог. Ленинград: 1962;
Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- Нотгафт, Федор Федорович;
- Б.М. Кустодиев. Портрет Р.И. Нотгафт. 1909;
- Русские немцы в Государственном Эрмитаже;
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)
- Белов, С.В. Белые ночи. Повесть Ф. М. Достоевского. Илл. М. В. Добужинского // Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Ленинград: 1985.