Сверчков, Николай Егорович
Николай Егорович Сверчков (1817—1898) — российский художник-анималист, мастер батальных и жанровых сцен, выпускник Петришуле 1833 года, академик живописи Императорской Академии художеств.
Содержание |
Биография
Н. Е. Сверчков родился в 1817 году в Царском Селе, в семье отставного кавалериста, долгое время работавшего старшим конюхом придворных конюшен. Отец, видя склонность 9-летнего сына к рисованию, определил его сначала в Воспитательную школу при Академии художеств. Наставником его был известный художник, баталист и анималист, выпускник Петришуле - Александр Иванович Зауервейд (1783-1844), но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. Дальнейшее образование мальчик получил в училище Св. Петра - Петришуле, где он проучился с 1829 по 1833 год.
Окончив училище Николай Сверчков по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Однако карьера чиновника не прельщала юношу, и в свободное время он продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, изучал работы мастеров живописи, посещал Академию художеств как вольнослушатель.
Уже в возрасте 22 лет (1839) Н. Е. Сверчков представил свои первые картины на выставке в Академии художеств, за что ему присудили звание "Свободного художника". Первую портретную серию лошадей он написал в 1840 году для известного в Санкт-Петербурге богача С.А. Яковлева.
В 1840 году Н.Е. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли ему занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Н.Е. Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков - П.Н. Зубова, А.Ф. Орлова, К.К. Толя и др. Посещая крупнейшие конные заводы, выполняя частные заказы он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
С 1844 года произведения Н.Е. Сверчкова стали регулярно появляться на ежегодных Академических выставках и вскоре привлекли всеобщее внимание. То были картины на сюжеты из русского народного быта. В 1852 году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» он получил звание академика. Другая значительная картина - «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» - доставила ему в 1855 году профессорское звание.
К середине XIX века Н.Е. Сверчков приобрел большую известность, создав множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, ухарские тройки, охотничьи и жанровые сценки с участием лошадей в зимних пейзажах.
В 50-х гг. у художника появляются новые увлечения - скульптурные изображения животных (сделанные, в основном, из воска, они не дошли до наших дней).
В жизни Н.Е. Сверчкова 1850-е гг. были также отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом Н.Е. Сверчков ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Им выполнена серия картин и рисунков на сюжеты произведений Н.А. Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написан конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др.
В начале 1860-х гг. Н.Е. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Решение о поездке за границу пришло к художнику после длительной и тяжелой работы над огромным полотном, изображавшим приезд моряков-героев Севастопольской обороны 1854-1855 гг. в Москву.
В 1863 году картины Н.Е. Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке и являлись украшением Луврской галереи в Париже. Картина «Возвращение с медвежьей охоты» с изображением скачки с препятствиями в Ламарше была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция»), также проданные в Париже, Николай Сверчков был награжден знаком кавалера ордена Почетного легиона - высшей государственной награды Франции.
В том же 1863 году Н.Е. Сверчков написал для брюссельской выставки картины: «Туманное утро при восходе солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет П.А. Чихачёва верхом на коне во время его путешествия в Турции».
Возвратившись в Петербург в 1864 году, Н.Е. Сверчков получил Высочайший заказ написать три картины на исторические темы. В 1866 году он завершил для императора Александра II картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.»; в 1874 году окончил картину "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы"; и, наконец, последняя картина этой серии - "Выезд царя Ивана Грозного на богомолье" - появилась в 1878 году. Все три картины хранятся в Москве, в Оружейной палате.
Из произведений Н.Е. Сверчкова, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: «Переход гвардии через Балканы» (1879, находится в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге); «Масленица в деревне» (картина доставила художнику медаль на филадельфийской Всемирной выставке 1876 года); «Праздник Святых Флора и Лавра, в деревне» и др.
В 1887 году две акварели Н.Е. Сверчков подарил Л.Н. Толстому: "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости". Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве.
Н.Е. Сверчков скончался в возрасте 81 года в 1898 году и был похоронен близкими родственниками на Казанском кладбище Царского села. Могила не сохранилась. В 2011 году снесена и дача художника на Павловском шоссе, дом 30.
За свою жизнь художник написал 350 картин, создал 1000 рисунков и 12 скульптур. Большинство из этих произведений (около 450), кроме скульптур, хранятся в Музее коневодства Тимирязевской с/х академии (ТСХА) и доступны для обозрения широкому кругу специалистов и любителей лошадей.
Живописные работы Н.Е. Сверчкова
Список работ Н.Е. Сверчкова
- 1839 - картины с Академической выставки: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой", "Портрет девицы Сверчковой". За них Н.Е. Сверчкову присуждают звание свободного художника портретной живописи;
- 1840-е гг. - "Русские типы 40-х годов";
- 1840-е гг. - "Портрет доезжачего В.П. Воейкова Харитона";
- 1845 - "Эскизы русского" - серия рисунков, вышедших в издательстве Дациаро;
- после 1845 - "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" - цикл из 25 работ, вышедших в издательстве Фельтен;
- 1848 - "Тройка", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
- 1849 - "Портрет супруги художника в амазонском платье на лошади";
- 1849 - "Скульптор И.И. Юшков в санях на набережной Невы" или "Серая лошадь в беговых санях с седоком" - портрет скульптора-любителя, бывшего гусара, а затем главного конюшего Императорского двора И.И. Юшкова. Москва, ТСХА;
- 1850 - "Тройка в степи";
- 1850 - "Кучер", Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина;
- 1850 - "Лошадь в конюшне", Псковский государственный музей-заповедник;
- 1851 - "Портрет орловской рысистой кобылы Волны с жеребенком", Москва, ТСХА;
- 1851 - "Пасущиеся лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
- 1851 - "Сани. Рысак", Витебский областной краеведческий музей;
- 1852 - «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге»; за эту картину Н.Е. Сверчков получил звание "академика живописи народных сцен";
- 1852 - гравюра "А.Г. Орлов в санках едет на Барсе I", Москва, Музей коневодства ТСХА. Образ родоначальника орловской рысистой породы серого Барса I, родившегося в 1784 году в Хреновском конезаводе от Полкана I и серой голландской кобылы, воссоздан по описанию и по портрету производителя Хреновского завода серого Добрыни IV, 1845 г. рожд.;
- 1853 - "Свидание в поле", портрет Добрыни IV, Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1853 - "Император Николай I на зимнем выезде";
- 1853 - "В манеже", Государственный художественный музей Алтайского края;
- 1854 - "А.Я. Панаева в дамском седле верхом на лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1854 - "Русский офицер шталмейстер З.А. Бибиков верхом на вороной лошади орлово-ростопчинской породы", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1855 - "Грузный экипаж с пассажирами тянется в знойный летний день по тяжелой песчаной дороге измученными шестью почтовыми лошадьми" или "Дорожные", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей; картина доставила Н.Е. Сверчкову профессорское звание;
- 1855 - "В метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1856 - "Тройка серых в санях";
- 1856 - "Встреча с кавалькадой", частное собрание;
- 1856 - "Зимняя охота";
- 1857-1858 - "Эскизы охотника";
- 1859 - "Рабочая лошадь", Москва, Государственная Третьяковская галерея;
- 1859 - "Катание детей в коляске (Александр II с детьми)", Ярославский художественный музей;
- 1859 - "Катание на санях зимой". Карандаш и акварель;
- 1860-е гг. - "Отдых на охоте", Ярославский художественный музей;
- 1860-е гг. - "Откуда дровишки", частное собрание;
- 1860-е гг. - серия картин и рисунков на сюжеты произведений Н.А. Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок";
- 1860 - "Охота на стаю волков с саней" или "В пути", Вологодская областная картинная галерея;
- 1863 - "Возвращение с медвежьей охоты" с изображением скачки с препятствиями в Ламарше, приобретена Наполеоном III на выставке в Париже;
- 1863 - "Туманное утро при восходе солнца с охотничьей сценой"; для выставки в Брюсселе;
- 1863 - "Путник, застигнутый зимней вьюгой";
- 1863 - "Портрет П.А. Чихачёва верхом на коне во время его путешествия в Турции" или "Всадник в турецком костюме на арабской лошади", Москва, ТСХА;
- 1864 - "Жители Москвы погоревшему Симбирску";
- 1864 - "Конюх выводит лошадь из конюшни", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1864 - "Волки нагоняют", Витебский художественный музей;
- 1865 - "Тройка", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей;
- 1865 - "Отдых охотника", Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова;
- 1865 - "Тройка", акварель, Томский областной художественный музей;
- 1866 - "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр смотр воинства в 1664 г.", Москва, Оружейная палата;
- 1866 - "Из конюшни", Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого;
- 1860-1870-е гг. - "Псарь", Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева;
- 1870-е гг. - "С хворостом", Государственный Литературный музей;
- 1870 - "Рысистая кобыла Краса на бегу в дрожках", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1870 - "Возвращение с охоты", Национальный музей Грузии;
- 1871 - "Граф А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе I", написана на основе гравюры "Барс I" 1852 года, Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1871 - "Конный портрет маркизы Траверсе", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1872 - "Охотник, застигнутый зимней вьюгой", Тульский областной художественный музей;
- 1872 - "Серая лошадь", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
- 1873 - "Охота на волка", Музей изобразительных искусств Республики Карелия;
- 1873 - "Охотники в степи", частное собрание;
- 1874 - "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы", Москва, Оружейная палата;
- 1874 - "Приезд на охоту", Львовская государственная картинная галерея;
- 1875 - "Лошадь с собакой", Государственный музей изобразительных искусств Кыргыстана;
- 1876 - «Масленица в деревне», доставила художнику медаль на филадельфийской Всемирной выставке;
- 1878 - "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье", Москва, Оружейная палата;
- 1878 - "Рыжий рысак в беговых санях с седоком", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1878 - "Конюшня на постоялом дворе";
- 1879 - «Переход гвардии через Балканы», Санкт-Петербург, Зимний дворец;
- 1879 - «Загнанные лошади", Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева;
- 1880-е гг. - "Портрет императрицы Александры Федоровны";
- 1881 - "Александр III", Санкт-Петербург, Государственный Русский музей;
- 1881 - "Охота", Национальный художественный музей Республики Беларусь;
- 1881 - "Собака", частное собрание;
- 1881 - "Отъезд помещицы из деревни в город";
- 1882 - "Портрет госпожи Вахтер";
- 1883 - "Гуськом", Одесский художественный музей;
- 1883 - "По великому Сибирскому пути (В ссылку), Государственный художественный музей Алтайского края;
- 1885 - "Охота на медведя", Витебский художественный музей;
- 1886 - "Волки", Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова;
- 1886 - "Охота с борзыми", частное собрание;
- 1887 - "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости" - две акварели, подаренные Л.Н. Толстому, хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве;
- 1888 - "Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом ландо";
- 1888 - "Празднике Флора и Лавра в селе";
- 1888 - "Тройка зимой", Омский областной художественный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
- 1891 - "Холстомер", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1891 - "У кабака зимой", Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева;
- 1892 - "Кобыла с жеребёнком и убитый ею волк", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1894 - "Серый жеребец на рыси", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1895 - "Николай I в санях", Дальневосточный художественный музей;
- 1896 - "Тройка в метель", Москва, Музей коневодства ТСХА;
- 1896 - "Обезьяны";
- 1896 - "Попался волк", частное собрание.
Награды
- Орден Почетного легиона (Франция);
- Медаль на филадельфийской Всемирной выставке 1876 года.
Литература и ссылки
- А. Наумова Николай Егорович Сверчков, Кони Петербурга, N6, 2000;
- Картины Н.Е. Сверчкова;
- Шишанов В. «ГРАФ ОРЛОВ ЕДЕТ НА БАРСЕ» Картина Н. Е. Сверчкова;