Энман, Наталия Александровна

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м (Художественная и просветительская деятельность)
 
(не показаны 14 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Наталия Александровна Энман''' (нем. ''Natalie Enmann''; [[1889]], [[Петербург]] - 1961, [[Ленинград]]) - одна из основательниц студии музыкального движения «[[Гептахор]]», художник-иллюстратор, музейный работник.
+
[[File:Enman Natali 1910 fixed.jpg|thumb|260px|Наталия Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото [[1910]] года.]]
 +
'''Наталия Александровна Энман''' (нем. ''Natalie Enmann''; 20 ноября [[1889]], [[Петербург]] - 1961, [[Ленинград]]) - одна из основательниц студии музыкального движения «[[Гептахор]]», художник-иллюстратор, музейный работник.
 +
 
  
 
==Биография==  
 
==Биография==  
 
==== Годы учебы и увлечение живописью====
 
==== Годы учебы и увлечение живописью====
Н.А. Энман родилась в [[1889]] году в семье историка, антиковеда Александра Федоровича Энмана и домашней учительницы Анны Николаевны. Рано потеряв родителей, она воспитывалась бабушкой и теткой по материнской линии Любовью Николаевной Юдиной. В [[1897]] году Наталия Энман поступила в [[Петришуле|училище при церкви Святых Петра и Павла]] в [[Санкт-Петербург]]е. Во время учёбы в [[Петришуле|училище]] у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского ([[1866]]-[[1943]]).
+
Н.А. Энман родилась 20 ноября [[1889]] года в [[Петербург]]е, в семье историка-антиковеда, преподавателя [[Катериненшуле]] Александра Федоровича Энмана и его супруги Анны Николаевны (урожд. Юдиной), домашней учительницы, происходившей родом из Архангельска. Рано потеряв родителей, Наталия Энман воспитывалась в семье своей бабушки и тетки по материнской линии - Любови Николаевны Юдиной. В [[1897]] году Наталия Энман поступила на подготовительное отделение женской гимназии [[Петришуле]]. Во время учёбы в [[Петришуле|гимназии]] у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского ([[1866]]-[[1943]]).
  
 
В [[1917]]-[[1919]] годах, по просьбе профессора [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Ф.Ф. Зелинского]  Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых.   
 
В [[1917]]-[[1919]] годах, по просьбе профессора [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Ф.Ф. Зелинского]  Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых.   
  
После прохождения полного курса [[Петришуле|училища]] в [[1907]] году Н.А. Энман поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.  
+
После прохождения полного курса женской [[Петришуле|гимназии]] (Septima B) в [[1906]] году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в [[1907]] году, получив диплом домашней учительницы. В том же [[1907]] году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.  
 
====Создание студии [[Гептахор]]====
 
====Создание студии [[Гептахор]]====
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильаевн|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она  увлеклась "свободными танцами" по примеру известной американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]  стала одним из организаторов танцевальной группы  «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий) и принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]".
+
[[Файл:Zinzerling Enman2.jpg|thumb|left|240px|Фото [[1920]]-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталия Энман, [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатерина Цинзерлинг]].]]
С [[1918]] года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), [[Энман, Наталия Александровна|Натальи Энман]], Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллы Тревер]] и Натальи Петьковой начали давать публичные выступления в городах [[Россия|России]]. С приходом НЭПа в [[1922]] году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.  
+
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она  увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в [[Россия|России]] американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]. В [[1915]] году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы  «[[Гептахор]]» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]".  
  
В [[1920]]-е годы «[[Гептахор]]», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. В качестве признания в [[1927]] году танцевальная группа «[[Гептахор]]» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в [[1928]] году, испытывая давление властей, «[[Гептахор]]», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.  
+
С [[1918]] года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатерины Цинзерлинг]], Юлии Тихомировой, Ильзы и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллы Тревер]] и Натальи Петьковой начала давать публичные выступления в городах [[Россия|России]]. С приходом НЭПа в [[1922]] году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.
 +
 
 +
В [[1920]]-е годы «[[Гептахор]]», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. [[Дюперрон, Георгий Александрович|Г. А. Дюпперон]] высоко оценивал деятельность «[[Гептахор]]а» в своей книге «Теория физической культуры», вышедшей в [[Ленинград]]е в [[1925]] году. 
 +
 
 +
В качестве признания в [[1927]] году танцевальная группа «[[Гептахор]]» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в [[1928]] году, испытывая давление властей, «[[Гептахор]]», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.
  
 
====Художественная и просветительская деятельность ====
 
====Художественная и просветительская деятельность ====
 
С начала [[1930]]-х годов, оставаясь членом студии "[[Гептахор]]", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в [[Ленинград]]е. С [[1935]] года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в [[Ленинград]]е ([[1938]]-[[1951]]) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею.
 
С начала [[1930]]-х годов, оставаясь членом студии "[[Гептахор]]", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в [[Ленинград]]е. С [[1935]] года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в [[Ленинград]]е ([[1938]]-[[1951]]) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею.
 
   
 
   
В [[1940]] году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы [[Ленинград]]ской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении.  
+
В [[1940]] году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы [[Ленинград]]ской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении. После выхода на пенсию в [[1952]] году на договорных началах занималась разработкой образцов рисунков для вышивок. Наталия Александровна Энман скончалась в 1961 году в [[Ленинград]]е.
 
+
После выхода на пенсию в [[1952]] году на договорных началах занималась разработкой образцов рисунков для вышивок.
+
+
Наталия Александровна Энман скончалась в 1961 году в [[Ленинград]]е.
+
  
==Рисунки Наталии Энман==  
+
==Фотоальбом и рисунки Наталии Энман==  
* Танец на сцене. Акварель. [[1916]] г.  
+
<center><gallery caption=Фото и рисунки Натальи Энман widths="180px" heights="180px" perrow="10">
* Композиция «Фантазия». Набросок движений коллектива. Карандаш. [[1917]] г.
+
Файл:1906-Septima B fixed.JPG|Женская гимназия Петришуле: 7-Б класс (Septima B), выпуск 1906 года
* Рисунки к занятиям с Борисом Владимировичем Эндером в студии «[[Гептахор]]». Замкнутое пространство. Акварель. [[1927]] г.  
+
Файл:0 77c41 5c5c7e95 XL.jpg|Женская гимназия Петришуле: 8-й педагогический класс (Selecta), выпуск 1907 года
* Зарисовки человека в движении (сгибание и разгибание корпуса). Карандаш. [[1930]] г.
+
Файл:Enman33.jpg|Студия "Гептахор"; Наталия Энман - 3-я справа
 +
Файл:Khor1.jpg|Студия "Гептахор"; Наталия Энман - 2-я справа
 +
Файл:Enman35.jpg|Студия "Гептахор"
 +
Файл:Oblozhka Enman.jpg|Степанида Руднева "Воспоминания счастливого человека", художник - Наталия Энман.  
 +
Файл:Enman3f.jpg|Фантазия на темы Гептахора (1)
 +
Файл:Eman5f.jpg|Фантазия на темы Гептахора (2)
 +
Файл:Enman5.jpg|Фантазия на темы Гептахора (3)
 +
Файл:Enman4.jpg|Фантазия на темы Гептахора (4)
 +
Файл:Ris 2.jpg|Фантазия на темы Гептахора (5)  
 +
Файл:Ris 1.jpg|Фантазия на темы Гептахора (6)
 +
</gallery></center>
  
 
==Литература==
 
==Литература==
Строка 34: Строка 46:
 
==Источники==
 
==Источники==
 
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
 
* Архив [[Петришуле]]: фонд 18;
* [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80 Википедия: Гептахор].
+
* Руднева С. Д., Фиш Э. М. "''Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания.''" 1-е изд. — {{М.}}: Просвещение, 1972;
 +
* Руднева С. Д. ''"Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний.''" {{М.}}, 2007;
 +
* [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80 Википедия: Гептахор];
 +
* [http://www.bbl-digital.de/seite/196/ Baltic Biographical Lexicon];
 +
* [http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1288635317 А.Ф. Энман];
 +
* [http://fotki.yandex.ru/next/users/idvm/album/105827/view/317785?page=3 Яндекс фото: Гептахор].
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
Строка 41: Строка 58:
 
[[Категория:Художники]]
 
[[Категория:Художники]]
 
[[Категория:Деятели культуры]]  
 
[[Категория:Деятели культуры]]  
[[Категория:Музыкальные деятели]]
+
[[Категория:Деятели театра и кино]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Участники войны]]
 
[[Категория:Участники войны]]
Строка 48: Строка 65:
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1897 году]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1897 году]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в XX веке]]
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1907 году]]
+
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1906 году]]
 +
[[Категория:Выпуск педагогического класса 1907 года]]

Текущая версия на 17:30, 11 апреля 2020

Наталия Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото 1910 года.

Наталия Александровна Энман (нем. Natalie Enmann; 20 ноября 1889, Петербург - 1961, Ленинград) - одна из основательниц студии музыкального движения «Гептахор», художник-иллюстратор, музейный работник.


Содержание

[править] Биография

[править] Годы учебы и увлечение живописью

Н.А. Энман родилась 20 ноября 1889 года в Петербурге, в семье историка-антиковеда, преподавателя Катериненшуле Александра Федоровича Энмана и его супруги Анны Николаевны (урожд. Юдиной), домашней учительницы, происходившей родом из Архангельска. Рано потеряв родителей, Наталия Энман воспитывалась в семье своей бабушки и тетки по материнской линии - Любови Николаевны Юдиной. В 1897 году Наталия Энман поступила на подготовительное отделение женской гимназии Петришуле. Во время учёбы в гимназии у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского (1866-1943).

В 1917-1919 годах, по просьбе профессора Ф.Ф. Зелинского Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых.

После прохождения полного курса женской гимназии (Septima B) в 1906 году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в 1907 году, получив диплом домашней учительницы. В том же 1907 году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.

[править] Создание студии Гептахор

Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталия Энман, Екатерина Цинзерлинг.

Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по школе - сестрами Ильзой и Камиллой Тревер и Екатериной Цинзерлинг, она увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы Айседоры Дункан. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара студии. В 1918-1922 годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "Гептахор".

С 1918 года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и Камиллы Тревер и Натальи Петьковой начала давать публичные выступления в городах России. С приходом НЭПа в 1922 году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.

В 1920-е годы «Гептахор», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. Г. А. Дюпперон высоко оценивал деятельность «Гептахора» в своей книге «Теория физической культуры», вышедшей в Ленинграде в 1925 году.

В качестве признания в 1927 году танцевальная группа «Гептахор» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в 1928 году, испытывая давление властей, «Гептахор», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.

[править] Художественная и просветительская деятельность

С начала 1930-х годов, оставаясь членом студии "Гептахор", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в Ленинграде. С 1935 года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в Ленинграде (1938-1951) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею.

В 1940 году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы Ленинградской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении. После выхода на пенсию в 1952 году на договорных началах занималась разработкой образцов рисунков для вышивок. Наталия Александровна Энман скончалась в 1961 году в Ленинграде.

[править] Фотоальбом и рисунки Наталии Энман

[править] Литература

Несколько рисунков Н.А. Энман напечатаны в книге С. Рудневой «Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "Гептахор" издательства Главного архива Москвы, 2007 г. Фрагмент её рисунка, сделанного в 1917 году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой России 2007 года» в номинации «Диалог со временем».

[править] Источники

  • Архив Петришуле: фонд 18;
  • Руднева С. Д., Фиш Э. М. "Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания." 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972;
  • Руднева С. Д. "Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний." М., 2007;
  • Википедия: Гептахор;
  • Baltic Biographical Lexicon;
  • А.Ф. Энман;
  • Яндекс фото: Гептахор.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле