Энман, Наталия Александровна

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Источники)
м
Строка 1: Строка 1:
[[File:Enman Natali 1910 fixed.jpg|thumb|260px|Наталья Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото 1910 года.]]  
+
[[File:Enman Natali 1910 fixed.jpg|thumb|260px|Наталия Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото 1910 года.]]  
 
'''Наталия Александровна Энман''' (нем. ''Natalie Enmann''; [[1889]], [[Петербург]] - 1961, [[Ленинград]]) - одна из основательниц студии музыкального движения «[[Гептахор]]», художник-иллюстратор, музейный работник.
 
'''Наталия Александровна Энман''' (нем. ''Natalie Enmann''; [[1889]], [[Петербург]] - 1961, [[Ленинград]]) - одна из основательниц студии музыкального движения «[[Гептахор]]», художник-иллюстратор, музейный работник.
  
Строка 11: Строка 11:
 
После прохождения полного курса [[Петришуле|гимназии]] (Septima) в [[1906]] году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в [[1907]] году, получив диплом домашней учительницы. В том же [[1907]] году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.  
 
После прохождения полного курса [[Петришуле|гимназии]] (Septima) в [[1906]] году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в [[1907]] году, получив диплом домашней учительницы. В том же [[1907]] году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.  
 
====Создание студии [[Гептахор]]====
 
====Создание студии [[Гептахор]]====
[[Файл:Zinzerling Enman2.jpg|thumb|left|240px|Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталья Энман, Екатерина Цинзерлинг.]]
+
[[Файл:Zinzerling Enman2.jpg|thumb|left|240px|Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталия Энман, Екатерина Цинзерлинг.]]
 
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она  увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман  стала одним из организаторов танцевальной группы  «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]".  
 
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она  увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман  стала одним из организаторов танцевальной группы  «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]".  
  

Версия 03:45, 22 мая 2014

Наталия Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото 1910 года.

Наталия Александровна Энман (нем. Natalie Enmann; 1889, Петербург - 1961, Ленинград) - одна из основательниц студии музыкального движения «Гептахор», художник-иллюстратор, музейный работник.


Содержание

Биография

Годы учебы и увлечение живописью

Н.А. Энман родилась в 1889 году в семье историка, антиковеда Александра Федоровича Энмана и домашней учительницы Анны Николаевны. Рано потеряв родителей, она воспитывалась бабушкой и теткой по материнской линии - Любовью Николаевной Юдиной. В 1897 году Наталия Энман поступила на подготовительное отделение женской гимназии Петришуле. Во время учёбы в гимназии у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского (1866-1943).

В 1917-1919 годах, по просьбе профессора Ф.Ф. Зелинского Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых.

После прохождения полного курса гимназии (Septima) в 1906 году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в 1907 году, получив диплом домашней учительницы. В том же 1907 году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.

Создание студии Гептахор

Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталия Энман, Екатерина Цинзерлинг.

Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по школе - сестрами Ильзой и Камиллой Тревер и Екатериной Цинзерлинг, она увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы Айседоры Дункан. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара студии. В 1918-1922 годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "Гептахор".

С 1918 года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и Камиллы Тревер и Натальи Петьковой начали давать публичные выступления в городах России. С приходом НЭПа в 1922 году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.

В 1920-е годы «Гептахор», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. Г. А. Дюпперона высоко оценивал деятельность «Гептахора» в своей книге «Теория физической культуры», вышедшей в Ленинграде в 1925 году.

В качестве признания в 1927 году танцевальная группа «Гептахор» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в 1928 году, испытывая давление властей, «Гептахор», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.

Художественная и просветительская деятельность

С начала 1930-х годов, оставаясь членом студии "Гептахор", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в Ленинграде. С 1935 года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в Ленинграде (1938-1951) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею.

В 1940 году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы Ленинградской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении.

После выхода на пенсию в 1952 году на договорных началах занималась разработкой образцов рисунков для вышивок.

Наталия Александровна Энман скончалась в 1961 году в Ленинграде.

Рисунки Наталии Энман

  • Танец на сцене. Акварель. 1916 г.
  • Композиция «Фантазия». Набросок движений коллектива. Карандаш. 1917 г.
  • Рисунки к занятиям с Борисом Владимировичем Эндером в студии «Гептахор». Замкнутое пространство. Акварель. 1927 г.
  • Зарисовки человека в движении (сгибание и разгибание корпуса). Карандаш. 1930 г.

Литература

Несколько рисунков Н.А. Энман напечатаны в книге С. Рудневой «Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "Гептахор" издательства Главного архива Москвы, 2007 г. Фрагмент её рисунка, сделанного в 1917 году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой России 2007 года» в номинации «Диалог со временем».

Источники

  • Архив Петришуле: фонд 18;
  • Руднева С. Д., Фиш Э. М. "Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания." 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972;
  • Руднева С. Д. "Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний." М., 2007.
  • Википедия: Гептахор.
  • А.Ф. Энман
  • Яндекс фото: Гептахор
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле