Энман, Наталия Александровна

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м (Создание студии Гептахор)
Строка 12: Строка 12:
 
====Создание студии [[Гептахор]]====
 
====Создание студии [[Гептахор]]====
 
[[Файл:Zinzerling Enman2.jpg|thumb|left|240px|Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталья Энман, Екатерина Цинзерлинг.]]
 
[[Файл:Zinzerling Enman2.jpg|thumb|left|240px|Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталья Энман, Екатерина Цинзерлинг.]]
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она  увлеклась "свободными танцами" по примеру известной американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]  стала одним из организаторов танцевальной группы  «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий) и принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]".
+
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она  увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан]. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы  «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]".  
С [[1918]] года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), [[Энман, Наталия Александровна|Натальи Энман]], Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллы Тревер]] и Натальи Петьковой начали давать публичные выступления в городах [[Россия|России]]. С приходом НЭПа в [[1922]] году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.  
+
  
В [[1920]]-е годы «[[Гептахор]]», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. В качестве признания в [[1927]] году танцевальная группа «[[Гептахор]]» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в [[1928]] году, испытывая давление властей, «[[Гептахор]]», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.  
+
С [[1918]] года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатерины Цинзерлинг]], Юлии Тихомировой, Ильзы и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллы Тревер]] и Натальи Петьковой начали давать публичные выступления в городах [[Россия|России]]. С приходом НЭПа в [[1922]] году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.
 +
 
 +
В [[1920]]-е годы «[[Гептахор]]», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. [[Дюперрон, Георгий Александрович|Г. А. Дюпперона]] высоко оценивал деятельность «[[Гептахор]]а» в своей книге «Теория физической культуры», вышедшей в [[Ленинград]]е в [[1925]] году. 
 +
 
 +
В качестве признания в [[1927]] году танцевальная группа «[[Гептахор]]» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в [[1928]] году, испытывая давление властей, «[[Гептахор]]», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.
  
 
====Художественная и просветительская деятельность ====
 
====Художественная и просветительская деятельность ====

Версия 03:18, 22 мая 2014

Наталья Александровна Энман - студентка Высших женских (Бестужевских) курсов. Фото 1910 года.

Наталия Александровна Энман (нем. Natalie Enmann; 1889, Петербург - 1961, Ленинград) - одна из основательниц студии музыкального движения «Гептахор», художник-иллюстратор, музейный работник.


Содержание

Биография

Годы учебы и увлечение живописью

Н.А. Энман родилась в 1889 году в семье историка, антиковеда Александра Федоровича Энмана и домашней учительницы Анны Николаевны. Рано потеряв родителей, она воспитывалась бабушкой и теткой по материнской линии - Любовью Николаевной Юдиной. В 1897 году Наталия Энман поступила на подготовительное отделение женской гимназии Петришуле. Во время учёбы в гимназии у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского (1866-1943).

В 1917-1919 годах, по просьбе профессора Ф.Ф. Зелинского Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых.

После прохождения полного курса гимназии (Septima) в 1906 году Н.А. Энман поступила в дополнительный педагогический класс (Selecta) и успешно закончила его в 1907 году, получив диплом домашней учительницы. В том же 1907 году она поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.

Создание студии Гептахор

Фото 1920-х годов. Студия "Гептахор", справа налево: Наталья Энман, Екатерина Цинзерлинг.

Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по школе - сестрами Ильзой и Камиллой Тревер и Екатериной Цинзерлинг, она увлеклась "свободными танцами" по примеру гастролирующей тогда в России американской танцовщицы Айседоры Дункан. В 1915 году сформировался основной состав группы и Н.А. Энман стала одним из организаторов танцевальной группы «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий). Она также принимала участие в разработке репертуара студии. В 1918-1922 годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "Гептахор".

С 1918 года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и Камиллы Тревер и Натальи Петьковой начали давать публичные выступления в городах России. С приходом НЭПа в 1922 году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.

В 1920-е годы «Гептахор», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. Г. А. Дюпперона высоко оценивал деятельность «Гептахора» в своей книге «Теория физической культуры», вышедшей в Ленинграде в 1925 году.

В качестве признания в 1927 году танцевальная группа «Гептахор» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в 1928 году, испытывая давление властей, «Гептахор», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.

Художественная и просветительская деятельность

С начала 1930-х годов, оставаясь членом студии "Гептахор", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в Ленинграде. С 1935 года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в Ленинграде (1938-1951) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею.

В 1940 году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы Ленинградской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении.

После выхода на пенсию в 1952 году на договорных началах занималась разработкой образцов рисунков для вышивок.

Наталия Александровна Энман скончалась в 1961 году в Ленинграде.

Рисунки Наталии Энман

  • Танец на сцене. Акварель. 1916 г.
  • Композиция «Фантазия». Набросок движений коллектива. Карандаш. 1917 г.
  • Рисунки к занятиям с Борисом Владимировичем Эндером в студии «Гептахор». Замкнутое пространство. Акварель. 1927 г.
  • Зарисовки человека в движении (сгибание и разгибание корпуса). Карандаш. 1930 г.

Литература

Несколько рисунков Н.А. Энман напечатаны в книге С. Рудневой «Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "Гептахор" издательства Главного архива Москвы, 2007 г. Фрагмент её рисунка, сделанного в 1917 году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой России 2007 года» в номинации «Диалог со временем».

Источники

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле