Энман, Наталия Александровна
WKnovich (обсуждение | вклад) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Наталия Александровна Энман''' ( | + | '''Наталия Александровна Энман''' (нем. ''Natalie Enmann''; [[1889]], [[Петербург]] - 1961, [[Ленинград]]) - одна из основательниц студии музыкального движения «[[Гептахор]]», художник-иллюстратор, музейный работник. |
==Биография== | ==Биография== | ||
− | Н.А. Энман родилась в [[1889]] году в семье антиковеда | + | ==== Годы учебы и увлечение живописью==== |
+ | Н.А. Энман родилась в [[1889]] году в семье историка, антиковеда Александра Федоровича Энмана и домашней учительницы Анны Николаевны. Рано потеряв родителей, она воспитывалась бабушкой и теткой по материнской линии Любовью Николаевной Юдиной. В [[1897]] году Наталия Энман поступила в [[Петришуле|училище при церкви Святых Петра и Павла]] в [[Санкт-Петербург]]е. Во время учёбы в [[Петришуле|училище]] у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского ([[1866]]-[[1943]]). | ||
− | + | В [[1917]]-[[1919]] годах, по просьбе профессора [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Ф.Ф. Зелинского] Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых. | |
− | + | После прохождения полного курса [[Петришуле|училища]] в [[1907]] году Н.А. Энман поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов. | |
+ | ====Создание студии [[Гептахор]]==== | ||
+ | Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по [[Петришуле|школе]] - сестрами Ильзой и [[Тревер, Камилла Васильаевн|Камиллой Тревер]] и [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]], она увлеклась "свободными танцами" по примеру известной американской танцовщицы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B9%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0 Айседоры Дункан] стала одним из организаторов танцевальной группы «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий) и принимала участие в разработке репертуара [[Гептахор|студии]]. В [[1918]]-[[1922]] годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "[[Гептахор]]". | ||
+ | С [[1918]] года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), [[Энман, Наталия Александровна|Натальи Энман]], Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллы Тревер]] и Натальи Петьковой начали давать публичные выступления в городах [[Россия|России]]. С приходом НЭПа в [[1922]] году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие. | ||
− | В [[ | + | В [[1920]]-е годы «[[Гептахор]]», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. В качестве признания в [[1927]] году танцевальная группа «[[Гептахор]]» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в [[1928]] году, испытывая давление властей, «[[Гептахор]]», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование. |
− | С начала [[1930]]-х годов, оставаясь членом студии "[[Гептахор]]", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в [[Ленинград]]е. | + | ====Художественная и просветительская деятельность ==== |
+ | С начала [[1930]]-х годов, оставаясь членом студии "[[Гептахор]]", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в [[Ленинград]]е. С [[1935]] года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в [[Ленинград]]е ([[1938]]-[[1951]]) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею. | ||
В [[1940]] году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы [[Ленинград]]ской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении. | В [[1940]] году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы [[Ленинград]]ской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении. | ||
Строка 23: | Строка 28: | ||
* Рисунки к занятиям с Борисом Владимировичем Эндером в студии «[[Гептахор]]». Замкнутое пространство. Акварель. [[1927]] г. | * Рисунки к занятиям с Борисом Владимировичем Эндером в студии «[[Гептахор]]». Замкнутое пространство. Акварель. [[1927]] г. | ||
* Зарисовки человека в движении (сгибание и разгибание корпуса). Карандаш. [[1930]] г. | * Зарисовки человека в движении (сгибание и разгибание корпуса). Карандаш. [[1930]] г. | ||
+ | |||
+ | ==Литература== | ||
+ | Несколько рисунков Н.А. Энман напечатаны в книге С. Рудневой ''«Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "[[Гептахор]]"'' издательства Главного архива Москвы, 2007 г. Фрагмент её рисунка, сделанного в [[1917]] году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой [[Россия|России]] 2007 года» в номинации «Диалог со временем». | ||
==Источники== | ==Источники== |
Версия 16:05, 21 мая 2014
Наталия Александровна Энман (нем. Natalie Enmann; 1889, Петербург - 1961, Ленинград) - одна из основательниц студии музыкального движения «Гептахор», художник-иллюстратор, музейный работник.
Содержание |
Биография
Годы учебы и увлечение живописью
Н.А. Энман родилась в 1889 году в семье историка, антиковеда Александра Федоровича Энмана и домашней учительницы Анны Николаевны. Рано потеряв родителей, она воспитывалась бабушкой и теткой по материнской линии Любовью Николаевной Юдиной. В 1897 году Наталия Энман поступила в училище при церкви Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Во время учёбы в училище у неё проявились незаурядные способности к музыке и к рисованию. Некоторое время она занималась рисунком и живописью в студии Д.Н. Кардовского (1866-1943).
В 1917-1919 годах, по просьбе профессора Ф.Ф. Зелинского Н.А. Энман иллюстрировала его "Греческие сказки" для издательства Сабашниковых.
После прохождения полного курса училища в 1907 году Н.А. Энман поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов.
Создание студии Гептахор
Занимаясь на Бестужевских курсах вместе со своими подругами по школе - сестрами Ильзой и Камиллой Тревер и Екатериной Цинзерлинг, она увлеклась "свободными танцами" по примеру известной американской танцовщицы Айседоры Дункан стала одним из организаторов танцевальной группы «Гептахор» — "семеро танцующих" (древнегреческий) и принимала участие в разработке репертуара студии. В 1918-1922 годах Н.А. Энман была также аккомпаниатором и занималась художественным оформлением выступлений студии "Гептахор". С 1918 года эта группа в составе Стефаниды Рудневой (руководитель), Натальи Энман, Екатерины Цинзерлинг, Юлии Тихомировой, Ильзы и Камиллы Тревер и Натальи Петьковой начали давать публичные выступления в городах России. С приходом НЭПа в 1922 году «Гептахор» был зарегистрирован как частное предприятие.
В 1920-е годы «Гептахор», безусловно, являлся лучшим в СССР ансамблем, развивавшим принципы свободного танца Айседоры Дункан. В качестве признания в 1927 году танцевальная группа «Гептахор» получила статус Государственной студии музыкального движения. Но уже в 1928 году, испытывая давление властей, «Гептахор», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование.
Художественная и просветительская деятельность
С начала 1930-х годов, оставаясь членом студии "Гептахор", Н.А. Энман работала в Коммунистическом университете в Ленинграде. С 1935 года она работала в Мемориальном музее-квартире С.М. Кирова в Ленинграде (1938-1951) - заведующей фондами музея, ответственным исполнителем по фондам и научным сотрудникам по ленинградскому периоду жизни С.М. Кирова, участвовала в подготовке экскурсоводов по музею.
В 1940 году Н.А. Энман вступила в ВКП(б); в годы Ленинградской блокады была вместе с другими сотрудниками музея на казарменном положении.
После выхода на пенсию в 1952 году на договорных началах занималась разработкой образцов рисунков для вышивок.
Наталия Александровна Энман скончалась в 1961 году в Ленинграде.
Рисунки Наталии Энман
- Танец на сцене. Акварель. 1916 г.
- Композиция «Фантазия». Набросок движений коллектива. Карандаш. 1917 г.
- Рисунки к занятиям с Борисом Владимировичем Эндером в студии «Гептахор». Замкнутое пространство. Акварель. 1927 г.
- Зарисовки человека в движении (сгибание и разгибание корпуса). Карандаш. 1930 г.
Литература
Несколько рисунков Н.А. Энман напечатаны в книге С. Рудневой «Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "Гептахор" издательства Главного архива Москвы, 2007 г. Фрагмент её рисунка, сделанного в 1917 году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой России 2007 года» в номинации «Диалог со временем».
Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- Википедия: Гептахор.