Шрётер, Виктор Александрович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 1: Строка 1:
{{другие значения|тип=фамилия|Шрётер}}
+
'''Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер''' (9 мая 1839— 29 апреля 1901) — российский архитектор, академик архтектуры, представитель   
{{Архитектор
+
|изображение              = Shreter Victor1.jpg
+
|размер = 250px
+
|подпись                  = В.А. Шрётер - российский архитектор, академик архитектуры
+
|имя                      = Виктор Александрович Шрётер
+
|исходное имя              = {{lang-de|Viktor Johann Gottlieb Schröter}}
+
|гражданство              = {{Флаг Российской империи|20px}} [[Российская империя]]
+
|дата рождения            = 09.05.1839 (27.04)
+
|место рождения            = {{МестоРождения|Санкт-Петербург}}
+
|дата смерти              = 29.04.1901 (16)
+
|место смерти              = {{МестоСмерти|Санкт-Петербург}}
+
|работал в городах        = [[Санкт-Петербург]],  [[Киев]], [[Иркутск]], [[Нижний Новгород]], [[Тифлис]], [[Ессентуки]]
+
|стиль                    =
+
|важнейшие постройки      =
+
|градостроительные проекты =
+
|нереализованные проекты  =
+
|награды                  =
+
|викисклад                =Viktor Alexandrovich Shreter
+
|}}
+
 
+
'''Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер''' ({{СС2|9|мая|1839|27|апреля}}—{{СС2|29|апреля|1901|16}}) — русский архитектор немецкого происхождения.
+
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
По происхождению из [[Балтийские немцы|балтийских немцев]], отец — Александр Готлиб Шрётер ({{lang-de|Alexander Gottlieb Schröter}}).
+
В.А Шрётер родился в Петербурге в семье Александра Шрётера (Alexander Gottlieb Schröter), происходившего из балтийских немцев, пероеселившихся в Россию в царствование [[ЕкатеринаII|Екатерины II]].  
  
Получив первоначальное образование ([[1851]]—[[1856]]) в немецком училище при лютеранской церкви св. Петра ([[Петришуле]]), прошёл курс [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем ([[1856]]—[[1862]]) обучался в [[Берлинская академия художеств|Берлинской академии художеств]]. При окончании обучения в ней он получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль. В [[1858]] принят в Берлинский союз архитекторов ({{lang-de|Berliner Architekten-Verein}}). Путешествовал и изучал архитектуру [[Германия|Германии]], [[Бельгия|Бельгии]], [[Франция|Франции]], [[Швейцария|Швейцарии]], [[Италия|Италии]], [[Австрия|Австрии]]. После возвращения в [[Санкт-Петербург]] был вскоре приглашен в преподаватели Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В [[1862]] г. за представленные академии художеств свои работы удостоен звания художника [[XIV]] класса и в [[1864]] г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. Представитель рационального направления [[Эклектика (архитектура)|эклектики]]. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать [[фасад]]ы, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («[[Архитектура модерна|кирпичный стиль]]»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении [[Дворец Владимира Александровича|дворца великого князя]] [[Владимир Александрович|Владимира Александровича]] (ныне Дом учёных, [[Дворцовая набережная]], 26; [[1867]]—[[1885]]), сочинил проекты театров в [[Киев]]е, [[Иркутск]]е, [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]] и [[Тифлис]]е и православной церкви в [[Бад-Киссинген|Киссингене]], проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на [[Марсово поле (Санкт-Петербург)|Марсовом поле]], перестроил фасад [[Мариинский театр|Мариинского театра]] после пожара в [[1880-е|1880-х]], соорудил вокзал в [[Одесса|Одессе]] и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель театра, выполненную в серебре, которую во время [[Блокада Ленинграда|блокады]] передала для переплавки на нужды города его дочь Мария.
+
Получив первоначальное образование ([[1851]]—[[1856]]) в немецком училище при лютеранской церкви св. Петра ([[Петришуле]]), прошёл курс [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем ([[1856]]—[[1862]]) обучался в [[Берлинская академия художеств|Берлинской академии художеств]]. При окончании обучения в ней он получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль. В [[1858]] принят в Берлинский союз архитекторов ({{lang-de|Berliner Architekten-Verein}}). Путешествовал и изучал архитектуру [[Германия|Германии]], [[Бельгия|Бельгии]], [[Франция|Франции]], [[Швейцария|Швейцарии]], [[Италия|Италии]], [[Австрия|Австрии]]. После возвращения в [[Санкт-Петербург]] был вскоре приглашен в преподаватели Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В [[1862]] г. за представленные академии художеств свои работы удостоен звания художника [[XIV]] класса и в [[1864]] г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. Представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича (1867—1885) - ныне Дом учёных, Дворцовая набережная, 26; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене]], проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на [[Марсово поле (Санкт-Петербург)|Марсовом поле]], перестроил фасад [[Мариинский театр|Мариинского театра]] после пожара в [[1880-е|1880-х]], соорудил вокзал в [[Одесса|Одессе]] и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель театра, выполненную в серебре, которую во время [[Блокада Ленинграда|блокады]] передала для переплавки на нужды города его дочь Мария.
  
 
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором [[Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет|института гражданских инженеров]], Шрётер состоял на государственной службе с [[1867 год]]а. [[30 августа]] [[1886 год]]а получил чин [[Действительный статский советник|действительного статского советника]], позднее — чин [[Действительный тайный советник|действительного тайного советника]]. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при [[Кабинет Его Императорского Величества|Кабинете Его Величества]], был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах [[Петербургское общество архитекторов|Петербургского Общества архитекторов]] и некоторое время редактировал его литературный орган, «[[Зодчий (журнал)|Зодчий]]». Любимый стиль Шрётера был немецкий [[ренессанс]].
 
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором [[Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет|института гражданских инженеров]], Шрётер состоял на государственной службе с [[1867 год]]а. [[30 августа]] [[1886 год]]а получил чин [[Действительный статский советник|действительного статского советника]], позднее — чин [[Действительный тайный советник|действительного тайного советника]]. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при [[Кабинет Его Императорского Величества|Кабинете Его Величества]], был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах [[Петербургское общество архитекторов|Петербургского Общества архитекторов]] и некоторое время редактировал его литературный орган, «[[Зодчий (журнал)|Зодчий]]». Любимый стиль Шрётера был немецкий [[ренессанс]].
 
+
== Семья ==
 
В [[1869 год]]у в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в [[Восточная Пруссия|Восточной Пруссии]] (ныне [[Вейхерово]] в [[Польша|Польше]]).
 
В [[1869 год]]у в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в [[Восточная Пруссия|Восточной Пруссии]] (ныне [[Вейхерово]] в [[Польша|Польше]]).
  

Версия 02:15, 20 сентября 2012

Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер (9 мая 1839— 29 апреля 1901) — российский архитектор, академик архтектуры, представитель

Содержание

Биография

В.А Шрётер родился в Петербурге в семье Александра Шрётера (Alexander Gottlieb Schröter), происходившего из балтийских немцев, пероеселившихся в Россию в царствование Екатерины II.

Получив первоначальное образование (18511856) в немецком училище при лютеранской церкви св. Петра (Петришуле), прошёл курс Императорской Академии художеств и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем (18561862) обучался в Берлинской академии художеств. При окончании обучения в ней он получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль. В 1858 принят в Берлинский союз архитекторов (нем. Berliner Architekten-Verein). Путешествовал и изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии. После возвращения в Санкт-Петербург был вскоре приглашен в преподаватели Строительного училища, впоследствии преобразованного в Институт гражданских инженеров. В 1862 г. за представленные академии художеств свои работы удостоен звания художника XIV класса и в 1864 г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. Представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича (1867—1885) - ныне Дом учёных, Дворцовая набережная, 26; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене]], проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель театра, выполненную в серебре, которую во время блокады передала для переплавки на нужды города его дочь Мария.

Оставаясь почти до конца своей жизни профессором института гражданских инженеров, Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года. 30 августа 1886 года получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете Его Величества, был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах Петербургского Общества архитекторов и некоторое время редактировал его литературный орган, «Зодчий». Любимый стиль Шрётера был немецкий ренессанс.

Семья

В 1869 году в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).

В. А. Шрётер похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Адреса

Проекты

В Санкт-Петербурге

Файл:Kronverkskaya6Benois.jpg
А. Н. Бенуа. Лютеранская церковь святой Марии на Петербургской стороне; перспективный вид. 1881 г.

Нереализованные проекты

В других городах

Литература

Примечания

Неизвестный тег расширения «references»

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Шаблон:Architect-stub

Шаблон:Spb-stubde:Viktor Schröter en:Victor Schröter uk:Шретер Віктор Олександрович

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле