Шенк, Пётр Петрович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 1: Строка 1:
[[File:Shenk Peter.jpg|thumb|250px|Пётр Петрович Шенк ([[1870]]-[[1915]]) — российский музыкальный деятель, композитор и дирижёр.]]   
+
[[File:Shenk Peter.jpg|thumb|250px|Пётр Петрович Шенк ([[1870]], Стрельна - [[1915]], пос. Каменка, Лен. область) — российский музыкальный деятель, композитор и дирижёр.]]   
  
 
'''Пётр Петрович Шенк''' (23 февраля [[1870]], Стрельна — 18 июля [[1915]]) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.
 
'''Пётр Петрович Шенк''' (23 февраля [[1870]], Стрельна — 18 июля [[1915]]) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.
Строка 9: Строка 9:
 
Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского  театра, красавица Анна Васильевна Кузнецова, а отцом, возможно,  -  Великий князь Константин Николаевич Романов.
 
Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского  театра, красавица Анна Васильевна Кузнецова, а отцом, возможно,  -  Великий князь Константин Николаевич Романов.
 
После рождения мальчик был помещен в приют, но вскоре усыновлен Петром Михайловичем Шенком (1829—1888) — заведующим экипажным отделением Императорских театров и его супругой Екатериной Ивановной Шенк (урожд. Рейнике; [[1824]]-[[1878]]) — известной в конце XIX века драматической актрисой.
 
После рождения мальчик был помещен в приют, но вскоре усыновлен Петром Михайловичем Шенком (1829—1888) — заведующим экипажным отделением Императорских театров и его супругой Екатериной Ивановной Шенк (урожд. Рейнике; [[1824]]-[[1878]]) — известной в конце XIX века драматической актрисой.
 
+
[[Файл:AnnaVasiljevna.jpg|thumb|220px|left|Анна Васильевна Кузнецова (1844-1922) - гражданская жена Великого князя Константина Николаевича]]
 
== Годы учебы ==
 
== Годы учебы ==
 
Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого ([[1830]]-[[1915]]), пианиста-виртуоза, педагога, он в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в [[1887]] году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна.  
 
Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого ([[1830]]-[[1915]]), пианиста-виртуоза, педагога, он в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в [[1887]] году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна.  
Строка 35: Строка 35:
  
 
Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам: так, его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву ([[1859]]-[[1931]]), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому ([[1853]]-[[1917]]).
 
Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам: так, его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву ([[1859]]-[[1931]]), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому ([[1853]]-[[1917]]).
 
 
  
 
П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах: «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других.
 
П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах: «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других.
 
По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в [[1915]] году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) на Карельском перешейке и был похоронен на местном Бобочинском кладбище.
 
По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в [[1915]] году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) на Карельском перешейке и был похоронен на местном Бобочинском кладбище.
 +
==Семья==
  
 +
В [[1897]] году титулярный советник, потомственный дворянин православного вероисповедания Петр Петрович Шенк женится на Маргарите-Марии- Цецилии Альфонсовне Гоппе, реформатского вероисповедания, дочери Альфонса Гоппе, преподавателя французского языка в Царскосельском лицее. У них родились три дочери: Валентина в [[1898]] году, Елена в [[1900]] году и Нина в [[1902]]. Семья композитора жила в
 +
Лесном. Это район нынешнего II-го Муринского проспекта, на Старо-Парголовской улице в, собственном доме, вдали от городского шума. Дальнейшая судьба вдовы и дочерей копозитора неизвестна.
 
== Произведения ==
 
== Произведения ==
 
=== Императорский Мариинский театр ===
 
=== Императорский Мариинский театр ===

Версия 04:58, 3 марта 2020

Пётр Петрович Шенк (1870, Стрельна - 1915, пос. Каменка, Лен. область) — российский музыкальный деятель, композитор и дирижёр.

Пётр Петрович Шенк (23 февраля 1870, Стрельна — 18 июля 1915) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.

Содержание

Биография

Петр Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был крещен при рождении в православную веру. Он был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.

Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра, красавица Анна Васильевна Кузнецова, а отцом, возможно, - Великий князь Константин Николаевич Романов. После рождения мальчик был помещен в приют, но вскоре усыновлен Петром Михайловичем Шенком (1829—1888) — заведующим экипажным отделением Императорских театров и его супругой Екатериной Ивановной Шенк (урожд. Рейнике; 1824-1878) — известной в конце XIX века драматической актрисой.

Анна Васильевна Кузнецова (1844-1922) - гражданская жена Великого князя Константина Николаевича

Годы учебы

Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделение Петришуле в 1879 году, которое закончил в 1887 году, получив престижное общее образование.

По совету Антона Рубинштейна П. Шенк продолжил обучение в консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году.

Творчество композитора

В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор; тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.

С 1891 года П. Шенк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, так и произведения других авторов.

В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская; в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.

В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой.

В своих многочисленных произведениях П. Шенк выступал как последователь композиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, не отличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство.

В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве:

«...Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны песенная мягкость, нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда старается одухотворить её глубиною мысли и образностью содержания. Он – художник-мыслитель, и оттого всё его творчество носит отпечаток благородной возвышенности...».

Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам: так, его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому (1853-1917).

П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах: «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) на Карельском перешейке и был похоронен на местном Бобочинском кладбище.

Семья

В 1897 году титулярный советник, потомственный дворянин православного вероисповедания Петр Петрович Шенк женится на Маргарите-Марии- Цецилии Альфонсовне Гоппе, реформатского вероисповедания, дочери Альфонса Гоппе, преподавателя французского языка в Царскосельском лицее. У них родились три дочери: Валентина в 1898 году, Елена в 1900 году и Нина в 1902. Семья композитора жила в Лесном. Это район нынешнего II-го Муринского проспекта, на Старо-Парголовской улице в, собственном доме, вдали от городского шума. Дальнейшая судьба вдовы и дочерей копозитора неизвестна.

Произведения

Императорский Мариинский театр

  • 1893 "Сила любви" - опера;
  • 1896 «Синяя борода» - балет;
  • 1899 "Саланга" - балет;
  • 1899 «Актея» - опера;
  • 1902 «Последнее свидание» - опера;
  • 1913 «Чудо роз» («Дочь иных веков») - опера;
  • 1914 «Победа» - опера.

Оперетты

  • 1896 — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург);
  • 1902 — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков).

Спектакли

  • "Ифигения-жертва" (Михайловский театр);
  • "Эринии" (Михайловский театр);

Кроме этого, им были написаны: 4 симфонии, сюита, симфонические фантазии, поэмы, сонаты для фортепиано, 11 хоров, кантаты и более 30 романсов. Большинство романсов написано на слова «К.Р.» - Великого князя Константина Константиновича Романова.

Источник

  • "Театральная энциклопедия" в 6 т. Гл. ред. П.А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.
  • Held, Hermann"Verzeichnis der Schűler und Schűlerinnen der Schulen zu St.Petri 1862 – 1912", St.Petersburg: 1913;
  • "Забытые имена Петришуле: композитор Петр Петрович Шенк", реферат, шк. №222, Павел Батоцыренов;
  • Журнал «Нива», 1913 год;
  • Семейный архив Сергеевой Клавдии Николаевны;
  • Семейный архив Григорьева Эрнеста Федоровича;
  • Семейный архив Сергеева Рюрика Ростиславовича;
  • РНБ, Нотный отдел;
  • Музыкальная филармоническая библиотека;
  • Музей музыкального и театрального искусства, Санкт-Петербург.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле