Шенк, Пётр Петрович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Творчество композитора)
Строка 53: Строка 53:
  
 
=== Оперетты ===
 
=== Оперетты ===
* [[1896]] — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург);
+
* [[1896]] — «Горячая кровь» (Театр Неметти, [[Петербург]]);
 
* [[1902]] — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков).
 
* [[1902]] — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков).
  
Строка 77: Строка 77:
 
[[Категория:Музыкальные деятели]]
 
[[Категория:Музыкальные деятели]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1879 году]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1879 году]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1887 веке]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1887 веке]]

Версия 07:46, 30 апреля 2014

Пётр Петрович Шенк (1870-1915) — российский музыкальный деятель, композитор и дирижёр.

Пётр Петрович Шенк (23 февраля 1870, Стрельна — 18 июля 1915) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.

Содержание

Биография

П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был крещен при рождении в православную веру. Он был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.

Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. Мальчик был помещен в приют, но вскоре усыновлен директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком.

Годы учебы

Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделение Петришуле в 1879 году, которое закончил в 1887 году, получив престижное общее образование.

По совету Антона Рубинштейна П. Шенк продолжил обучение в консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году.

Творчество композитора

В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор; тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.

С 1891 года П. Шенк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, так и произведения других авторов.

В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская; в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.

В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой.

В своих многочисленных произведениях П. Шенк выступал как последователь композиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, не отличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство.

В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве:

«Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны
песенная мягкость, нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая
созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк
никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда старается одухотворить её глубиною мысли и
образностью содержания. Он – художник-мыслитель, и оттого всё его творчество носит отпечаток
благородной возвышенности».

Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам: так, его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому (1853-1917).

П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах: «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) на Карельском перешейке и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище.

Семья

Произведения

Императорский Мариинский театр

  • 1893 "Сила любви" - опера;
  • 1896 «Синяя борода» - балет;
  • 1899 "Саланга" - балет;
  • 1899 «Актея» - опера;
  • 1902 «Последнее свидание» - опера;
  • 1913 «Чудо роз» («Дочь иных веков») - опера;
  • 1914 «Победа» - опера.

Оперетты

  • 1896 — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург);
  • 1902 — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков).

Спектакли

  • "Ифигения-жертва" (Михайловский театр);
  • "Эринии" (Михайловский театр);

Кроме этого, им были написаны: 4 симфонии, сюита, симфонические фантазии, поэмы, сонаты для фортепиано, 11 хоров, кантаты и более 30 романсов. Большинство романсов написано на слова «К.Р.» - Великого князя Константина Константиновича Романова.

Источник

  • "Театральная энциклопедия" в 6 т. Гл. ред. П.А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.
  • Held, Hermann"Verzeichnis der Schűler und Schűlerinnen der Schulen zu St.Petri 1862 – 1912", St.Petersburg: 1913;
  • "Забытые имена Петришуле: композитор Петр Петрович Шенк", реферат, шк. №222, Павел Батоцыренов;
  • Журнал «Нива», 1913 год;
  • Семейный архив Сергеевой Клавдии Николаевны;
  • Семейный архив Григорьева Эрнеста Федоровича;
  • Семейный архив Сергеева Рюрика Ростиславовича;
  • РНБ, Нотный отдел;
  • Музыкальная филармоническая библиотека;
  • Музей музыкального и театрального искусства, Санкт-Петербург.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле