Мусоргский, Модест Петрович

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Musorgskiy.jpg
Модест Петрович Мусоргский (1839 - 1881) — российский композитор, член «Могучей кучки», автор опер «Борис Годунов» и "Хованщина".

Модест Петрович Мусоргский (21 марта 1839, с. Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии — 28 марта 1881, Санкт-Петербург) — русский композитор, член «Могучей кучки», автор опер «Борис Годунов», "Хованщина", "Ночь на Лысой горе" и др.

Содержание

Биография

Отец М.П. Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусорских. Так композитор подписывал деловые бумаги и письма в 1850-х и начале 1860-х годов (некоторые из этих писем сохранились в его фамильном музее). С буквой «г» он стал писать свою фамилию примерно с 1863 года (Письмо М.А. Балакиреву № 44).

До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, после приезда в Петербург братья поступили в Немецкое училище Святых Петра и Павла. Через несколько лет учебы Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем М.П. Мусоргский недолго служил в лейб-гвардии Преображенском полку и в главном инженерном управлении. После выхода в отставку он служил в Министерстве государственных имуществ и в департаменте Государственного контроля.

Файл:Modest-Mussorgsky-young.jpg
Модест Мусоргский — офицер Преображенского полка.

К моменту вступления в музыкальный кружок М.А. Балакирева М.П. Мусоргский был хорошо образованным и эрудированным русским офицером, свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий, стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил М.П. Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством М.П. Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе композиторские навыки.

Игре на фортепиано М.П. Мусоргский учился у Антона Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях.

Творчество

В 1852 году фирмой "Бернард" в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса М.П. Мусоргского, первая публикация композитора. В 1858 году М.П. Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 году исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.

Работу над крупной формой М.П. Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не закончил её (один хор был исполнен в концерте К. Н. Лядова в 1861 году, а также издан посмертно в числе других произведений композитора). Следующие большие замыслы — оперы по роману Г. Флобера «Саламбо» (другое название — «Ливиец»), и на сюжет «Женитьбы» Н.В. Гоголя — также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков М.П. Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.

Следующий крупный замысел — оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина — М.П. Мусоргский довёл до конца. Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность».

В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 года опера «Борис Годунов» снова увидела свет — в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Фирма "Бессель и К°" в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого М.П. Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 году. В наше время возродился интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

В 1872 году М.П. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В.В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Н.В. Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. Первую сценическую редакцию «Хованщины» (в том числе инструментовку) в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. В том же году фирма Бессель и К° издала её партитуру и клавир. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова см. здесь, силами любительского Музыкально-драматического кружка. В 1958 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции.

Для «Сорочинской ярмарки» М.П. Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка (где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак. Ныне эту оперу ставят в редакции В. Я. Шебалина.

Последние годы

В 1870-е годы М.П. Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» — тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму и даже как измену русской идее:

«Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, 
что давно  сделано, к чему их никто не зовет <…> Могучая кучка выродилась в бездушных
изменников; „бич“ оказался детской плёточкой» (Письмо к В. В. Стасову, 19-20 октября 1875 года.

Мучительным для М.П. Мусоргского было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями (Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова и др.):

"На первом показе 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании
музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и
требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился,
призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих
стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится
толковать через «шлагбаум», за которым они остались."  Письмо А. А. Голенищеву-Кутузову
10 ноября 1877 года.
Файл:Ilya Repin - Портрет композитора М.П.Мусоргского - Google Art Project.jpg
И. Е. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского.

Эти переживания композитора вследствие непризнанности и «непонятости» стали причиной «нервной лихорадки», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как результат — его пристрастие к алкоголю.

М.П. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хоть и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей.

Последним светлым событием в жизни М.П. Мусоргского стала устроенная его другом, певицей Дарьей Михайловной Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой М.П. Мусоргский выступал как её аккомпаниатор, исполнял и собственные новаторские сочинения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хоть и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.

Модест Петрович Мусоргский скончался в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора.

М.П. Мусоргский скончался 28 марта 1881 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 19351937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого "Некрополя мастеров искусств" (арх. Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс) площадь перед лаврой была существенно расширена и соответственно линия Тихвинского кладбища была перенесена. При этом на новое место советская власть переместила только надгробия, могилы же закатали асфальтом, в том числе и могилу М.П. Мусоргского. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка (первой на этот факт указала внучатая племянница М.П. Мусоргского, о чём по ТВ рассказал Евгений Евгеньевич Нестеренко; см. Загадка Мусоргского и Момент истины).

Национальные черты творчества М. Мусоргского

В музыкальном творчестве М.П. Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. М.П. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление М.П. Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Самые масштабные творческие достижения М.П. Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами.

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы М.П. Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века.

По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, при отсутствии ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада.

М.П. Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено для фортепиано в 1861 году), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII века.

Выдающееся произведение М.П. Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В.А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.

Рецепция

В XIX веке произведения М.П. Мусоргского были изданы фирмой В. Бессель и К° в Санкт-Петербурге; многое было издано и в Лейпциге фирмой Митрофана Петровича Беляева. В XX веке начали появляться издания произведений М.П. Мусоргского в оригинальных версиях, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский музыковед П. А. Ламм, издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», равно как вокальные и фортепианные сочинения композитора — всё в авторской редакции.

Обе музыкальные драмы М.П. Мусоргского завоевали мировое признание уже после смерти композитора, и по сей день во всём мире они относятся к наиболее часто исполняемым произведениям русской музыки. Их международному успеху немало способствовало восхищённое отношение таких композиторов как Дебюсси, Равель, Стравинский, а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил их уже в начале XX века в своих «Русских сезонах» в Париже.

Из оркестровых произведений М.П. Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. А. Римского-Корсакова, реже — в авторской редакции.

Яркий колорит, порой даже изобразительность фортепианного цикла «Картинки с выставки» вдохновили нескольких композиторов на создание оркестровых версий; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит М. Равелю.

Произведения М.П. Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения композиторов. Специфическая мелодика, которая рассматривалась композитором как выразительное расширение человеческой речи, и новаторская гармония, предвосхитили многие черты гармонии XX века. Драматургия музыкально-театральных сочинений М.П. Мусоргского сильно повлияла на творчество Леоша Яначека, Игоря Фёдоровича Стравинского, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Альбана Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), Оливье Мессиана и многих других.

Список сочинений

  • Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874);
  • Опера «Хованщина» (18721880, не окончена; редакции: Н. А. Римского-Корсакова, 1883; Д. Д. Шостаковича, 1958);
  • Опера «Женитьба» (1868, не окончена; редакции: М. М. Ипполитова-Иванова, 1931; Г. Н. Рождественского, 1985);
  • Опера «Сорочинская ярмарка» (18741880, не окончена; редакции: Ц. А. Кюи, 1917; В. Я. Шебалина, 1931);
  • Опера «Саламбо» (не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979);
  • «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.
  • «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877); оркестровки: Э. В. Денисова, Н. С. Корндорфа, Д. Д. Шостаковича.;
  • «Ночь на Лысой горе» (1867). Полное авторское название: «Иванова ночь на Лысой горе» - симфоническая картина;
  • «Детская», вокальный цикл (1872);
  • «Без солнца», вокальный цикл (1874);
  • Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Блоха»), «Раёк»;
  • Интермеццо (первоначально для фортепиано, позднее оркестровано автором под названием «Intermezzo in modo classico»).

Память

Файл:Musorgsky Grave.jpg
Памятник на могиле Мусоргского (Петербург, Александро-Невская лавра).
Файл:1989 CPA 6047.jpg
Почтовая марка СССР, 1989 год.
Файл:5415-0006-reverse.gif
Памятная монета России.
  • 27 ноября 1885 года на могиле композитора был установлен памятник. Авторы - архитектор И.С. Богомолов и скульптор И.Я. Гинцбург - работали над проектом и моделями бесплатно. Средства на изготовление памятника были собраны по общественной подписке, в которой приняли участие Репин, Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов и многие другие.
  • В 1972 году в деревне Наумово (Куньинского района Псковской области) в усадьбе Чириковых (материнская линия М.П. Мусоргского) открыт Музей-заповедник М. П. Мусоргского. Усадьба Мусоргских в селе Карево (расположенном рядом) не сохранилась.

Объекты, носящие (носившие) имя М.П. Мусоргского

  • Уральская государственная консерватория в Екатеринбурге с 1939 года;
  • Михайловский театр в Санкт-Петербурге;
  • Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского в Санкт-Петербурге;
  • Малая планета - "1059 Mussorgskia";
  • В честь М.П. Мусоргского назван "Мусоргский кратер" на планете Меркурий.

Адреса, где жил композитор

  • Шпалерная ул., д.6, 1872-1875;
  • 5-я линия Васильевского острова, д.8 / Бугский пер., д.1-3 / Волжский пер., д.1, (кв.29, 30 - б. кв.25, 26), 1875-1879.

Литература

  • Мусоргский М. П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков при участии В. Д. Комаровой-Стасовой. Москва-Ленинград, 1932 (все письма, известные к этой дате, с подробными комментариями, хронограф жизни М.П. Мусоргского, адресованные ему письма)
  • Рерих Н. К. Мусоргский // Художники жизни. — Москва: Международный Центр Рерихов, 1993. — 88 с.
  • Стасов В. В. статья в «Вестнике Европы» (май и июнь 1881 г.).
  • Стасов В. В. «Перов и М.» («Русская Старина», 1883, т. XXXVIII, стр. 433—458);
  • Стасов В. В. Памяти Мусоргского // Исторический вестник, 1886. — Т. 23. — № 3. — С. 644—656.; его же, «Памяти М.» (СПб., 1885);
  • В. Баскин, «М. П. М. Биографич. очерк» («Русс. Мысль», 1884, кн. 9 и 10; отдельно, М., 1887);
  • Кругликов С. Мусоргский и его «Борис Годунов» // Артист, 1890, № 5.
  • Трифонов П. Модест Петрович Мусоргский // Вестник Европы, 1893, декабрь.
  • Туманина Н. М. П. Мусоргский. М. — Л., 1939.
  • Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., 1954;
  • М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти 18811931. Статьи и материалы. Под редакцией Ю. Келдыша и В. Яковлева. Москва: Госмузиздат, 1932 (содержит ценные статьи и список сочинений, подготовленные П. А. Ламмом, воспоминания современников, письма, подробные указатели, первую публикацию сатирической картины К. Е. Маковского «Могучая кучка» и др.)
  • Орлова А. Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 702 с. (формат книги увеличенный; содержит подробный хронограф)
  • Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. — М., 1981.
  • Мусоргский М. П. Письма. Москва, 1984.
  • Наследие М. П. Мусоргского. Сборник материалов (к выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в 32 томах). Москва: Музыка, 1989 (содержит подробнейшую библиографию и полный перечень автографов Мусоргского).
  • Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 1989.
  • М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 1989.
  • Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003.
  • Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского.. Псков: Псковская областная типография, 2008.
  • Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009.

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле