Гептахор

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(не показаны 5 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Rudntva.jpg|thumb|250px|"Античные пляски" - С. Руднева и Н. Петькова. [[1918]] год.]]
+
[[Файл:Na-Trave 1916.jpg|thumb|300px|Члены студии "Гептахор" в пригороде Петрограда. 1916 год.]]
 
'''Гептахор''' (от греч. "ἑπτά" — семь и "χορός" — пляска) — студия музыкального движения, основанная в [[1914]] году семью студентками Бестужевских курсов - любительницами "свободного танца".
 
'''Гептахор''' (от греч. "ἑπτά" — семь и "χορός" — пляска) — студия музыкального движения, основанная в [[1914]] году семью студентками Бестужевских курсов - любительницами "свободного танца".
 
==История создания==
 
==История создания==
Создана в [[Петербург]]е Стефанидой Рудневой и её подругами — [[Энман, Наталия Александровна‎|Натальей Энман]], Натальей Петьковой, [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]], Ильзой Тревер, [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]] и Юлией Тихомировой. Все они являлись студентками Бестужевских курсов, а [[Энман, Наталия Александровна‎|Наталья Энман]], [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатерина Цинзерлинг]], [[Тревер, Камилла Васильевна|Камилла]] и Ильза Тревер были выпускницами [[Петришуле]].
+
Создана в [[Петербург]]е Стефанидой Рудневой и её подругами — [[Энман, Наталия Александровна‎|Натальей Энман]], Натальей Петьковой, [[Тревер, Камилла Васильевна|Камиллой Тревер]], Ильзой Тревер, [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатериной Цинзерлинг]] и Юлией Тихомировой. Все они являлись студентками Бестужевских курсов, а [[Энман, Наталия Александровна‎|Наталия Энман]], [[Цинзерлинг, Екатерина Владимировна|Екатерина Цинзерлинг]], Ильза и [[Тревер, Камилла Васильевна|Камилла Тревер]] были выпускницами [[Петришуле]].
  
Название «Гептахор» — «пляска семерых», по числу участниц, — дал группе в [[1918]] году их преподаватель истории, профессор [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Фаддей Францевич Зелинский] ([[1859]]–[[1944]]).  
+
Название «Гептахор» — дал группе в [[1914]] году преподаватель истории, выдающийся филолог-эллинист  [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%B9_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Фаддей Францевич Зелинский] ([[1859]]–[[1944]]), читавший на Бестужевских курсах лекции по античному искусству.  
  
Своим рождением группа обязана визиту в [[Россия|Россию]] в [[1908]] году Айседоры Дункан ([[1878]]-[[1927]]), чьи выступления в [[Петербург]]е оказали большое влияние на будущих организаторов "Гептахора". Увлечённые искусством А. Дункан и античным искусством Древней Греции, они объединились в любительский коллектив и пытались, не подражая А. Дункан буквально, воспроизвести дух её танцев. Весной [[1915]] году началась систематическая работа и поиск оригинальной системы музыкально-пластического воспитания.  
+
Своим рождением группа обязана визиту в [[Россия|Россию]] в [[1908]] году американской танцовщицы Айседоры Дункан ([[1878]]-[[1927]]), чьи выступления в [[Петербург]]е оказали большое влияние на будущих организаторов "Гептахора". Увлечённые искусством А. Дункан и античным искусством Древней Греции, они объединились в любительский коллектив и пытались, не подражая А. Дункан буквально, воспроизвести дух её танцев. Весной [[1915]] году началась систематическая работа и поиск оригинальной системы музыкально-пластического воспитания.  
  
 
В [[1919]]—[[1921]] годах члены «Гептахора» преподавали в школах, Институте живого слова, руководимом В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, и в Институте ритма, основанном С. Н. Волконским. В [[1922]] году студия была зарегистрирована как частная Студия музыкального движения, а в [[1927]] году получила статус Государственной студии музыкального движения.
 
В [[1919]]—[[1921]] годах члены «Гептахора» преподавали в школах, Институте живого слова, руководимом В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, и в Институте ритма, основанном С. Н. Волконским. В [[1922]] году студия была зарегистрирована как частная Студия музыкального движения, а в [[1927]] году получила статус Государственной студии музыкального движения.
Строка 32: Строка 32:
 
# ''Гептахор'' // Ритм и культура танца. {{Л.}}, [[1926]];
 
# ''Гептахор'' // Ритм и культура танца. {{Л.}}, [[1926]];
 
# ''Заварухин Г.'' Гептахор // Рабочий и театр. [[1926]]. № 8;
 
# ''Заварухин Г.'' Гептахор // Рабочий и театр. [[1926]]. № 8;
# ''Сироткина Ирина''. Свободное движение и пластический танец в [[Россия|России]]. М.: Новое литературное обозрение, 2011;
+
# ''Сироткина Ирина''. Свободное движение и пластический танец в [[Россия|России]]. {{М.}}: Новое литературное обозрение, 2011;
 
# ''Тейдер Валентина, Тейдер Виктор.'' Гептахор — это семь пляшущих // Балет. 1995. № 3;
 
# ''Тейдер Валентина, Тейдер Виктор.'' Гептахор — это семь пляшущих // Балет. 1995. № 3;
 
# ''Руднева С. Д., Фиш Э. М.'' [http://ecodance.narod.ru/ Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания.] 1-е изд. — {{М.}}: Просвещение, 1972; 2-е изд. — {{СПб.}}: Гуманитарная академия, 2000;
 
# ''Руднева С. Д., Фиш Э. М.'' [http://ecodance.narod.ru/ Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания.] 1-е изд. — {{М.}}: Просвещение, 1972; 2-е изд. — {{СПб.}}: Гуманитарная академия, 2000;

Текущая версия на 14:26, 21 июля 2018

Члены студии "Гептахор" в пригороде Петрограда. 1916 год.

Гептахор (от греч. "ἑπτά" — семь и "χορός" — пляска) — студия музыкального движения, основанная в 1914 году семью студентками Бестужевских курсов - любительницами "свободного танца".

Содержание

[править] История создания

Создана в Петербурге Стефанидой Рудневой и её подругами — Натальей Энман, Натальей Петьковой, Камиллой Тревер, Ильзой Тревер, Екатериной Цинзерлинг и Юлией Тихомировой. Все они являлись студентками Бестужевских курсов, а Наталия Энман, Екатерина Цинзерлинг, Ильза и Камилла Тревер были выпускницами Петришуле.

Название «Гептахор» — дал группе в 1914 году преподаватель истории, выдающийся филолог-эллинист Фаддей Францевич Зелинский (18591944), читавший на Бестужевских курсах лекции по античному искусству.

Своим рождением группа обязана визиту в Россию в 1908 году американской танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927), чьи выступления в Петербурге оказали большое влияние на будущих организаторов "Гептахора". Увлечённые искусством А. Дункан и античным искусством Древней Греции, они объединились в любительский коллектив и пытались, не подражая А. Дункан буквально, воспроизвести дух её танцев. Весной 1915 году началась систематическая работа и поиск оригинальной системы музыкально-пластического воспитания.

В 19191921 годах члены «Гептахора» преподавали в школах, Институте живого слова, руководимом В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, и в Институте ритма, основанном С. Н. Волконским. В 1922 году студия была зарегистрирована как частная Студия музыкального движения, а в 1927 году получила статус Государственной студии музыкального движения.

[править] Идея "свободного танца"

Художественно-педагогическая практика «Гептахора» основывалась на идеях А. Дункан о воспитании совершенной и гармонической личности средствами свободного танца. Свой метод они назвали «музыкальным движением», чтобы подчеркнуть зависимость пластики от музыки. Стержнем творческого метода «Гептахора» была импровизация. Движение, считали они, в определенном смысле уже содержится в музыке, и танцующему остается только там его найти. Этой способности можно научить, начав с того, что они называли простым «музыкально-двигательным рефлексом».

Слушая музыку, человек часто совершает мелкие, подчас незаметные для себя самого движения. Не получая продолжения, эти движения становятся потеряны для нас; их надо развить и довести до акта художественного творчества. Такой метод позволяет не только создать танец, максимально верный музыкальному произведению, но и работать над его выразительностью. Под влиянием музыки человек испытывает особые чувства и переживания, которые редко реализуются во внешних проявлениях и осознаются. Движение помогает зафиксировать эти «внутренние движения души» и прояснить их, в том числе и для самого человека. «Сделать то, что велит музыка», быть верным музыке в движениях — цитировали они «Крейцерову сонату» Л. Н. Толстого, — значит стать верным и самому себе.

[править] Расцвет студийной работы

Помимо занятий музыкальным движением, студийцы занимались рисованием, изучали историю искусств и мифологию, посещали музеи, выставки, сами шили костюмы. Первый выпуск состоялся в 1926 году. Первые сценические композиции содержали, как правило, образные мотивы античных трагедий: «Сцены из Одиссеи» на музыку К.-В. Глюка, «Новогреческие песни» на мелодии греческих песен — обе в 1918 г., «Геракл в саду Гесперид» на музыку Ф. Шопена, «Каледонский грех» на музыку Ф. Шуберта, «Сказка о царевне Несмеяне» на музыку французских композиторов — все в 1923 году. Студийцы исполняли композиции собственного сочинения на музыку А. Н. Скрябина, П. Хиндемита («XX век»), Д. Д. Шостаковича.

[править] "Неугодные властям"

В 1927 году, не получая поддержки, «Гептахор», как и многие другие студии, прекратил свое официальное существование. Однако творческая работа и преподавание продолжались; последнее выступление состоялось в Ленинграде в конце 1934 года. После этого «музыкальное движение» удавалось сохранять, перенеся его в детские учреждения и практикуя как метод художественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

Летом 1935 г. ведущие педагоги студии С.Д. Руднева, В.3. Бульванкер, Л. С. Генералова и Э. М. Цильдерман-Фиш переехали из Ленинграда в Москву и начали там организацию детских студий художественного движения.

В 1936 году с их участием были организованы курсы руководителей детских коллективов для Московской области. После Великой Отечественной войны С.Д. Руднева и Э. М. Цильдерман-Фиш вели научно-методическую и педагогическую работу, в частности в МГУ.

С началом хрущевской «оттепели» стало возможным создание студии для взрослых («Смотрите — музыка!», 1957—1983, руководитель Эмма Фиш). Благодаря их самоотверженной работе, традиция музыкального движения не прервалась и продолжается сейчас в Москве и Петербурге уже третьим поколением учеников «Гептахора».

Метод музыкального движения используется для обучения "свободному танцу и вокалу", а также в психотерапевтической работе со взрослыми и коррекционно-развивающей — с детьми. В 1996 г. при психологическом факультете МГУ была создана новая студия «Гептахор» (руководитель — Аида Айламазьян), а в 2004 г. основан Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С. Д. Рудневой.

[править] Литература

  1. Фомин И. Гептахор // Жизнь искусства. 1923. № 26;
  2. Гептахор // Ритм и культура танца. Л., 1926;
  3. Заварухин Г. Гептахор // Рабочий и театр. 1926. № 8;
  4. Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011;
  5. Тейдер Валентина, Тейдер Виктор. Гептахор — это семь пляшущих // Балет. 1995. № 3;
  6. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000;
  7. Руднева С. Д. Воспоминания счастливого человека. Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахор» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний. М., 2007;
  8. Труль, Ольга Валерьевна. "Музыкальное движение" в истории Петришуле: (к 300-летию школы № 222) / О. В. Труль // История Петербурга. 2011. № 1. С. 24-26: ил.

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле