Балцвиник, Михаил Абрамович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 34: Строка 34:
  
  
Примечательно его знакомство с писателем и фотографом А.Л. Лессом, которые сделал для него массу отпечатков, не только Б. Пастернака, И. Эренбурга, М. Твардовского, но и "опального" тогда А. Солженицина.  
+
Примечательно его знакомство с писателем и фотографом А.Л. Лессом, которые сделал для него массу отпечатков, не только фотографий Б. Пастернака, И. Эренбурга, М. Твардовского, но и "опального" тогда А. Солженицина.  
  
  
Личное обаяние М. Балцвиника, его юмор, эрудиция, тонкое знание литературы и абсолютное бессеребреничество открывали перед ним все двери – не только частных домов, но даже некоторых государственных собраний, скоторыми он легко делился своими находками. Так у С.А. Ермолинского он копировал фотографии М. Булгакова, у И.Н. Пуниной – А. Ахматовой; ему всегда был открыт архив И.М. Наппельбаум – фото и негативы ее знаменитого отца. ..Миша и сам тогдамного фотографировал. Известны его портреты Н.Я.Мандельштам, Б.Окуджавы,Б.Ахмадулиной, А.Кушнера, В. Сосноры…
+
Личное обаяние М. Балцвиника, его юмор, эрудиция, тонкое знание литературы и абсолютное бессеребреничество открывали перед ним все двери – не только частных домов, но даже некоторых государственных собраний, скоторыми он легко делился своими находками. Так у С.А. Ермолинского он копировал фотографии М. Булгакова, у И.Н. Пуниной – А. Ахматовой; ему всегда был открыт архив И.М. Наппельбаум – фото и негативы ее знаменитого отца - Моисея Иосифовича Наппельбаума.
  
Техническое качество его работ исключительновысокое, ни одному профессионалу не достичь такого чуда в пересъемке – мишиныкопии, сделанные в докомпьютерную эпоху, подчас оказывались лучше оригиналов….Американского издания альбома цветаевских фотографий Миша, увы, не дождался(его авторство в этом издании обозначено литерами МБ; он был лично знаком сиздателем К.Проффером и о подготовке альбома знал).
+
М. Балвинник и сам тогда много фотографировал. Известны его портреты Н.Я. Мандельштам, Б.Окуджавы, Б.Ахмадулиной, А.Кушнера и В. Сосноры. Техническое качество его работ исключительно высокое, ни одному профессионалу не достичь такого чуда в пересъемке – его копии, сделанные в докомпьютерную эпоху, подчас оказывались лучше оригиналов. Американского издания альбома фотографий М. Цветаевой он, к сожалению, не дождался. Его авторство в этом издании обозначено литерами "МБ"; он был лично знаком с издателем Карлом Проффером и знал о подготовке альбома.
  
В 1999 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанномдоме смог приобрести фотособрание М.А.Балцвиника (после его смерти ононаходилось у К.М.Азадовского), и две с половиной тысячи фотографий, составившихпотрясающую иконографическую летопись нашей литературы от Блока до Бродского иматериализующих страсть души, дар собирателя и мастерство фотографа, - началиновую жизнь, служа нашей культуре».. (из воспоминаний Б.Я.Фрезинского, историкалитературы)
+
В 1999 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме смог приобрести фотособрание М.А. Балцвиника (после его смерти оно находилось у К.М. Азадовского) и "..две с половиной тысячи фотографий, составивших потрясающую иконографическую летопись нашей литературы от Блока до Бродского и материализующих страсть души, дар собирателя и мастерство фотографа начали новую жизнь, служа нашей культуре...» - из воспоминаний Б.Я. Фрезинского, историка литературы.
  
В 1976 г. М.Балцвиник ушел из семьи и вскореженился на Петровой Людмиле.
+
В 1976 году М. Балцвиник ушел из семьи и вскоре женился на Людмиле Петровой (1946 - 2016).
  
« Как многие люди тонкого душевного склада, онбыл уязвим, беззащитен и хрупок. Увы, обстоятельства – в конце семидесятых –складывались не в его пользу. Атмосфера ( в стране, на работе, дома) все болеесгущалась. Он путался в неурядицах; сплетаясь роковым образом, они преследовалиего. Надрывали ему сердце. Ему стало не под силу нести эту повседневную ношу,груз обид, тревог и разочарований. И он не выдержал…» ( из воспоминаний К.М.Азадовского)
+
« Как многие люди тонкого душевного склада, он был уязвим, беззащитен и хрупок. Увы, обстоятельства – в конце семидесятых складывались не в его пользу. Атмосфера в стране, на работе, дома все более  сгущалась. Он путался в неурядицах; сплетаясь роковым образом, они преследовалиего. Надрывали ему сердце. Ему стало не под силу нести эту повседневную ношу,груз обид, тревог и разочарований. И он не выдержал…»  
 +
( из воспоминаний К.М.Азадовского)
  
14 апреля 1980 года Михаил Балцвиник покончилжизнь самоубийством.
+
14 апреля 1980 года Михаил Балцвиник покончил жизнь самоубийством.
  
РОДНЫЕ:
+
==Семья==
Отец - Абрам Меерович Балцвиник ( 1896-1976), уроженец города Вильно, врач-терапевт, диетолог, кандидат медицинских наук; работал в Ленинградском Государственном институте для усовершенствования врачей
+
* Отец: Абрам Меерович Балцвиник ( 1896 - 1976), уроженец города Вильно, врач-терапевт, диетолог, кандидат медицинских наук; работал в Ленинградском Государственном институте для усовершенствования врачей
 
(ГИДУВ). В финскую войну (1939 - 1940) находился на фронте. Во время ВОВ (1941 - 1945) работал военным врачомв городе Петрозаводске, далее доктором в военно-санитарном поезде, майор медицинской службы. После войны вернулся в ГИДУВ, откуда в 1953 году был уволен по сфабрикованному «делу врачей».
 
(ГИДУВ). В финскую войну (1939 - 1940) находился на фронте. Во время ВОВ (1941 - 1945) работал военным врачомв городе Петрозаводске, далее доктором в военно-санитарном поезде, майор медицинской службы. После войны вернулся в ГИДУВ, откуда в 1953 году был уволен по сфабрикованному «делу врачей».
 +
* Мать: Гинделес Гинда Григорьевна (1897, Могилев – 1978, Ленинград) - получила образование в Могилёве, врач-педиатр, работала в железнодорожной поликлинике на ст. Боровой. Во время войны была в эвакуации в г. Ташкент с сыном и дочерью, работала в городской больнице.
 +
Жена: Зяблова Галина Георгиевна (1931 г.р.) - первая жена, журналистка, редактор и литературный обработчик многих книг.
 +
* Жена: Петрова Людмила Григорьевна (1946 - 2016) - вторая жена , инженер, бухгалтер;
 +
* Сестра: Гершун Елена Абрамовна (1923 -2013) - преподаватель немецкого языка, 1923 – 2013
 +
* Дочь: Зяблова Ольга Михайловна (1959 г.р.) - художник-бутафор Учебного театра, училась в 222 школе (б. Петришуле с 1966 по 1976 год;
 +
* Дочь: Мартышко Марина Михайловна (1979 г.р.) - учитель.
  
Мать: Гинделес Гинда Григорьевна (1897, Могилев – 1978, Ленинград) - получила образование в Могилёве, врач-педиатр, работала в железнодорожной поликлинике на ст. Боровой. Во время войны была в эвакуации в г. Ташкент с сыном и дочерью, работала в городской больнице.
+
==Источники==
 
+
* Б.Я. Фрезинский, «Михаил Балцвиник. Здесь хорошо, хотя с погодой мне не повезло. Стихи , письма, фотографии, воспоминания современников", Издательство «Бельведер», СПб, 2006;
 
+
* Сборник «Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е» : Новое литературное обозрение, М., 2003;
Зяблова Галина Георгиевна (1931 г.р.) - первая жена, журналистка, редактор и лит. обработчик многих книг,
+
* «На смену декабрям приходят январи…», В.Ронкин. Общество «Мемориал», изд-во «Звенья», М. 2003;
 
+
* Журнал «Звезда», № 7/2005: «Переписка Набоковых с Профферами», СПб, 2005;
Петрова Людмила Григорьевна, вторая жена ,инженер, бухгалтер, 1946 – 2016
+
* М. Цветаева, "Фотобиография", ред. Элендея Проффер, вступление: Карл Проффер. Из материалов, собранных М.Б. и И.К., Издательство "Ардис", Анн Арбор, 1985;
 
+
* Б. Фрезинский,  «Мозаика еврейских судеб. ХХ век. Биографии и мемуары", изд. "Текст", М., 2008.
Гершун Елена Абрамовна, сестра, преподавательнемецкого, 1923 – 2013
+
 
+
Дочь Зяблова Ольга Михайловна,художник-бутафор Учебного театра, 1959 г.р. Училась в 222 школе с 1966 по 1976гг.
+
 
+
Дочь Мартышко Марина Михайловна, учитель, 1979г.р
+
 
+
ИСТОЧНИКИ:
+
 
+
Книга «Михаил Балцвиник. Здесь хорошо, хотя спогодой мне не повезло.» Стихи , письма, фотографии, воспоминаниясовременников. Издательство «Бельведер», СПб, 2006 г
+
 
+
Книга «Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е»,М,: Новое литературное обозрение, 2003
+
 
+
Книга «На смену декабрям приходят январи…»,В.Ронкин. Общество «Мемориал», изд-во «Звенья»,М.2003
+
 
+
Журнал «Звезда», № 7 за 2005 г. «ПерепискаНабоковых с Профферами»
+
 
+
Цветаева. Фотобиография. Редактор ЭлендеяПроффер, вступление Карл Проффер. С материалов, собранных М.Б. и И.К. ИздательствоАрдис, Анн Арбор
+
 
+
Книга «Мозаика еврейских судеб. ХХ век»Биографии и Мемуары. Б. Фрезинский, 2008 г.
+

Версия 19:51, 7 мая 2017

Михаил Абрамович Балцвиник (1931, Ленинград - 1980, Ленинград) - советский журналист, поэт, диссидент и коллекционер уникальных фотографий.

Содержание

Биография

Михаил Абрамович Балцвиник родился 2 февраля 1931 года в Ленинграде в семье молодых врачей. Отец - Абрам Меерович Балцвиник, врач-терапевт, работал в Ленинградском Государственном институте для усовершенствования врачей. Мать - Гинда Григорьевна (урожд. Гинделес), врач-педидиатр, также работала врачом в Ленинграде.

Михаил Балцвиник поступил в школу 222 среднюю школу (б. Петришуле) в 1945 году, вернувшись с матерью и сестрой Еленой из эвакуации в Ташкенте. Закончил в 1949 году с золотой медалью и сразу поступил в на филологический факультет Ленинградского государственного университета, во французскую группу отделенияжурналистики. В 1954 году он женился на однокурснице, Галине Георгиевне Зябловой. В 1954 году, по окончании ЛГУ, вместе с женой уехал на работу журналистом сначала в Киргизию, затем в Чувашию. Всего проработал на Востоке страны около четырех лет, пока не ушла в песок антисталинская волна, порожденная ХХ съездом.


Михаил Балцвиник был прирожденный журналист – с легким даром четких формулировок и превосходным стилем, но критическое отношение к советской системе и отсутствие политическогоцинизма (необходимого, чтобы достичь высокого служебного положения) вместе с его происхождением закрыли для него дорогу в "большую" прессу.


Вернувшись в Ленинград в 1958 году он работал в многотиражке завода «Красный треугольник».


12 июня 1965 года в числе тридцати молодых ленинградцев подвергся преследованиям со стороны КГБ по делу общественно-политической группы «Союз коммунаров» (В. Ронкин, С. Хахаев и др). Привлекался в качестве свидетеля, выступил на суде со смелым заявлением в защиту подсудимых, после чего ему лично было поставлено в вину лишь «недонесение», но и этого хватило, чтобы он и его жена были исключены из КПСС. В те времена партийный билет заменялся только "волчьим", и в силу тогдашнего негласного запрета на профессии с того дня работа в любых органах печати была ему запрещена.


После исключения из КПСС в 1965 году работал табельщиком, затем инженером-экономистом на заводе «Красный треугольник».


Литературная и творческая деятельность

М. Балцвинник со студенческих лет писал стихи, разумеется, не печатая их. Только после его кончины несколько его стихотворений появилось парижской «Русской мысли», а в 1990-м году, уже "на излете" советского режима, – в ленинградской газете «Смена». Русская поэзия давала М. Балцвинику силы для существования; его последней литературной любовью были стихи Иосифа Бродского.

Занятие «писать в стол» не соответствовало его энергичной натуре и поэтому не могло стать выходом для его творческого темперамента. Неожиданно в конце 1960-х годов им овладело новое увлечение, связанное с любовью поэзии и к фотоискусству: он стал собирать фотографии любимых поэтов и прозаиков и фотографировать уважаемых им литераторов-современников. Так начало складываться его ставшее впоследствии знаменитым собрание иконографии русских писателей ХХ века. За короткое время, благодаря пылкому интересу и фанатичному труду у М. Балвиника собралась уникальная коллекция фотопортретов.


Следует сказать, что он не был коллекционером в традиционном смысле, т.е. его не привлекала идея быть единственным владельцем редкой фотографии. Раздобыв новый и неизвестный снимок, он охотно печатал несколько его копий и с удовольствием дарил друзьям. Именно благодаря его деятельности возник своего рода "иконографическийсамиздат", которым неслучайно вскоре заинтересовались органы КГБ, не допускавшие инакомыслия ни в чем.

Главными объектами собирательства были изображения любимых им и тогда малоиздаваемых поэтов нашего века –Б. Пастернака, А. Ахматовой, И. Мандельштама, М.Цветаевой и многих других. М. Балцвиник разыскивал неизвестные фотографии у родственников писателей, их друзей и знакомых, у старых фотографов.


Примечательно его знакомство с писателем и фотографом А.Л. Лессом, которые сделал для него массу отпечатков, не только фотографий Б. Пастернака, И. Эренбурга, М. Твардовского, но и "опального" тогда А. Солженицина.


Личное обаяние М. Балцвиника, его юмор, эрудиция, тонкое знание литературы и абсолютное бессеребреничество открывали перед ним все двери – не только частных домов, но даже некоторых государственных собраний, скоторыми он легко делился своими находками. Так у С.А. Ермолинского он копировал фотографии М. Булгакова, у И.Н. Пуниной – А. Ахматовой; ему всегда был открыт архив И.М. Наппельбаум – фото и негативы ее знаменитого отца - Моисея Иосифовича Наппельбаума.

М. Балвинник и сам тогда много фотографировал. Известны его портреты Н.Я. Мандельштам, Б.Окуджавы, Б.Ахмадулиной, А.Кушнера и В. Сосноры. Техническое качество его работ исключительно высокое, ни одному профессионалу не достичь такого чуда в пересъемке – его копии, сделанные в докомпьютерную эпоху, подчас оказывались лучше оригиналов. Американского издания альбома фотографий М. Цветаевой он, к сожалению, не дождался. Его авторство в этом издании обозначено литерами "МБ"; он был лично знаком с издателем Карлом Проффером и знал о подготовке альбома.

В 1999 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме смог приобрести фотособрание М.А. Балцвиника (после его смерти оно находилось у К.М. Азадовского) и "..две с половиной тысячи фотографий, составивших потрясающую иконографическую летопись нашей литературы от Блока до Бродского и материализующих страсть души, дар собирателя и мастерство фотографа начали новую жизнь, служа нашей культуре...» - из воспоминаний Б.Я. Фрезинского, историка литературы.

В 1976 году М. Балцвиник ушел из семьи и вскоре женился на Людмиле Петровой (1946 - 2016).

« Как многие люди тонкого душевного склада, он был уязвим, беззащитен и хрупок. Увы, обстоятельства – в конце семидесятых складывались не в его пользу. Атмосфера в стране, на работе, дома все более сгущалась. Он путался в неурядицах; сплетаясь роковым образом, они преследовалиего. Надрывали ему сердце. Ему стало не под силу нести эту повседневную ношу,груз обид, тревог и разочарований. И он не выдержал…» ( из воспоминаний К.М.Азадовского)

14 апреля 1980 года Михаил Балцвиник покончил жизнь самоубийством.

Семья

  • Отец: Абрам Меерович Балцвиник ( 1896 - 1976), уроженец города Вильно, врач-терапевт, диетолог, кандидат медицинских наук; работал в Ленинградском Государственном институте для усовершенствования врачей

(ГИДУВ). В финскую войну (1939 - 1940) находился на фронте. Во время ВОВ (1941 - 1945) работал военным врачомв городе Петрозаводске, далее доктором в военно-санитарном поезде, майор медицинской службы. После войны вернулся в ГИДУВ, откуда в 1953 году был уволен по сфабрикованному «делу врачей».

  • Мать: Гинделес Гинда Григорьевна (1897, Могилев – 1978, Ленинград) - получила образование в Могилёве, врач-педиатр, работала в железнодорожной поликлинике на ст. Боровой. Во время войны была в эвакуации в г. Ташкент с сыном и дочерью, работала в городской больнице.

Жена: Зяблова Галина Георгиевна (1931 г.р.) - первая жена, журналистка, редактор и литературный обработчик многих книг.

  • Жена: Петрова Людмила Григорьевна (1946 - 2016) - вторая жена , инженер, бухгалтер;
  • Сестра: Гершун Елена Абрамовна (1923 -2013) - преподаватель немецкого языка, 1923 – 2013
  • Дочь: Зяблова Ольга Михайловна (1959 г.р.) - художник-бутафор Учебного театра, училась в 222 школе (б. Петришуле с 1966 по 1976 год;
  • Дочь: Мартышко Марина Михайловна (1979 г.р.) - учитель.

Источники

  • Б.Я. Фрезинский, «Михаил Балцвиник. Здесь хорошо, хотя с погодой мне не повезло. Стихи , письма, фотографии, воспоминания современников", Издательство «Бельведер», СПб, 2006;
  • Сборник «Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е» : Новое литературное обозрение, М., 2003;
  • «На смену декабрям приходят январи…», В.Ронкин. Общество «Мемориал», изд-во «Звенья», М. 2003;
  • Журнал «Звезда», № 7/2005: «Переписка Набоковых с Профферами», СПб, 2005;
  • М. Цветаева, "Фотобиография", ред. Элендея Проффер, вступление: Карл Проффер. Из материалов, собранных М.Б. и И.К., Издательство "Ардис", Анн Арбор, 1985;
  • Б. Фрезинский, «Мозаика еврейских судеб. ХХ век. Биографии и мемуары", изд. "Текст", М., 2008.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле