Тон, Константин Андреевич
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Возвращение в Петербург) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[File:Konstantin Thon 1820-th.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор Императорской Академии художеств.]] | + | [[File:Konstantin Thon 1820-th.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].]] |
− | '''Константи́н Андре́евич Тон''' (нем.'' Thon''); 26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления [[Николая I]]. Среди его наиболее известных построек — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F Храм Христа Спасителя] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Большой Кремлёвский дворец] в Москве. | + | '''Константи́н Андре́евич Тон''' (нем.'' Thon''); 26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления [[Николай I|Николая I]]. Среди его наиболее известных построек — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F Храм Христа Спасителя] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Большой Кремлёвский дворец] в Москве. |
== Биография == | == Биография == | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
=== Первые проекты === | === Первые проекты === | ||
− | В 1817 году произошла перемена в администрации академии, и К.А. Тон, оставив академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в [[Санкт-Петербург]]е. Кроме того, тогда же, он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в [[Санкт-Петербург|СПб]]. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной [[ | + | В 1817 году произошла перемена в администрации академии, и К.А. Тон, оставив академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в [[Санкт-Петербург]]е. Кроме того, тогда же, он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в [[Санкт-Петербург|СПб]]. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной [[Императорская Академия художеств|Академией художеств]] программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны. |
=== Европейская стажировка === | === Европейская стажировка === | ||
− | [[Файл:Commemorative plaque for Konstantin Ton.jpg|thumb|150px| | + | [[Файл:Commemorative plaque for Konstantin Ton.jpg|thumb|150px|Мемориальная доска на здании Московского вокзала в Санкт-Петербурге]] |
В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим создал проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём придал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом Тон, по заданию Римской академии, выполнил проект госпиталя. | В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим создал проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём придал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом Тон, по заданию Римской академии, выполнил проект госпиталя. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
=== Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836) === | === Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836) === | ||
− | [[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb| | + | [[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb|Храм Христа Спасителя]] |
− | Ещё раньше, в [[1829 | + | Ещё раньше, в [[1829]] году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего. |
− | Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в | + | Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва. |
− | Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для | + | Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну 1812 года. |
− | Затем, при конкурсе на сооружение | + | Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В [[1833]] году определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов Святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. — собор Уланского полка) в Петергофе, которые и возводились под его руководством. |
− | К началу [[1836 | + | К началу [[1836]] года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Таврисе (Тебриз), оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина. |
Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля. | Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля. | ||
=== Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854) === | === Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854) === | ||
− | В [[1837 | + | В [[1837]] году, [[Николай I]] задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек. |
− | [[Файл:Annunciation thon.jpg|left|thumb| | + | [[Файл:Annunciation thon.jpg|left|thumb|Благовещенская церковь в Санкт-Петербурге — прообраз множества пятишатровых храмов в характерном для Тона «русско-византийском» стиле]] |
− | В [[1838 | + | В [[1838]] году он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В [[1844]] году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: Храм Преображения Господня на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардии конном полку. |
− | Окончив в [[1842 | + | Окончив в [[1842]] году постройку Екатерининского в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.). |
− | В [[1847 | + | В [[1847]] году он принялся за порученную ему постройку станции [[Николаевская железная дорога|Николаевской железной дороги]] в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В [[1850]] году построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве. |
− | Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю | + | Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе (Тбилиси). В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в ( Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви святого Мирония. |
[[Файл:Konstantin Ton 1870-th.jpg|thumb|200px|Константин Тон. 1870-е годы]] | [[Файл:Konstantin Ton 1870-th.jpg|thumb|200px|Константин Тон. 1870-е годы]] | ||
=== Последние годы === | === Последние годы === | ||
− | Последние годы деятельности Тона, назначенного в | + | Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский. |
− | Похоронен в Санкт-Петербурге, на | + | Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. |
== Школа == | == Школа == | ||
− | Столь обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например | + | Столь обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почётную известность. |
== Память == | == Память == | ||
* В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска. | * В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска. | ||
− | * В | + | * В 1994 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Тону. |
== Оценка на рубеже XIX—XX веков == | == Оценка на рубеже XIX—XX веков == | ||
Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора [[Николай I|Николая I]]. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины. | Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора [[Николай I|Николая I]]. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины. | ||
− | В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в | + | В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга. |
== Здания, построенные по проектам Тона == | == Здания, построенные по проектам Тона == | ||
Строка 85: | Строка 85: | ||
;Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей | ;Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей | ||
− | * 1830—1837 | + | * 1830—1837 Екатерининская церковь близ Калинкина моста |
− | * 1834—1842 | + | * 1834—1842 Введенская церковь Семёновского полка |
− | * 1835—1840 | + | * 1835—1840 Екатерининский собор в Царском Селе |
− | * 1836—1839 | + | * 1836—1839 Петропавловская церковь (Петергоф)|Петропавловская церковь Уланского полка в Петергофе |
− | * 1840—1845 | + | * 1840—1845 Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображенская церковь Гренадерского полка]] |
− | * 1842—1849 | + | * 1842—1849 Благовещенская церковь Конного полка |
− | * 1849—1855 | + | * 1849—1855 Церковь Святого Мирония в Санкт-Петербурге (Мироньевская церковь Егерского полка) |
;Русско-византийские постройки в Москве и провинции | ;Русско-византийские постройки в Москве и провинции | ||
− | * 1835 Колокольня | + | * 1835 Колокольня Симонова монастыря |
− | * 1837—1883 | + | * 1837—1883 Храм Христа Спасителя |
− | * 1839—1849 | + | * 1839—1849 Большой Кремлёвский дворец |
− | * 1844—1851 | + | * 1844—1851 Оружейная палата |
− | * 1845—1889 | + | * 1845—1889 Вознесенский собор (Елец) |
− | * 1845—1861 | + | * 1845—1861 Богородице-Рождественский собор (Красноярск) |
− | * 1855—1866 Собор | + | * 1855—1866 Собор Боголюбского монастыря |
− | * 1856 | + | * 1856 Казанская церковь (Белая Гора), Тивдия |
− | * 1867 | + | * 1867 Петропавловская церковь (Любань) — совместно с Ф. Н. Соболевским |
− | * Святые ворота и Богородице-Рождественский собор | + | * Святые ворота и Богородице-Рождественский собор Ипатьевского монастыря |
;Храмы по типовым проектам | ;Храмы по типовым проектам | ||
− | [[Файл:Ascention Cathedral in winter, Yelets.jpg|thumb| | + | [[Файл:Ascention Cathedral in winter, Yelets.jpg|thumb|Вознесенский Елецкий собор был одним из самых высоких в дореволюционной России]] |
− | * | + | * Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) |
− | * | + | * Троицкий собор (Яранск) |
− | * | + | * Боголюбский собор (Мичуринск) |
− | * | + | * Троицкий собор (Томск) |
− | * | + | * Святодуховский собор (Петрозаводск) |
− | * Собор | + | * Собор Задонского Рождественско-Богородицкого монастыря |
− | * Собор | + | * Собор Богоявленский монастырь (Углич)|Богоявленского Угличского монастыря |
− | * | + | * Казанская церковь (Глебово) |
;Железнодорожные постройки | ;Железнодорожные постройки | ||
− | * 1847—1851 | + | * 1847—1851 Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге |
− | * 1845—1852 | + | * 1845—1852 Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве |
− | * Царскосельский вокзал в Петербурге (заменён | + | * Царскосельский вокзал в Петербурге (заменён Витебским) |
− | * 1846-1851 | + | * 1846-1851 Круговое депо (Москва) |
== Литература == | == Литература == | ||
* {{книга | * {{книга | ||
− | |автор = | + | |автор = Славина Т. А. |
|часть = | |часть = | ||
|ссылка часть = | |ссылка часть = | ||
Строка 134: | Строка 134: | ||
|издание = | |издание = | ||
|место = Л. | |место = Л. | ||
− | |издательство = | + | |издательство = Лениздат |
|год = 1982 | |год = 1982 | ||
|том = | |том = | ||
|страницы = | |страницы = | ||
|страниц = 152 | |страниц = 152 | ||
− | |серия = | + | |серия = Зодчие нашего города |
|isbn = | |isbn = | ||
|тираж = 40 000 | |тираж = 40 000 |
Версия 18:50, 17 декабря 2012
Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon); 26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления Николая I. Среди его наиболее известных построек — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве.
Содержание |
Биография
Образование
Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Главном немецком училище Св. Петра с 1801 по 1804 год.
В 1804 году К.А. Тон был принят воспитанником в Императорскую Академию художеств и с 1808 года начал изучать архитектуру под руководством А. Н. Воронихина. В 1815 году он окончил академический курс со званием "художника 1-й степени" и Малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания Сената. Он был оставлен при академии, чтобы впоследствии отправиться за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.
Первые проекты
В 1817 году произошла перемена в администрации академии, и К.А. Тон, оставив академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же, он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в СПб. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной Академией художеств программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны.
Европейская стажировка
В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим создал проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём придал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом Тон, по заданию Римской академии, выполнил проект госпиталя.
В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Посетив также Геную, Равенну, Болонью, Милан и Павию, он прибыл в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.
Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои усилия на реставрации памятников античного зодчества. Среди них надо отметить проекты восстановления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект привлек внимание императора Николая I, и по его повелению Тон в 1828 году был зачислен в Кабинет Его Императорского Величества, с содержанием 3 000 руб. в год.
Возвращение в Петербург
В том же 1828 году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где ему поручили превратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков. Кроме этого Тон должен был устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания.
В 1830 году Тон получил звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры.
В том же году, прихожане церкви Святой Екатерины, находившейся за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, задумали соорудить новое здание храма ввиду ветхости старого. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.
Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836)
Ещё раньше, в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего.
Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну 1812 года.
Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В 1833 году определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов Святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. — собор Уланского полка) в Петергофе, которые и возводились под его руководством.
К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Таврисе (Тебриз), оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.
Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.
Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854)
В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
В 1838 году он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: Храм Преображения Господня на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардии конном полку.
Окончив в 1842 году постройку Екатерининского в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).
В 1847 году он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850 году построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.
Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе (Тбилиси). В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в ( Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви святого Мирония.
Последние годы
Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.
Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище.
Школа
Столь обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почётную известность.
Память
- В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска.
- В 1994 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Тону.
Оценка на рубеже XIX—XX веков
Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора Николая I. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга.
Здания, построенные по проектам Тона
- Постройки в стиле классицизма
- Сфинксы на Университетской набережной у здания Академии художеств (1833-1834)
- Малый театр в Москве (1838-1840)
- Инвалидный дом в Измайлове (пристройка к Покровскому собору) (1839-1840)
- Постамент памятника Г. Державину в Казани (1846-1847)
- Постамент памятника Владимиру Великому в Киеве (1853)
- Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей
- 1830—1837 Екатерининская церковь близ Калинкина моста
- 1834—1842 Введенская церковь Семёновского полка
- 1835—1840 Екатерининский собор в Царском Селе
- 1836—1839 Петропавловская церковь (Петергоф)|Петропавловская церковь Уланского полка в Петергофе
- 1840—1845 Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображенская церковь Гренадерского полка]]
- 1842—1849 Благовещенская церковь Конного полка
- 1849—1855 Церковь Святого Мирония в Санкт-Петербурге (Мироньевская церковь Егерского полка)
- Русско-византийские постройки в Москве и провинции
- 1835 Колокольня Симонова монастыря
- 1837—1883 Храм Христа Спасителя
- 1839—1849 Большой Кремлёвский дворец
- 1844—1851 Оружейная палата
- 1845—1889 Вознесенский собор (Елец)
- 1845—1861 Богородице-Рождественский собор (Красноярск)
- 1855—1866 Собор Боголюбского монастыря
- 1856 Казанская церковь (Белая Гора), Тивдия
- 1867 Петропавловская церковь (Любань) — совместно с Ф. Н. Соболевским
- Святые ворота и Богородице-Рождественский собор Ипатьевского монастыря
- Храмы по типовым проектам
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)
- Троицкий собор (Яранск)
- Боголюбский собор (Мичуринск)
- Троицкий собор (Томск)
- Святодуховский собор (Петрозаводск)
- Собор Задонского Рождественско-Богородицкого монастыря
- Собор Богоявленский монастырь (Углич)|Богоявленского Угличского монастыря
- Казанская церковь (Глебово)
- Железнодорожные постройки
- 1847—1851 Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге
- 1845—1852 Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве
- Царскосельский вокзал в Петербурге (заменён Витебским)
- 1846-1851 Круговое депо (Москва)
Литература
- Славина Т. А. Константин Тон. — Л.: Лениздат, 1982. — 152 с. — (Зодчие нашего города). — 40 000 экз. (обл.)
Ссылки
- При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).