Шарлемань, Адольф Иосифович
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Живопись) |
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Биография и творчество) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
== Биография и творчество == | == Биография и творчество == | ||
− | А. И. Шарлемань - сын архитектора, воспитанника [[АХ|Императорской Академии художеств]] Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—[[1861]]), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]]—[[1789]]), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]]. | + | А. И. Шарлемань - сын архитектора, воспитанника [[АХ|Императорской Академии художеств]] Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—[[1861]]), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]]—[[1789]]), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]] из Руана. |
А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] ([[1841]]-[[1848]]), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В [[1848]] году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде. | А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] ([[1841]]-[[1848]]), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В [[1848]] году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде. | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]: | За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]: | ||
* Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» ([[1852]]); | * Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» ([[1852]]); | ||
− | * Большую | + | * Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» ([[1853]]); |
− | * Малую золотую медаль | + | * Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании [[1848]] года» ([[1854]]); |
* Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» ([[1855]]). | * Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» ([[1855]]). | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в [[1861]] году. | Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в [[1861]] году. | ||
− | Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения | + | Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище. |
В [[1863]]-[[1865]] годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е. | В [[1863]]-[[1865]] годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов. | В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов. | ||
− | С [[1871]] года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств | + | С [[1871]] года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств и парадов для альбомов императора [[Александр II|Александра II]]. |
В [[1873]] году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение. | В [[1873]] году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение. |
Версия 11:11, 7 марта 2014
Адольф Иосифович Шарлемань (нем. Charleman-Bode; 1826, Петербург — 1901, Петербург) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии художеств.
Биография и творчество
А. И. Шарлемань - сын архитектора, воспитанника Императорской Академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде (1734—1789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II из Руана.
А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841-1848), где учился вместе со своим братом И.И. Шарлеманем. В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от Академии Художеств:
- Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
- Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
- Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
- Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).
Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище.
В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты.
В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной и хранится в Государственном Эрмитаже.
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.
С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств и парадов для альбомов императора Александра II.
В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
Живопись
- «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
- «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
- «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
- «Торжественный прием Суворова в Милане в апреле 1799 года»;
- «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
- «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
- «Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году», 1879. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией»;
- «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884);
- «Петр II в Петергофе», акварель, белила. Частное собрание.
Ссылки
- Биография на сайте «Биография.ру»
- Биография на сайте «Карточный домик»
- Картины А.И. Шарлеманя.