Кубе, Альфред Николаевич
WKnovich (обсуждение | вклад) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[File:Kube fixed.jpg|thumb|250px|Альфред Николаевич Кубе ([[1886]] - после [[1942]] года), - российский искусствовед, научный сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]].]] | [[File:Kube fixed.jpg|thumb|250px|Альфред Николаевич Кубе ([[1886]] - после [[1942]] года), - российский искусствовед, научный сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]].]] | ||
− | ''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - после [[1942]] года, Германия) - российский искусствовед, | + | ''Альфред Николаевич Кубе''' (нем. ''Alferd von Cube''; [[1886]], [[Петербург]] - после [[1942]] года, Германия) - российский искусствовед, профессор, специалист по прикладному искусству эпохи Возрождения, старейший сотрудник [[Эрмитаж|Государственного Эрмитажа]] (с [[1910]] по [[1942]] год). |
==Биография== | ==Биография== | ||
А.Н. Кубе родился в [[Петербург]]е в [[1886]] году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Предок А.Н. Кубе - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю [[Петр I|Петру I]] после присоединения Риги к [[Россия|России]] в 1703 году. | А.Н. Кубе родился в [[Петербург]]е в [[1886]] году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Предок А.Н. Кубе - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю [[Петр I|Петру I]] после присоединения Риги к [[Россия|России]] в 1703 году. | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
В [[1911]] году А.Н. Кубе начал работать в должности ассистента хранителя [[Эрмитаж]]а. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко. В [[1911]]- [[1912]] годах А.Н. Кубе был привлечен к работе над "Новым Энциклопедическим словарем", изд. Брокгауза и Эфрона, [[1912]]. Кроме того, он был одним из авторов статей в ежемесячном журнале для любителей искусства и старины под названием "Старые годы". | В [[1911]] году А.Н. Кубе начал работать в должности ассистента хранителя [[Эрмитаж]]а. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко. В [[1911]]- [[1912]] годах А.Н. Кубе был привлечен к работе над "Новым Энциклопедическим словарем", изд. Брокгауза и Эфрона, [[1912]]. Кроме того, он был одним из авторов статей в ежемесячном журнале для любителей искусства и старины под названием "Старые годы". | ||
− | В [[1918]] году А.Н. Кубе был назначен хранителем | + | В [[1918]] году А.Н. Кубе был назначен хранителем [[Эрмитаж]]а в отделе Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым). Через некоторое время он был уволен без права на работу в числе других сотрудников [[Эрмитаж]]а, имевших дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго - вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в [[Эрмитаж]]е в прежней должности. |
[[File:Kube 2.jpg|thumb|left|250px|А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», {{М.}}, 1976. Репринтное издание.]] | [[File:Kube 2.jpg|thumb|left|250px|А.Н. Кубе «Итальянская майолика XV–XVIII веков», {{М.}}, 1976. Репринтное издание.]] | ||
А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций [[Эрмитаж]]а после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в [[Петроград]] в [[1920]] году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей. | А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций [[Эрмитаж]]а после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в [[Петроград]] в [[1920]] году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
хороших книг брошено! Сегодня умерли в [[Эрмитаж]]е Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант | хороших книг брошено! Сегодня умерли в [[Эрмитаж]]е Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант | ||
Никулин, георгиевский кавалер японской войны» ([[Болдырев, Александр Николаевич|Болдырев А.Н.]] "Блокадный дневник". {{СПб.}}, 1998. С. 68). | Никулин, георгиевский кавалер японской войны» ([[Болдырев, Александр Николаевич|Болдырев А.Н.]] "Блокадный дневник". {{СПб.}}, 1998. С. 68). | ||
− | + | ==Адрес== | |
+ | * До [[1942]] года профессор А.Н. Кубе проживал на 4-ой линии Васильевского острова, д.7. | ||
==Опубликованные работы== | ==Опубликованные работы== | ||
* Венецианское стекло. [[Петербург]], изд-во «Аквилон», [[1923]]; | * Венецианское стекло. [[Петербург]], изд-во «Аквилон», [[1923]]; |
Версия 14:46, 2 мая 2014
Альфред Николаевич Кубе' (нем. Alferd von Cube; 1886, Петербург - после 1942 года, Германия) - российский искусствовед, профессор, специалист по прикладному искусству эпохи Возрождения, старейший сотрудник Государственного Эрмитажа (с 1910 по 1942 год).
Содержание |
Биография
А.Н. Кубе родился в Петербурге в 1886 году, в немецкой семье лютеранского вероисповедания, имел дворянское происхождение. Предок А.Н. Кубе - Кристоб фон Кубе начал служить русскому царю Петру I после присоединения Риги к России в 1703 году.
В 1895 году он поступил на гимназическое отделение Петришуле, которое закончил в 1904 году. C 1904 по 1911 год он изучал историю средних веков сначала в Петербургском университете, а затем в Мюнхенском университете.
В 1911 году А.Н. Кубе начал работать в должности ассистента хранителя Эрмитажа. Человек разносторонних знаний, он был искусствоведом широкого профиля, знатоком прикладного искусства средних веков, эпохи Возрождения и искусства барокко. В 1911- 1912 годах А.Н. Кубе был привлечен к работе над "Новым Энциклопедическим словарем", изд. Брокгауза и Эфрона, 1912. Кроме того, он был одним из авторов статей в ежемесячном журнале для любителей искусства и старины под названием "Старые годы".
В 1918 году А.Н. Кубе был назначен хранителем Эрмитажа в отделе Cредних веков и нового времени (вместе с Э. Э. Ленцем, С. Н. Тройницким и В. В. Макаровым). Через некоторое время он был уволен без права на работу в числе других сотрудников Эрмитажа, имевших дворянское происхождение. К счастью, этот период временного перерыва в работе не продлился долго - вскоре А.Н. Кубе был восстановлен на работе в Эрмитаже в прежней должности.
А.Н. Кубе принимал деятельное участие в воссоздании экспозиций Эрмитажа после разрухи, эвакуации коллекций в Москву и их возвращения в Петроград в 1920 году. Им была проведена большая работа в области научной систематизации и экспонирования предметов западноевропейского прикладного искусства, в составлении путеводителей и каталогов. Основные научные интересы А.Н. Кубе были сосредоточены в области западноевропейского фаянса, венецианского стекла, резной кости и французских эмалей.
А.Н. Кубе удалось также установить, что мраморный бюст Петра I, хранящийся в Эрмитаже, был изготовлен итальянским скульптором Карлом Альбаччини и что эта работа воспроизводит восковой бюст Петра, посланный в подарок кардиналу Оттобони в первой половине XVIII века. Результаты своих исследований А.Н. Кубе изложил в статье, вышедшей в 1920 году.
С 1921 по 1923 гг. А.Н. Кубе сотрудничал с Ф.Ф. Нотгафтом, организовавшем издательство «Аквилон». Последняя, 22-я книга этого издательства написана А.Н. Кубе.
В 1939 году А.Н. Кубе стал заведующим Отделом истории западноевропейского искусства Эрмитажа. В 1940 году он закончил написание полного каталога итальянской майолики, хранящейся в Эрмитаже. Им было написано обширное введение в каталог, своего рода научно-популярный очерк истории развития основных центров майоличного производства Италии.
В своей работе "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже", изданной в Эрмитаже в 1941 году, А.Н. Кубе подробно рассмотрел историю этого раздела эрмитажных коллекций с момента их зарождения.
С началом войны и блокады Ленинграда в 1941 году Альфред Николаевич Кубе не оставил свой любимой город и своей работы и в самое тяжелое зимнее время занимался описанием и сохранением коллекций Эрмитажа для будущих поколений.
Но весной 1942 года ему вместе с женой всё-таки пришлось покинуть город, когда лёд на "Дороге жизни" растаял. Обессиленные, они решили начать жизнь заново в другом месте. Плыли на баржах по Ладоге, затем по Волге, пока не достигли берегов Северного Кавказа. Волею судьбы они смогли перебраться в Германию. Там родился их сын Сергей.
Полагали, что А.Н. Кубе скончался 10 марта 1942 года, поскольку об этом свидетельствовала запись в блокадном дневнике другого нашего выпускника А.Н. Болдырева:
«...8, 9, 10-ое марта. Мягкие, настоящие зимние дни. Морозы невелики... Сегодня я был первый день в Эрмитаже. Разбирали комнату, заваленную вещами от мертвых и эвакуированных. Сколько хороших книг брошено! Сегодня умерли в Эрмитаже Альфред Николаевич Кубе и старейший комендант Никулин, георгиевский кавалер японской войны» (Болдырев А.Н. "Блокадный дневник". СПб., 1998. С. 68).
Адрес
- До 1942 года профессор А.Н. Кубе проживал на 4-ой линии Васильевского острова, д.7.
Опубликованные работы
- Венецианское стекло. Петербург, изд-во «Аквилон», 1923;
- «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство, Берлин, 1923;
- Репринт «История фаянса», Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство., Берлин, 1923/М., 2000;
- "Майолика и французский фаянс XVIII века из собрания Штиглица", cоставил А. Н. Кубе. С.-Петербург. Государственный Эрмитаж, 1923;
- Репринт «Итальянская майолика XV–XVIII веков», М., 1976;
- "Лиможские расписные эмали", Гос. Эрмитаж. Л., 1927;
- "Французские расписные эмали XV–XVI вв. М.; Л.: Искусство, 1937;
- "Испано-мавританская керамика", М.; Л., 1940, серия "Каталоги собраний Эрмитажа", том II;
- "К истории собраний художественной промышленности средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже". - ТрОЗЕИГЭ, 1941, т.3;
- Серия "Каталоги собраний Эрмитажа".
Статьи
- "Испано-мавританские фаянсы Императорского Эрмитажа". - Старые годы, 1914, май, с.3-24;
- "Фаянсы из Сер-Поршера". - Старые годы, 1915, дек., с.15-25;
- "Мраморный бюст работы Карло Альбаччини". - СбГЭ, 1920, вып 1, с. 63-71.
Сообщения Государственной академии истории материальной культуры за 1926 год, том I:
- "Глиняные черепки, найденные на южном берегу Крыма в имении Ласпи (Из раскопок М. И. Ростовцева в 1916 г.);
- "Выносной крест XIII века";
- "О происхождении герба Сицилии" и др.
Память
- Деятельность А.Н. Кубе не забыта ни сотрудниками Эрмитажа, ни его потомками. На XI Царскосельской научной конференции «Хранители», которая состоялась 28–30 ноября 2005 года в здании Екатерининского дворца-музея, выступили с докладом потомки Альфреда Николаевича Кубе - А.Г. Шабанов-Кубе (Санкт-Петербург) и С. Н. фон Кубе (Штутгарт); тема их совместного доклада была: «А. Н. Кубе — исследователь и хранитель западноевропейского прикладного искусства».
- 14 ноября 2012 года в здании Российской национальной библиотеки на Садовой, д. 18 был сделан доклад "Фон Кубе в России". Автор доклада - А.Г. Шабанов.
Семья
- Сын - Сергей фон Кубе, живёт в Штутгарте;
- Племянник - Алексей Григорьевич Шабанов (http://www.dorogoe.spb.ru/family.php?id=1.), живёт в Санкт-Петербурге.
Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- Кубе, Альфред Николаевич;
- Held, Hermann. "Verzeichnis der Schu'ler und Schu'lerinnen der Schulen zu St. Petri 1862-1912";
- Левинсон-Лессинг В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Искусство, 1986.