Залеман, Гуго Робертович
Гуго Робертович Залеман (1859, Санкт-Петербург - 1919, Петроград) — российский скульптор, профессор и действительный член Академии художеств.
Содержание |
Биография
Гуго Робертович Залеман родился в Санкт-Петербурге, в семье известного скульптора Роберта Карловича Залемана (1813-1874). В 1870 году поступил в знаменитую Главную немецкую школу при церкви Св. Петра, где прошел полный курс гимназии и окончил ее в 1877 году. В том же 1877 году Г.Р. Залеман был принят в Академию художеств.
В 1877–1884 учился у профессоров академии А.Р. Бока, Н.А. Лаверецкого, И.И. Подозерова; в 1883 году он был награждён малой золотой медалью за статую «Орест, преследуемый фуриями», а в 1884 году — большой золотой медалью за барельеф «Битва титанов с олимпийцами».
В следующем 1885 году Г.Р. Залеман отправился за границу на четыре года в качестве пенсионера Академии. Во время своей поездки он посетил Дрезден и Мюнхен, работал преимущественно во Флоренции и Риме, где выполнил барельеф «Харон перевозит тела умерших через Стикс».
По возвращении в Санкт-Петербург Гуго Робертович обратил на себя внимание публики скульптурной группой «Кимвры», показанной им на выставке в Академии художеств в 1890 году.
С этого времени Г.Р. Залеман начал получать заказы, главным образом связанные с оформлением разного рода административных зданий. Так, например, для портика Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) в Москве Г.Р. Залеман выполнил большой фриз «Олимпийские игры».
Г.Р. Залеман работал и в области монументальной пластики. В частности, он создал статую крестителя Руси, князя Владимира Святославовича для Владимирского собора в Киеве. Также он принимал участие во многих конкурсах на создание различных памятников.
Педагогическая деятельность
В 1889 году Гуго Робертовича пригласили на должность внештатного профессора для преподавания анатомии в скульптурном классе Академии художеств. С 1894 года Г.Р Залеман - штатный профессор. В 1896 году он был избран действительным членом Академии художеств.
Среди его учеников были: М. Г. Манизер, В. А. Синайский, А.Н. Самохвалов, И.В. Крестовский, В. В. Лишев, художник Н. К. Рерих, Д.С. Стеллецкий, художник П.Н. Филонов, Юозас Зикарас, Карлис Зале и многие другие.
Педагогическая деятельность Г.Р. Залеман продолжалась до самой революции. Одновременно он занимался и античной скульптурой. В последние годы своей жизни он трудился над рельефом «Похороны Ахилла».
По свидетельствам современников, Г.Р. Залеман являлся большим знатоком анатомии и отличным рисовальщиком. В своих работах он последовательно придерживался академических традиций.
Гуго Робертович Залеман скончался в Петрограде в 1919 году и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, рядом с отцом. В 1922 году в Академии художеств была организована посмертная выставка его произведений.
Произведения
- Барельефы «Снятие с креста» (1880), «Блудный сын» (1881) и «Переправа через Стикс» (1887);
- Скульптура «Борьба кимвров с римлянами» (1888), «Портрет старика» (1892), «Каменный век» (1899), «Зубр» (1901), «Первобытный человек, убивающий птицу» (1910-е);
- Рельеф «Похороны Ахиллеса» (ок. 1916) и др.
По его моделям и под его руководством были выполнены барельефы «Св. Владимир» на дверях Владимирского собора в Киеве (1890-е) и «Олимпийские игры» (фриз центрального портика Музея изящных искусств в Москве, 1902–1903).
Литература
- Кривдина, О. А. Г. Р. Залеман (1859-1919) – профессор скульптуры и педагог Императорской Академии художеств / О. А. Кривдина // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект = Die Deutschen in Sankt-Petersburg: материалы постоянно действующей конференции "Немцы в Санкт-Петербурге" / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2002 - . – Вып. 5 / [отв. ред. Т. А. Шрадер]. – 2009. - 279, [1] с. : ил. - Загл. на обл. : Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII - XX века). – С. 218-225;
- Кривдина, О. А. Материалы к биографии Г. Р. Залемана (1859-1919) и его произведения в Русском музее / О. А. Кривдина // Страницы истории отечественного искусства / Рус. музей. – Санкт-Петербург: Palace Editions, 1993 - . – Вып. 18 : Сб. ст. по материалам научной конференции, Русский музей, Санкт-Петербург, 2010. - 2011. - 312 с. : ил. - Библиогр. в конце ст. - С. 176-185;
- При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)..