Кулле, Сергей Леонидович
Сергей Леонидович Кулле (29 февраля 1936, Ленинград — 28 октября 1984, Ленинград) — российский поэт, перeводчик.
Содержание |
Биография
С.Л. Кулле родился в Ленинграде. Закончил 222-ю школу (бывшая Петришуле) в 1953 году вместе с будущими литераторами Львом Лосевым, Борисом Парамоновым и Анатолием Найманом. Закончил отделение журналистики филологического факультета Ленинградского университета.
После окончания ЛГУ жил в Ленинграде; практически всю жизнь проработал в многотиражной газете Ленинградского института точной механики и оптики «Кадры приборостроению».
Впервые опубликовал свои стихи в 1960 году в московском самиздатском журнале "Синтаксис".
В 1963 году С. Кулле написал ставшее вскоре знаменитым двустишие:
"Мы - товарищи по несчастью.
Вы - товарищи по бесчестью."
Сергей Кулле оставил несколько сотен своих стихотворений, из которых в официальной печати ему довелось увидеть только четыре. По отзывам жены и друзей - "милейший и образованнейший человек", что, впрочем, очевидно для читателя его стихов. Большинство его стихотворений - верлибры. В его поздних стихах проявляется тенденция к минимализму.
С. Кулле входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд — Виноградов — Ерёмин — Кулле). О "УВЕКАх" было как-то сказано, что это - "литературная группа, притворявшаяся компанией собутыльников". На что член группы Виноградов возразил, что, "наоборот, компания собутыльников притворялась литературной группой."
С. Кулле и его товарищи остались вне официальной литературы. Но русская поэзия, к счастью, не сводится к советской.
Сергей Леонидович Кулле умер 28 октября 1984 году и был похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.
Память
- Первый сборник стихов С. Кулле, подготовленный Уфляндом, вышел в 2001 году, посмертные публикации появились также в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века».
Критика 1990—2000-х гг. высоко оценивает поэзию Сергея Кулле. Михаил Натанович Айзенберг пишет о творчестве С.Л. Кулле:
Для точного сочетания напряженности и легкости необходим особый поэтический темперамент, им и обладал Сергей Кулле. Его верлибр заразительно естественен. Стихи Кулле как будто и не собирались быть именно верлибром, просто оказались им по каким-то своим причинам. <...> Они открыты, удивительно внятны, и их внятность становится эстетическим качеством. Эти вещи почти невозможно цитировать кусками, фрагментами, как невозможно предъявить часть мысли. Но это не означает, что стихи не написаны, а придуманы. Просто художественная логика, которой они следуют, имеет своим образцом ясную и изящную мыслительную операцию. Есть какая-то загадка в том, как Кулле удается избежать неизбежного, казалось бы, однообразия повествовательного ритма. Можно отметить резкие интонационные перепады, изобретательную иронию — но только как дополнительные условия. Главное все-таки в полной естественности речевого движения, в абсолютном совпадении образа мысли и способа речи.
По мнению литературного критика Ивана Ахметьева:
Вероятно, со временем творчество Сергея Кулле будет рассмотрено в контексте развития русского свободного стиха. И в этом смысле он, по нашему убеждению, одна из центральных фигур.
Семья
Жена: Маргарита Васильевна Разумовская (1936-1999) - филолог.
Источники
- Михаил Айзенберг. Литература за одним столом // «Литературное обозрение», № 5, 1997, с.66-70.]