Росси, Карл Иванович
WKnovich (обсуждение | вклад) (→Биография) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в [[Санкт-Петербург]], куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров. | Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в [[Санкт-Петербург]], куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров. | ||
− | В [[1788]] году Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей исскуства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]]. В 1795 году после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В 1802 его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию, где получил диплом флорентийской академии. | + | В [[1788]] году Росси поступает в немецкую школу [[Петришуле|St.Petri-Schule]]. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей исскуства, приглашенных [[Екатерина II|Екатериной II]] для строительства и украшения [[Санкт-Петербург|Петербурга]]. В [[1795]] году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С [[1796]] года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В [[1801]] году Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В [[1802]] его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию, где получил диплом флорентийской академии. |
В [[1806]] году Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стекольном заводах. | В [[1806]] году Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стекольном заводах. | ||
− | В августе 1808 года Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. С 1809 года Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери. | + | В августе 1808 года Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. С [[1809]] года Росси занимается перестройкой Путевого дворца для [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери. |
− | В 1815 году Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В 1816 он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце ( | + | В [[1815]] году Росси возвращается в [[Санкт-Петербург]]. В 1816 он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам Росси в [[Санкт-Петербург|Петербурге]] и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—1822); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове (1816—1818). |
Однако главной сферой деятельности Росси в [[Санкт-Петербург]]е стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему [[Санкт-Петербург|Петербург]] приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. | Однако главной сферой деятельности Росси в [[Санкт-Петербург]]е стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему [[Санкт-Петербург|Петербург]] приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном. | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
В 1822 году [[Императорская Академия художеств|Академия художеств]] приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения Росси с правящим окружением [[Николай I|Николая I]] всё более ухудшались, и в 16 июля 1832 года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. | В 1822 году [[Императорская Академия художеств|Академия художеств]] приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения Росси с правящим окружением [[Николай I|Николая I]] всё более ухудшались, и в 16 июля 1832 года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. | ||
− | Архитектор умер 6 (18) апреля | + | Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в [[Санкт-Петербург]]е от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры. |
== Адреса в [[Санкт-Петербург]]е == | == Адреса в [[Санкт-Петербург]]е == | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
== Постройки в [[Санкт-Петербург]]е == | == Постройки в [[Санкт-Петербург]]е == | ||
* Реконструкция Аничкова дворца (1816) | * Реконструкция Аничкова дворца (1816) | ||
− | * Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце ( | + | * Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце ([[1815]]—1822) |
* Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове (1816—1818) | * Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове (1816—1818) | ||
* Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) (1819—1825) | * Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) (1819—1825) | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
* Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (1827—1832) | * Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (1827—1832) | ||
== Постройки в других городах == | == Постройки в других городах == | ||
− | * Екатерининская церковь в Московском Кремле (1808) | + | * Екатерининская церковь в Московском Кремле ([[1808]]) |
− | * Перестройка Путевого дворца [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери (1809) | + | * Перестройка Путевого дворца [[Екатерина II|Екатерины II]] в Твери ([[1809]]) |
* Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1841) | * Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1841) | ||
=== По проектам Росси === | === По проектам Росси === | ||
− | * Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене Павла I), 1913, архитектор [[Шмидт, Карл Карлович|К. К. Шмидт]], скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года | + | * Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене [[Павел I|Павла I]]), 1913, архитектор [[Шмидт, Карл Карлович|К. К. Шмидт]], скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года |
== Литература == | == Литература == | ||
Строка 55: | Строка 55: | ||
* ''Пилявский В. И.'' Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951. | * ''Пилявский В. И.'' Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951. | ||
* ''Бартенев И.А.'' Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963. | * ''Бартенев И.А.'' Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963. | ||
− | * Росси, Карл Иванович ( | + | * Росси, Карл Иванович ([[1775]]—1849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975. |
* Тарановская М. З. ''Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник.'' Л.: Стройиздат, 1980. | * Тарановская М. З. ''Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник.'' Л.: Стройиздат, 1980. | ||
* ''Карпова Е. В., Кузнецов С. О.'' Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 (о работе Росси в Строгановском дворце). | * ''Карпова Е. В., Кузнецов С. О.'' Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 (о работе Росси в Строгановском дворце). | ||
Строка 75: | Строка 75: | ||
[[Категория:Архитекторы]] | [[Категория:Архитекторы]] | ||
[[Категория:Ученики Петришуле]] | [[Категория:Ученики Петришуле]] | ||
− | [[Категория:Поступившие в Петришуле | + | [[Категория:Поступившие в Петришуле в XVIII веке]] |
Версия 15:52, 18 сентября 2013
Карл Ива́нович Ро́сси (Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, академик архитектуры, профессор Императорской Академии художеств.
Содержание |
Биография
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 декабря 1779 года в Неаполе. В 1787 году Карл вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, приехал в Санкт-Петербург, куда его родители были приглашены дирекцией Императорских театров.
В 1788 году Росси поступает в немецкую школу St.Petri-Schule. Во время обучения в школе он знакомится с детьми иностранных художников, архитекторов и других деятелей исскуства, приглашенных Екатериной II для строительства и украшения Петербурга. В 1795 году, после окончания школы он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры на должность чертёжника. С 1796 года Карл Росси становится помощником архитектора Винченцо Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году Росси получает должность "архитектурного помощника 10 класса". В 1802 его направляют в заграничную командировку для завершения образования, и он уезжает на два года в Италию, где получил диплом флорентийской академии.
В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета Его Императорского Величества. Однако сначала он работает не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стекольном заводах.
В августе 1808 года Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. С 1809 года Росси занимается перестройкой Путевого дворца для Екатерины II в Твери.
В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом "Комитета строений и гидравлических работ". К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816); ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822); перестройка Елагина дворца, строительство кухонного и конюшенного корпусов, оранжереи и парковых павильонов на Елагином острове (1816—1818).
Однако главной сферой деятельности Росси в Санкт-Петербурге стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург приобрёл новое лицо, превратившись в центр великой империи, гордой своими победами над французским императором Наполеоном.
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Санкт-Петербурга: Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825); Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834); площади Островского со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Российской национальной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси. Проектам Росси свойственны как гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, так и новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия в Александринском театре). Английский учёный Гренвилль, посетивший Петербург, отметил, что
Михайловский дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит всё виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своём роде.
По проекту Росси была создана и оформлена Суворовская площадь, раскрытая к Неве - сюда был перенесён памятник Суворову, выполненный скульптором М.И. Козловским и ранее находившийся на другой стороне Марсова поля у реки Мойки. По предложению Росси Румянцевский обелиск работы Бренна с Марсова поля был перенесён на Васильевский остров, в сквер около Академии художеств.
Росси занимался всем - от прокладки улиц, площадей, оформления фасадов до мельчайших деталей внутренней отделки и меблировки (например, Михайловского дворца). Заслугой Росси является также и умение организовать работу, забота о своих сотрудниках.
В 1822 году Академия художеств приняла архитектора в свои "вольные общники". С конца 1820-х гг. отношения Росси с правящим окружением Николая I всё более ухудшались, и в 16 июля 1832 года он ушел в отставку, уволившись «...от всех занятий по строениям», отказавшись от руководства строительством зданий Сената и Синода. Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге от холеры, свирепствовавшей тогда в городе. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году в некрополе Александро-Невской лавры.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1838 год — Итальянская улица, 11;
- 1849 год — доходный дом Клокачёва — набережная реки Фонтанки, 185.
Постройки в Санкт-Петербурге
- Реконструкция Аничкова дворца (1816)
- Ряд павильонов в Павловске и библиотека в Павловском дворце (1815—1822)
- Елагин дворец с оранжереей и павильонами на Елагином острове (1816—1818)
- Ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей) с прилегающими к нему садом и Михайловской площадью (ныне пл. Искусств) (1819—1825)
- Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и Триумфальной аркой (1819—1829)
- Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
- Ансамбль площади Островского (бывшей Александринской) со зданиями Александринского театра, нового корпуса Российской национальной библиотеки (бывшей Императорской публичной библиотеки) и двумя однородными протяжёнными корпусами улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной) (1827—1832)
Постройки в других городах
- Екатерининская церковь в Московском Кремле (1808)
- Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
- Колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода (1841)
По проектам Росси
- Павильон Росси в Павловске - памятник Марии Фёдоровне (жене Павла I), 1913, архитектор К. К. Шмидт, скульптор В. А. Беклемишев. По проекту 1816 года
Литература
- Вейнерт Н. Росси. М.-Л.: Искусство, 1939.
- Гримм Г. Г. Ансамбли Росси. Площадь искусств и площадь Островского. М.-Л.: Искусство, 1946.
- Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. СПб., 1892.
- Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951.
- Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1963.
- Росси, Карл Иванович (1775—1849). Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства. К 200-летию со дня рождения. Л., 1975.
- Тарановская М. З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л.: Стройиздат, 1980.
- Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000, С.480-492 (о работе Росси в Строгановском дворце).
- Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М.: Жираф, 2001.
- Шуйский В. К. Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001.
- Кириков, Борис Михайлович Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. — 2-е изд. — СПб.: Издательский дом Коло, 2007. — 384 с.
30px | Росси, Карл Иванович на Викискладе? |
---|
Примечания
См. также: Поступившие в Петришуле в 1788 году
Ссылки
- 200 лет со дня рождения К. И. Росси 1775—1975 Серия спичечных этикеток к 200-летнему юбилею