Юнгер, Александр Александрович

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск


Александр Александрович Юнгер (1883, Петербург – 1948) – российский архитектор и график, один из основателей журнала «Новой Сатирикон», педагог и театральный художник.


Содержание

Биография

Родился в семье 12 января 1883 года в Санкт-Петербурге в семье Александра Ф. Юнгера, служащего в торговой фирме "Рихтер". Эта компания поставляющей учебные пособия и физические приборы школам и гимназиям Петербурга. В семье Александра был еще его брат-близнец Владимиром (будущий отцом ленинградской актисы Елены Юнгер) и их младший брат Николай. Все братья получили среднее образование в Петришуле. Александр и Владимир закончили гимназическое отделение Петришуле одновременно в 1902 году.


Следует сказать, что еще будучи гимназистом, Александр посещал занятия в рисовальной школы Общества поощрения художеств. Так что, одновременно с получением аттестата Петришуле, Александр получил свидетельство об окончании Рисовальной школы. С этими документами он легко поступил в Императорский институт гражданских инженеров в том же 1902 году. При выпуске из инсттута в 1914 году будущий архитектор вместе с дипломом получил золотую медаль за отлично выполненный дипломный проект.


Как и многие выпускники института, Юнгер решил дополнить своё образование художественной подготовкой в Академии художеств. Заявку туда он подал ещё в 1902 году, но тогда поступить в Академию не смог. В Академии художеств Александр Александрович стал учеником мастерской архитектора Л. Н. Бенуа, самой популярной и поэтому многочисленной. Будучи вынужденным зарабатывать трудом архитектора, Юнгер оставался в этой мастерской вместо положенные двух лет вплоть до конца 1917 года. В этот период он работал в отделе зернохранилищ Государственного банка и проектировал элеваторы. Строительную практику молодой зодчий получал у В. А. Покровского, помогая ему при возведении казарм в Царском Селе. Совместно с гражданским инженером А. П. Аплаксиным в 1915-1916 годах Юнгер создал премированные на конкурсах проекты вокзала "Петроград - Охта" и доходного дома акционерного общества "Техногор". Тогда же под руководством Л. Н. Бенуа он исполнил несколько учебных проектов. Обучение в Академии художеств А. А. Юнгер закончил с высокой оценкой, получив право на одногодичную командировку за границу. Но революционные события 1917 года не позволили осуществить эти планы.

Работа в «Новом Сатириконе» и в «Бегемоте»

Александр Юнгер также вошел в сатирический цех еще студентом. «Рисовать стал рано. Рисовать я начал с 4-х лет.., — написал он позже в своей шутливой автобиографии. — Да, с 4-х, по свидетельству матери, с 4-х лет. Первый заказ получил, когда мне было семь лет. Заказчиком был мой младший брат (5-ти лет). Когда я подрос — начал работать в журна¬лах». В 1905 году молодой художник опубликовал свои пер¬вые рисунки в той же «Стрекозе», вскоре становится веду¬щим сотрудником журнала «Спрут». Не прерывает связи и со «Стрекозой». «Тут я познакомился с начинающими Ре-ми, Радаковым, А. Яковлевым, Сашей Черным, Потемки¬ным и др., впоследствии с приехавшим из Харькова и тогда никому еще не известным Аркад. Тимоф. Аверченко». Все они не были удовлетворены качеством еженедельника. На одном из заседаний редакции было решено превратить журнал из юмористического в сатирический. А. А. Радаков предложил дать журналу новое имя. Так возник лучший сатирический журнал дореволюционной России — «Сатири¬кон» (С 1913 г. журнал стал называться «Новый Сатирикон»).

Тот же неугомонный Радаков на первых порах возглавлял редакцию (позже этот пост занял А. Аверченко). А Юнгер стал руководителем художественного отдела. То¬го отдела, который и принес журналу громкую славу, ибо, как утверждали современники, «группа художников в «Са¬тириконе» была в своей сфере и по таланту, и по выдумке значительно выше группы писателей». Корней Чуковский вспоминал: «Сотрудники «Сатирикона» одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходи¬ли гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных. Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, круп¬ный, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, неис¬тощимый остряк, заполнявший своей юмористикой чуть не половину журнала. Рядом шагал Радаков, художник, хохо-тун и богема, живописно лохматый, с широкими, пушисты¬ми баками, похожими на петушиные перья. Тут же броса¬лась в глаза длинная фигура поэта Потемкина, и над всеми возвышался Ре-ми (или попросту Ремизов), замечательный карикатурист, с милым, нелепым, курносым лицом. Вместе с ними, в их дружной компании, но как бы в стороне, на отлете, шел еще один сатириконец, Саша Черный, совершенно непохожий на всех остальных». Однако такая близость не мешала каждому из сатириконцев быть яркой неповторимой индивидуальностью. И звез¬дой первой величины среди художников был, несомненно, Алексей Радаков. «Вакхом юморо-сатирического рисунка» назвал его поэт В. В. Князев за щедрость таланта, дерзость творческой манеры и несколько грубоватый, близкий к на¬родному юмор. «Он писал карикатуры больше всего на са¬новников и черносотенцев. Эти карикатуры были самые злые и беспощадные. Каждый штрих у него дышал глубо¬кой ненавистью к черной своре царских слуг и приспешни¬ков. «Темистом» он был изумительным. Добрая половина рассказов у Аверченко написана по темам А. Радакова» — так писал один из современников, хорошо знавший «кух¬ню» журнала, Впрочем, подтверждение тому и творчество самого Алексея Александровича. Ведь большинство работ художника — это «рассказы в картинках», своей повество-вательностью словно возрождающие народный лубок. Только в отличие от народного лубка, где главным изоб¬разительным средством являлся контурный рисунок с ло¬кальной подкраской, «лубок» Радакова использовал дости¬жения современной живописи и строился на сочетании жи¬вописных пятен, как бы нанесенных «а ла прима». Изоповествование любил и Александр Юнгер. Более того, именно его можно считать отцом русского графического фельетона. Но манера его рисунков резко отлична от радаковской. Они выглядят тщательно построенными, а не спонтанно выплеснувшимися на лист. В стиле Юнгера отчет¬ливо прослеживается связь с художниками начала XX ве¬ка — Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибиным и другими графика¬ми «Мира искусства», с немецкой и английской карикатурой и рисунком. И по художественным приемам он занимает полярную Радакову позицию: основу рисунка Юнгера со¬ставляет тонкая контурная линия. Организация «Сатирикона» явилась началом первой волны творческой активности обоих графиков. Вплоть до 1916 го¬да не было ни одного номера журнала, где бы работы их не соседствовали. Радаков чаще занимал первую страницу обложки, а Юнгер прочно расположился на четвертой. В 1912 году Радаков впервые выступает как театральный художник. Он же был одним из организаторов знаменитого артистического кабаре «Бродячая собака», связанного с именами А. А. Блока, А. А. Ахматовой и др. В те годы он создает и первый в России детский юмористический журнал «Галчонок», где многие иллюстрации были выполнены Юнгером. Журнал понравился, приобрел известность. Стали популярными и его авторы А. Юнгер и А. Радаков.

Революционные события 1917 года

Революция 1917 года коренным образом изменила жизнь художника. В 1918 году он вместе с отделом зернохранилищ Государственного банка был эвакуирован в Екатеринодар (позже переименованный в Краснодар), где тогда же стал преподавателем в Кубанском политехническом институте. На юге Александр Александрович не прекращал и архитектурную деятельность. Кроме составления проектов отдельных зданий и памятников, он занимался разработкой планов "расширения и урегулирования" Краснодара и Новороссийска. В Ленинград Александр Александрович Юнгер вернулся в 1925 году, поступив на работу в трест слабых токов, а в 1928 году - в трест "Электроток". В этот период он занимался проектированием промышленных сооружений. По его проектам были построены Дубровская ГРЭС с рабочим посёлком при ней, а также электроподстанции на заводах "Красный треугольник" и "Красный путиловец". Александр Александрович неоднократно принимал участие в архитектурных конкурсах в 1920-1930-х годах. При этом его интересы не ограничивались Ленинградом. Он составлял проекты для разных зданий в Воронеже, Мурманске, Петрозаводске, Душанбе. 11 его конкурсных проектов были удостоены премий. В Ленинграде он продолжал преподавательскую деятельность. В конце 1920-х годов Юнгер стал преподавать в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (бывшем Институте гражданских инженеров), где вёл курсы введения в архитектуру и технического черчения. В 1930 году он занял должность профессора архитектурного проектирования. К 1938 году он получил учёную степень кандидата технических наук.

Эскиз застройки Московского проспекта

С 1934 года Александр Александрович Юнгер возглавлял мастерскую №7 треста "Ленпроект". В это же время он писал статьи для профильных журналов, сотрудничал с Союзом архитекторов. Возглавляемая Юнгером мастерская составляла проекты школ. По составленным с участием зодчего проектам были построены школы на Песочной, Глазовой, Слободской, 2-й Советской улицах, Клинском проспекте, в Тучковом и Упразднённом переулках. Своими соавторами он называл В. Д. Голли, Ф. З. Мазеля, Э. А. Звартау, Н. Н. Лебедева. В 1930-х годах под руководством А. А. Юнгера было завершено строительство комплекса больницы им. Мечникова. Он же участвовал в строительстве здания Всесоюзного алюминиево-магниево института (20-я линия ВО, 5-7), здания Арктического института у Финляндского вокзала, жилых домов мясокомбината (Московское шоссе, 14, 16), здания института "Судбасстрой" (ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова). Активную деятельность архитектора прервала Великая Отечественная война. Юнгер пережил первую блокадную зиму, а 2 марта 1942 года его арестовали. Поводом для этого стал донос одного из знакомых, обвинявшегося в антисоветской деятельности. Позже было доказано, что донос этот был сделан "в результате воздействия следственных органов". Таким же воздействиям подвергался и Александр Александрович в течение двух месяцев во время допросов. Вскоре он начал давать признательные показания. 12 мая ему был вынесен смертный приговор, а на следующий день Юнгеру предложили написать просьбу о помиловании. Её вскоре удовлетворили, заменив расстрел на 10 лет лагерей. Александр Александрович Юнгер скончался в лагере 13 августа 1948 года. Архив архитектора попал в его знакомому историку и искусствоведу Н. И. Архипову, после смерти которого документы оказались в Академии художеств. Единственным исследователем этих материалов оказался профессор архитектуры Владимир Григорьевич Лисовский, на основе которых он написал подробную статью об А. А. Юнгере, опубликованную в 2001 году в сборнике "Невский архив" (выпуск №5).

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле