Шрётер, Виктор Александрович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
м
Строка 23: Строка 23:
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
По происхождению из [[Балтийские немцы|балтийских немцев]], отец — Александр Готлиб Шрётер ({{lang-de|Alexander Gottlieb Schröter}}).
+
По происхождению из [[Балтийские немцы|балтийских немцев]], отец — Александр Готлиб Шрётер ({{lang-de|Alexander Gottlieb Schröter}}).
  
Получив первоначальное образование ([[1851]]—[[1856]]) в немецком училище при лютеранской церкви св. Петра ([[Петришуле]]), прошёл курс [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем ([[1856]]—[[1862]]) обучался в [[Берлинская академия художеств|Берлинской академии художеств]]. При окончании обучения в ней он получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль. В [[1858]] принят в Берлинский союз архитекторов ({{lang-de|Berliner Architekten-Verein}}). Путешествовал и изучал архитектуру [[Германия|Германии]], [[Бельгия|Бельгии]], [[Франция|Франции]], [[Швейцария|Швейцарии]], [[Италия|Италии]], [[Австрия|Австрии]]. После возвращения в [[Санкт-Петербург]] был вскоре приглашен в преподаватели Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В [[1862]] г. за представленные академии художеств свои работы удостоен звания художника [[XIV]] класса и в [[1864]] г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. Представитель рационального направления [[Эклектика (архитектура)|эклектики]]. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать [[фасад]]ы, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («[[Архитектура модерна|кирпичный стиль]]»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении [[Дворец Владимира Александровича|дворца великого князя]] [[Владимир Александрович|Владимира Александровича]] (ныне Дом учёных, [[Дворцовая набережная]], 26; [[1867]]—[[1885]]), сочинил проекты театров в [[Киев]]е, [[Иркутск]]е, [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]] и [[Тифлис]]е и православной церкви в [[Бад-Киссинген|Киссингене]], проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на [[Марсово поле (Санкт-Петербург)|Марсовом поле]], перестроил фасад [[Мариинский театр|Мариинского театра]] после пожара в [[1880-е|1880-х]], соорудил вокзал в [[Одесса|Одессе]] и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель театра, выполненную в серебре, которую во время [[Блокада Ленинграда|блокады]] передала для переплавки на нужды города его дочь Мария.
+
Получив первоначальное образование ([[1851]]—[[1856]]) в немецком училище при лютеранской церкви св. Петра ([[Петришуле]]), прошёл курс [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем ([[1856]]—[[1862]]) обучался в [[Берлинская академия художеств|Берлинской академии художеств]]. При окончании обучения в ней он получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль. В [[1858]] принят в Берлинский союз архитекторов ({{lang-de|Berliner Architekten-Verein}}). Путешествовал и изучал архитектуру [[Германия|Германии]], [[Бельгия|Бельгии]], [[Франция|Франции]], [[Швейцария|Швейцарии]], [[Италия|Италии]], [[Австрия|Австрии]]. После возвращения в [[Санкт-Петербург]] был вскоре приглашен в преподаватели Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В [[1862]] г. за представленные академии художеств свои работы удостоен звания художника [[XIV]] класса и в [[1864]] г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. Представитель рационального направления [[Эклектика (архитектура)|эклектики]]. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать [[фасад]]ы, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («[[Архитектура модерна|кирпичный стиль]]»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении [[Дворец Владимира Александровича|дворца великого князя]] [[Владимир Александрович|Владимира Александровича]] (ныне Дом учёных, [[Дворцовая набережная]], 26; [[1867]]—[[1885]]), сочинил проекты театров в [[Киев]]е, [[Иркутск]]е, [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]] и [[Тифлис]]е и православной церкви в [[Бад-Киссинген|Киссингене]], проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на [[Марсово поле (Санкт-Петербург)|Марсовом поле]], перестроил фасад [[Мариинский театр|Мариинского театра]] после пожара в [[1880-е|1880-х]], соорудил вокзал в [[Одесса|Одессе]] и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель театра, выполненную в серебре, которую во время [[Блокада Ленинграда|блокады]] передала для переплавки на нужды города его дочь Мария.
  
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором [[Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет|института гражданских инженеров]], Шрётер состоял на государственной службе с [[1867 год]]а. [[30 августа]] [[1886 год]]а получил чин [[Действительный статский советник|действительного статского советника]], позднее — чин [[Действительный тайный советник|действительного тайного советника]]. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при [[Кабинет Его Императорского Величества|Кабинете Его Величества]], был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах [[Петербургское общество архитекторов|Петербургского Общества архитекторов]] и некоторое время редактировал его литературный орган, «[[Зодчий (журнал)|Зодчий]]». Любимый стиль Шрётера был немецкий [[ренессанс]].
+
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором [[Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет|института гражданских инженеров]], Шрётер состоял на государственной службе с [[1867 год]]а. [[30 августа]] [[1886 год]]а получил чин [[Действительный статский советник|действительного статского советника]], позднее — чин [[Действительный тайный советник|действительного тайного советника]]. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при [[Кабинет Его Императорского Величества|Кабинете Его Величества]], был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах [[Петербургское общество архитекторов|Петербургского Общества архитекторов]] и некоторое время редактировал его литературный орган, «[[Зодчий (журнал)|Зодчий]]». Любимый стиль Шрётера был немецкий [[ренессанс]].
  
В [[1869 год]]у в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в [[Восточная Пруссия|Восточной Пруссии]] (ныне [[Вейхерово]] в [[Польша|Польше]]).
+
В [[1869 год]]у в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в [[Восточная Пруссия|Восточной Пруссии]] (ныне [[Вейхерово]] в [[Польша|Польше]]).
  
В. А. Шрётер похоронен на [[Смоленское лютеранское кладбище|Смоленском кладбище]] Санкт-Петербурга.
+
В. А. Шрётер похоронен на [[Смоленское лютеранское кладбище|Смоленском кладбище]] Санкт-Петербурга.
  
 
== Адреса ==
 
== Адреса ==
Строка 119: Строка 119:
 
{{architect-stub}}
 
{{architect-stub}}
 
{{spb-stub}}
 
{{spb-stub}}
 
+
[[Категория:Все статьи]]
[[Категория:Архитекторы XIX века]]
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Архитекторы Российской империи]]
+
[[Категория:Архитекторы]]
[[Категория:Архитекторы Санкт-Петербурга]]
+
[[Категория:Петришуле]]
[[Категория:Архитекторы Одессы]]
+
[[Категория:Архитекторы Нижнего Новгорода]]
+
[[Категория:Архитекторы Иркутска]]
+
[[Категория:Архитекторы Киева]]
+
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
[[Категория:Преподаватели СПбГАСУ]]
 
[[Категория:Похороненные на Смоленском лютеранском кладбище]]
 
  
 
[[de:Viktor Schröter]]
 
[[de:Viktor Schröter]]
 
[[en:Victor Schröter]]
 
[[en:Victor Schröter]]
 
[[uk:Шретер Віктор Олександрович]]
 
[[uk:Шретер Віктор Олександрович]]

Версия 01:09, 1 августа 2012

Шаблон:Карточка

Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер (Шаблон:СС2Шаблон:СС2) — русский архитектор немецкого происхождения.

Содержание

Биография

По происхождению из балтийских немцев, отец — Александр Готлиб Шрётер (нем. Alexander Gottlieb Schröter).

Получив первоначальное образование (18511856) в немецком училище при лютеранской церкви св. Петра (Петришуле), прошёл курс Императорской Академии художеств и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; затем (18561862) обучался в Берлинской академии художеств. При окончании обучения в ней он получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль. В 1858 принят в Берлинский союз архитекторов (нем. Berliner Architekten-Verein). Путешествовал и изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии. После возвращения в Санкт-Петербург был вскоре приглашен в преподаватели Строительного училища, впоследствии преобразованного в Институт гражданских инженеров. В 1862 г. за представленные академии художеств свои работы удостоен звания художника XIV класса и в 1864 г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик. Представитель рационального направления эклектики. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом учёных, Дворцовая набережная, 26; 18671885), сочинил проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель театра, выполненную в серебре, которую во время блокады передала для переплавки на нужды города его дочь Мария.

Оставаясь почти до конца своей жизни профессором института гражданских инженеров, Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года. 30 августа 1886 года получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете Его Величества, был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах Петербургского Общества архитекторов и некоторое время редактировал его литературный орган, «Зодчий». Любимый стиль Шрётера был немецкий ренессанс.

В 1869 году в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).

В. А. Шрётер похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Адреса

Проекты

В Санкт-Петербурге

Файл:Kronverkskaya6Benois.jpg
А. Н. Бенуа. Лютеранская церковь святой Марии на Петербургской стороне; перспективный вид. 1881 г.

Нереализованные проекты

В других городах

Литература

Примечания

Неизвестный тег расширения «references»

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Шаблон:Architect-stub

Шаблон:Spb-stubde:Viktor Schröter en:Victor Schröter uk:Шретер Віктор Олександрович

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле