Шрётер, Виктор Александрович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Проекты в Санкт-Петербурге)
м (Ссылки)
 
(не показаны 22 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[File:Shreter Victor1.jpg|thumb|250px|Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер (1839—1901) — академик архитектуры, главный архитектор дирекции Императорских театров.]]       
+
[[File:Shreter Victor1.jpg|thumb|250px|Виктор Александрович Шрётер ([[1839]]—[[1901]]) — академик архитектуры, главный архитектор дирекции Императорских театров.]]       
'''Ви́ктор Алекса́ндрович Шрётер''' (9 мая 1839— 29 апреля 1901) — российский архитектор, академик архитектуры, главный архитектор дирекции Императорских театров.  
+
'''Виктор Александрович Шрётер''' (нем. ''Victor Schroeter''; 27 апреля (9 мая) [[1839]], [[Санкт-Петербург]] — 16(29) апреля [[1901]], [[Санкт-Петербург]]) — российский архитектор, академик архитектуры ([[1864]]), главный архитектор дирекции Императорских театров, один из учредителей Петербургского Общества архитекторов.  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
В.А. Шрётер родился в Петербурге в семье Александра Шрётера (Alexander Gottlieb Schröter), происходившего из балтийских немцев, пероеселившихся в Россию в царствование [[Екатерина thumbII|Екатерины II]].  
+
В.А. Шрётер родился 27 апреля [[1839]] года в [[Петербург]]е, в семье Александра Шрётера (нем. ''Alexander Gottlieb Schroeter''), происходившего из балтийских немцев, переселившихся в [[Россия|Россию]] в царствование [[Екатерина II|Екатерины II]].
 +
В [[1851]] году поступил в Главное немецкое училище Cв. Петра ([[Петришуле]]), которое закончил в [[1856]] году. Уже в раннем возрасте у Виктора проявился интерес к рисованию, в школе его даже прозвали «художником», поэтому параллельно он стал занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников.
  
Получил общее образование в Главном немецком училище Cв. Петра ([[Петришуле]]) в  
+
В [[1856]] году В.А. Шрётер закончил обучение в [[Петришуле]] и поступил в [[АХ|Императорскую Академию художеств]]. Параллельно он обучался в архитектурной мастерской [[Бонштедт, Людвиг Людвигович|Людвига Бонштедта]], который, наблюдая за успехами ученика, уже на второй год отказался брать с него плату за обучение.
(1851—1856). Прошёл курс [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]] и был выпущен из неё со званием "внеклассного художника"; затем обучался в Берлинской академии художеств (1856—1862). По завершении образования в ней он получил редкую для иностранцев награду — Золотую медаль. В [[1858]] принят в Берлинский союз архитекторов (Berliner Architekten-Verein). Путешествовал и изучал архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии, Австрии.  
+
  
По возвращении в [[Санкт-Петербург]] был приглашен на должность преподавателя Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В [[1862]] г. за представленные Академии художеств работы удостоен звания художника XIV класса и в [[1864]] г., за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик.
+
В [[1858]] году, по совету [[Бонштедт, Людвиг Людвигович|зодчего]], В.А. Шрётер был определён в берлинскую Строительную академию, четырехлетний курс которой он сумел пройти всего за два года. В этот период молодой человек посещал также лекции по философии, брал частные уроки живописи у художника Бирмана, а также занимался в Берлинской Академии художеств, которая удостоила его Золотой медали, награды весьма редкой для иностранных студентов академии.  
  
В.А. Шрётер - представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, и вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), его обширная деятельность проявилась и по другим строительным направлениям. Большое участие он принимал в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича (1867—1885) - ныне Дом учёных на Дворцовой набережной, д. 26; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене. Для Санкт-Петербурга проектировал также грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в [[1880-е|1880-х]]. Кроме того соорудил вокзал в Одессе и т. д. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель этого театрального здания, выполненную в серебре. Во время ленинградской блокады эту модель передала для переплавки на нужды города дочь архитектора Мария.
+
В [[1858]] году В.А. Шрётер был принят в Берлинский союз архитекторов (Berliner Architekten-Verein). Тогда же он начал составлять свои первые архитектурные проекты. Путешествуя по Европе, он изучал культуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии.
  
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором [[Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет|Института гражданских инженеров]], Шрётер состоял на государственной службе с [[1867]] года. 30 августа [[1886]] года получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете Его Императорского Величества, был членом разных комиссий, принимал активное участие в учреждении и трудах [[Петербургское общество архитекторов|Петербургского Общества архитекторов]] и некоторое время редактировал его журнал «Зодчий». Любимым стилем Шрётера был немецкий ренессанс.
+
В [[1862]] году В.А. Шретер возвратился в [[Петербург]], сдал выпускной экзамен в [[АХ|Академии художеств]] и был удостоен звания «художника 14 класса».  
 +
 +
В [[Петербург]]е В.А. Шретер не только продолжал сотрудничать с [[Бонштедт, Людвиг Людвигович|Бонштедтом]], но и самостоятельно проектировал: уже в [[1864]] году он был удостоен звания академика архитектуры за проект здания Городской думы. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик строительства.
  
== Семья ==
+
В [[1865]] году В. Шрётер был приглашен на должность преподавателя Строительного училища, впоследствии преобразованного в [[Институт гражданских инженеров]]. В этом училище он прослужил до конца своих дней.
В [[1869]] году, в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было 8 детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).
+
  
В. А. Шрётер похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.
+
В.А. Шрётер - представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, и вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в [[Россия|России]] стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), его обширная деятельность проявилась и по другим строительным направлениям. 
 +
 
 +
Большое участие В.А. Шрётер принимал в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича ([[1867]]—[[1885]]) - ныне Дом учёных (на Дворцовой набережной, дом 26) в [[Санкт-Петербург]]е; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; соорудил вокзал в Одессе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене.
 +
 
 +
Для [[Санкт-Петербург]]а В.А. Шрётер проектировал также грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле. Кроме того, он перестраивал дома купцов Меняева и Кумберга, дом Зверюкова, возвёл дом для архитектора Рязанова, здания торгового дома фирмы «Штоль и Шмидт», Санкт-Петербургского городского кредитного общества и Русского для внешней торговли банка.
 +
 
 +
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором [[Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет|Института гражданских инженеров]], В.А. Шрётер состоял на государственной службе с [[1867]] года.
 +
 
 +
В [[1882]] году зодчему было присвоено звание профессора [[АХ|Академии художеств]], он стал членом Дирекции императорских театров. Ему довелось перестраивать фасад Мариинского театра после пожара. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель этого театрального здания, выполненную в серебре. Во время ленинградской блокады эту модель передала для переплавки на нужды города дочь архитектора Мария. Кроме того, он реконструировал здание Александринского театра, разработал проект перестройки Придворной певческой капеллы.
 +
 
 +
30 августа [[1886]] года В.А. Шрётер получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете Его Императорского Величества, был членом разных комиссий, принимал активное участие в учреждении и трудах Петербургского Общества архитекторов и некоторое время редактировал журнал этого Общества «Зодчий».
 +
[[Файл:Moika114.jpg|thumb|220px|left|Особняк семьи В.А. Шрётера, наб реки Мойки, 114 (современный вид). [[1890]]]]
 +
Только в [[1890]] году он возводит свой собственный особняк на набережной Мойки, 114.
 +
Любимым стилем В.А. Шрётера был немецкий ренессанс. Всего по проектам архитектора В.А. Шретера в [[Петербург]]е и в пригородах сооружено более 50 зданий.
 +
 
 +
В. А. Шрётер скончался 16(29) апреля [[1901]] года в [[Петербург]]е и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
 +
 
 +
== Семья ==
 +
В [[1869]] году, в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (yнем. ''Marie Christine Nissen'', 25.06.[[1844]]—4.06.[[1924]]). В семье было 8 детей, из которых двое сыновей архитектора Отто Викторович и Георгий Викторович стали петербургскими архитекторами. Дочь Мария стала художницей, а дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8 сентября [[1877]] года в [[Санкт-Петербург]]е, скончалась 18 декабря [[1940]] года в Нойштадте, в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).
  
 
== Адреса ==
 
== Адреса ==
*1858—1860 — Берлин, Георгенштрасе (Georgenstraße), 19-a.
+
* [[1858]]—[[1860]] — Берлин, Георгенштрасе (Georgenstraße), д.№ 19-a.
*1891—1901 — Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 114 - особняк архитектора.
+
* [[1891]][[1901]] — [[Санкт-Петербург]], Набережная реки Мойки, д.№ 114 - особняк архитектора.
  
== Проекты в Санкт-Петербурге ==
+
== Проекты в [[Санкт-Петербург]]е ==
* Александринская площадь (ныне площадь Островского) — Памятник [[Екатерина II|Екатерине II]]. Совместно с [[Гримм, Давид Иванович|Д.И. Гриммом]] по проекту М. О. Микешина. Скульпторы А. М. Опекушин, М. А. Чижов. (1862—1873
+
* Александринская площадь (ныне площадь Островского) — Памятник [[Екатерина II|Екатерине II]]. Совместно с [[Гримм, Давид Иванович|Д.И. Гриммом]] по проекту М. О. Микешина. Скульпторы А. М. Опекушин, М. А. Чижов. ([[1862]]—[[1873]])
* Московский проспект, д.95 — Здание богадельни Мещанского общества. (1864—1870). Совместно с Э. К. Вергеймом.
+
* Московский проспект, д.95 — Здание богадельни Мещанского общества. ([[1864]]—[[1870]]). Совместно с Э. К. Вергеймом.
* Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), д.23 - доходный дом (1868—1869).
+
* Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), д.23 - доходный дом ([[1868]]—[[1869]]).
* Большая Морская улица, д.19 — Здание торгового дома И. А. Кумберга. Перестройка. (1868—1869).  
+
* Большая Морская улица, д.19 — Здание торгового дома И. А. Кумберга. Перестройка. ([[1868]]—[[1869]]).  
* Гороховая улица, д.46 — доходный дом. Перестройка. (1871—1872).  
+
* Гороховая улица, д.46 — доходный дом. Перестройка. ([[1871]]—[[1872]]).  
 
* Набережная Фонтанки, д.№ 183/ улица Лабутина, д.№ 34/ Калинкин переулок, д.№ 1 — доходный дом и фабрика шелковых изделий А. И. Ниссена. [[1872]]—[[1873]]. Совместно с И. С. Китнером.
 
* Набережная Фонтанки, д.№ 183/ улица Лабутина, д.№ 34/ Калинкин переулок, д.№ 1 — доходный дом и фабрика шелковых изделий А. И. Ниссена. [[1872]]—[[1873]]. Совместно с И. С. Китнером.
[[Файл:Kronverkskaya6Benois.jpg|thumb|150px|[[Бенуа, Альберт Николаевич|А. Н. Бенуа]]. Лютеранская церковь Святой Марии на Петербургской стороне; перспективный вид. 1881 г.]]
+
[[Файл:Kronverkskaya6Benois.jpg|thumb|150px|[[Бенуа|А. Н. Бенуа]]. Лютеранская церковь Св. Марии на Кронверкской улице (дом 6) в [[Санкт-Петербург]]е, перспективный вид. (Архитекторы В.А. Шрётер и И.С. Китнер). [[1881]], здание не сохр.]]
 
* Сытнинская улица, д.№ 11/ Кронверкская улица, д.№ 6 — Лютеранская церковь Святой Марии и здание училища. [[1872]]—[[1874]]. Совместно с И. С. Китнером. (Не сохранились).
 
* Сытнинская улица, д.№ 11/ Кронверкская улица, д.№ 6 — Лютеранская церковь Святой Марии и здание училища. [[1872]]—[[1874]]. Совместно с И. С. Китнером. (Не сохранились).
* 2—3линии Васильевского острова, д.№ 9 — улица Репина, д.№ 10 — доходный дом В. Ф. Штрауса. [[1873]]—[[1874]]. Совместно с И. С. Китнером.
+
* 2линия Васильевского острова, д.№ 9 — улица Репина, д.№ 10 — доходный дом В. Ф. Штрауса. [[1873]]—[[1874]]. Совместно с И. С. Китнером.
 
* Моховая улица, д.№ 3 — особняк М. М. Устинова. Перестройка. [[1875]].
 
* Моховая улица, д.№ 3 — особняк М. М. Устинова. Перестройка. [[1875]].
 
* Почтамтская улица, д.№ 11 — доходный дом. Перестройка. [[1875]]—[[1876]].
 
* Почтамтская улица, д.№ 11 — доходный дом. Перестройка. [[1875]]—[[1876]].
Строка 40: Строка 59:
 
* Проспект Римского-Корсакова, д.№ 33 — доходный дом Г. Ф. Вучиховского. [[1877]].
 
* Проспект Римского-Корсакова, д.№ 33 — доходный дом Г. Ф. Вучиховского. [[1877]].
 
* Моховая улица, д.№ 28 — доходный дом А. И. Резанова. [[1878]]. Совместно с И. С. Китнером. (Надстроен).
 
* Моховая улица, д.№ 28 — доходный дом А. И. Резанова. [[1878]]. Совместно с И. С. Китнером. (Надстроен).
* Кадетская и 1-я линии Васильевского острова, д.№ 4 — улица Репина, д.№ 3 — особняк Г. А. Корпуса. Перестройка и расширение. [[1879]].
+
* 1-я линия Васильевского острова, д.№ 4 — улица Репина, д.№ 3 — особняк Г. А. Корпуса. Перестройка и расширение. [[1879]].
 
* Английский проспект, д.№ 6 — особняк А. К. Пампеля. [[1880]]—[[1881]].
 
* Английский проспект, д.№ 6 — особняк А. К. Пампеля. [[1880]]—[[1881]].
 
* Малая Морская улица, д.№ 11 — здание фирмы москательных товаров «Штоль и Шмит». [[1880]]—[[1881]].
 
* Малая Морская улица, д.№ 11 — здание фирмы москательных товаров «Штоль и Шмит». [[1880]]—[[1881]].
* Подольская улица, д.№ 2, правая часть — сиротский дом и училище при Латышской церкви. [[1881]]—[[1882]]. (Надстроен).
+
* Подольская улица, д.№ 2, правая часть — сиротский дом и училище при Латышской церкви. [[1881]]— [[1882]]. (Надстроен).
 
* Зоологический переулок, д.№ 1-3, левая часть — доходный дом А. А. Шрётера. [[1881]]—[[1882]].
 
* Зоологический переулок, д.№ 1-3, левая часть — доходный дом А. А. Шрётера. [[1881]]—[[1882]].
* 16—17линии Васильевского острова, д.№ 20 — особняк Х. И. Лоргуса. [[1882]].
+
* 17линия Васильевского острова, д.№ 20 — особняк Х. И. Лоргуса. [[1882]].
 
* Большая Подьяческая улица, д.№ 20 — декорационный зал и магазин Дирекции императорских театров. Перестройка. [[1883]]—[[1884]].
 
* Большая Подьяческая улица, д.№ 20 — декорационный зал и магазин Дирекции императорских театров. Перестройка. [[1883]]—[[1884]].
 
* Переулок Матвеева, д.№ 3, двор — здание склада Дирекции императорских театров. [[1883]]—[[1885]].
 
* Переулок Матвеева, д.№ 3, двор — здание склада Дирекции императорских театров. [[1883]]—[[1885]].
 
* Театральная площадь, д.№ 1 — здание Мариинского театра. Перестройка и расширение. [[1883]]—[[1886]], [[1894]]—[[1896]]. (Расширено и реконструировано).
 
* Театральная площадь, д.№ 1 — здание Мариинского театра. Перестройка и расширение. [[1883]]—[[1886]], [[1894]]—[[1896]]. (Расширено и реконструировано).
* Загородный проспект, д.№ 39 - Гороховая улица, д.№ 79 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. Первоначальный проект. [[1884]]. Построен в [[1885]]—[[1886]] [[Бенуа, Леонтий Николаевич|Л. Н. Бенуа]].
+
* Загородный проспект, д.№ 39 - Гороховая улица, д.№ 79 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. Первоначальный проект. [[1884]]. Построен в [[1885]]—[[1886]] [[Бенуа|Л. Н. Бенуа]].
 
* Большая Морская улица, д.№ 32 — здание Русского для внешней торговли банка. [[1887]]—[[1888]].
 
* Большая Морская улица, д.№ 32 — здание Русского для внешней торговли банка. [[1887]]—[[1888]].
* Большой проспект Васильевского острова, д.№ 77/22—23линии Васильевского острова, д.№ 14-16 — комплекс зданий больницы Биржевого купечества в память Александра II. [[1887]]—[[1889]]. (Расширен).
+
* Большой проспект Васильевского острова, д.№ 77/ 23линия Васильевского острова, д.№ 14-16 — комплекс зданий больницы Биржевого купечества в память [[Александр II|Александра II]]. [[1887]]—[[1889]]. (Расширен).
* Галерная улица, д.№ 65] — особняк С. В. Линдес. [[1888]].
+
* Галерная улица, д.№ 65 — особняк С. В. Линдес. [[1888]].
* Улица Салтыкова-Щедрина, д.№ 8, двор — гимнастический и рекреационный зал школы при церкви Святой Анны. [[1888]].
+
* Улица Салтыкова-Щедрина, д.№ 8, двор — гимнастический и рекреационный зал [[Анненшуле|школы]] при церкви Святой Анны. [[1888]].
* Английская набережная, д.№ 38/ Галерная улица, д.№ 39/ Площадь Труда, д.№ 1 — доходный дом А. Ф. Кларка. Перестройка и расширение. [[1889]]—[[1890]]. (Надстроен).
+
* Английская набережная, д.№ 38/ Галерная улица, д.№ 39/ Площадь Труда (Благовещенская пл.), д.№ 1 — доходный дом А. Ф. Кларка. Перестройка и расширение. [[1889]]—[[1890]]. (Надстроен).
* Мариинский театр. Восстановление после пожара, перестройка фасада. [[1880]].
+
* Мариинский театр. Восстановление после пожара, перестройка фасада. [[1880]].
* Набережная Мойки, д.№ 114/ улица Писарева, д.№ 2 — особняк В. А. Шрётера. [[1890]]—[[1891]]. Памятник архитектуры
+
* Набережная Мойки, д.№ 114/ улица Писарева, д.№ 2 — особняк В. А. Шрётера. [[1890]]—[[1891]]. Памятник архитектуры.
 
* Улица Писарева, д.№ 4 — доходный дом В. А. Шрётера. [[1891]]—[[1892]].
 
* Улица Писарева, д.№ 4 — доходный дом В. А. Шрётера. [[1891]]—[[1892]].
 
* Набережная канала Грибоедова, д.№ 34/ Банковский переулок, д.№ 1/ Москательный переулок, д.№ 2 — доходный дом. Перестройка. [[1891]]—[[1892]].
 
* Набережная канала Грибоедова, д.№ 34/ Банковский переулок, д.№ 1/ Москательный переулок, д.№ 2 — доходный дом. Перестройка. [[1891]]—[[1892]].
 
* Лесной проспект, д.№ 20, корпуса 3-5, д.№ 11 — жилые дома завода «Людвиг Нобель». [[1893]]—[[1895]].
 
* Лесной проспект, д.№ 20, корпуса 3-5, д.№ 11 — жилые дома завода «Людвиг Нобель». [[1893]]—[[1895]].
* [[Большой Сампсониевский проспект]], д.№ 28, двор — производственные здания завода «Людвиг Нобель». [[1893]]—[[1896]].
+
* Большой Сампсониевский проспект, д.№ 28, двор — производственные здания завода «Людвиг Нобель». [[1893]]—[[1896]].
* Вознесенский проспект, д.№ 39 — здание театрального декорационного зала и экипажного заведения. [[1894]], [[1897]].
+
* Вознесенский проспект, д.№ 39 — здание театрального декорационного зала и экипажного заведения. [[1894]], [[1897]].
 
* Проспект Римского-Корсакова, д.№ 107 — доходный дом. [[1895]].
 
* Проспект Римского-Корсакова, д.№ 107 — доходный дом. [[1895]].
 
* Выборгская набережная, д.№ 5 — здание музея Русского хирургического общества в память Н. И. Пирогова. Перестройка. [[1895]]—[[1896]]. (Не сохранилось).
 
* Выборгская набережная, д.№ 5 — здание музея Русского хирургического общества в память Н. И. Пирогова. Перестройка. [[1895]]—[[1896]]. (Не сохранилось).
Строка 67: Строка 86:
 
* Набережная Мойки, д.№ 112 — доходный дом В. А. Шретера. [[1897]]—[[1899]].
 
* Набережная Мойки, д.№ 112 — доходный дом В. А. Шретера. [[1897]]—[[1899]].
 
* Невский проспект, д.№ 90-92, двор, центральный и западный корпуса — доходные дома. [[1898]]—[[1899]].
 
* Невский проспект, д.№ 90-92, двор, центральный и западный корпуса — доходные дома. [[1898]]—[[1899]].
* Фонтанная улица, д.№ 6/ Виленский переулок, д.№ 15 — казармы лейб-гвардии Преображенского полка. [[1899]]. (?)
+
* Фонтанная улица, д.№ 6/ Виленский переулок, д.№ 15 — казармы лейб-гвардии Преображенского полка. [[1899]]. (?)
 
* Московский проспект, д.№ 100 — надгробный памятник Д. Д. и А. А. Соколовых на Новодевичьем кладбище. [[1899]].
 
* Московский проспект, д.№ 100 — надгробный памятник Д. Д. и А. А. Соколовых на Новодевичьем кладбище. [[1899]].
* Набережная Смоленки, д.№ 9 — надгробный памятник Ниссенов на Смоленском лютеранском кладбище. [[1890]]-е.
+
* Набережная реки Смоленки, д.№ 9 — надгробный памятник Ниссенов на Смоленском лютеранском кладбище. [[1890]]-е.
* Итальянская улица, д.№ 9/ Михайловская улица, д.№ 2 — реконструкция здания Дворянского собрания. Проект -[[1894]]. Осуществлена в [[1899]]—[[1900]] [[Максимов, Александр Павлович|А. П. Максимовым]]. (Тамбур не сохранился).
+
* Итальянская улица, д.№ 9/ Михайловская улица, д.№ 2 — реконструкция здания Дворянского собрания. Проект [[1894]]. Осуществлена в [[1899]]—[[1900]] А. П. Максимовым. (Тамбур не сохранился).
 
* Улица Писарева, д.№ 20 — декорационный магазин и зал Дирекции императорских театров. [[1900]].
 
* Улица Писарева, д.№ 20 — декорационный магазин и зал Дирекции императорских театров. [[1900]].
 
* Улица Писарева, д.№ 10 — особняк Ф. Г. Козлянинова. Расширение. [[1900]].
 
* Улица Писарева, д.№ 10 — особняк Ф. Г. Козлянинова. Расширение. [[1900]].
Строка 77: Строка 96:
 
* Здание железнодорожной станции в Одессе (1879, не сохранилось).
 
* Здание железнодорожной станции в Одессе (1879, не сохранилось).
 
* Большая Покровская (Нижний Новгород, д.№ 13 — здание Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького. [[1894]].
 
* Большая Покровская (Нижний Новгород, д.№ 13 — здание Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького. [[1894]].
* Церковь Сергия Радонежского (Бад-Киссинген), (проект 1897—1898, построена в 1898—1901).
+
* Церковь Сергия Радонежского (Бад-Киссинген), (проект [[1897]]—[[1898]], построена в [[1898]]—1901).
* Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова (1897).
+
* Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова ([[1897]]).
* Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко в Киеве (1898).
+
* Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко в Киеве ([[1898]]).
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
* {{Книга|автор=Николаева Т. И.|заглавие=Виктор Шретер. Иероним Китнер|год=2007|место=СПб.|издательство=[[Издательский дом «Коло»|Коло]]|страниц=400}}
+
* Николаева, Т. И. ''Виктор Шретер''. — {{Л.}}: Лениздат, 1991. — 234, [2] с. : ил. — (Зодчие нашего города).;
* {{Книга:Исаченко В.Г.: Зодчие Санкт-Петербурга|XIX}}
+
* Николаева, Т. И.  ''Влияние рационалистических традиций в театральном зодчестве : (на примере творчества В. А. Шретера) '' // Архитектура [[Петербург]]а : материалы исследований / [[СПб]] ассоциация исследователей города; [[СПб]] гос. ин-т архитектуры. - {{СПб.}}: Ингрия, 1992. - С. 84-89;
* {{книга|автор = Г. И. Беляева, Е. Я. Афанасьева (ред.)|заглавие = Ленинград: Путеводитель «Старая Коломна»|год= 2004| место= СПб.| издательство=Администрация Адмиралтейского района | страниц=366|isbn=}}
+
* Николаева, Т. И. ''Западноевропейские влияния в архитектуре театральных зданий Виктора Шретера'' // Памятники истории и культуры [[Петербург]]а : исследования и материалы / под ред. Б.М. Кирикова. — {{СПб.}}: Белое и черное, 1997. — Вып. 4. — С. 304-312 : ил. — Библиогр. в примеч.;
 +
* Николаева, Т. И. ''Виктор Шретер'' // Зодчие [[Санкт-Петербург]]а. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — {{СПб.}}: Лениздат, 1998. – С. 456-470: ил., портр.;
 +
* ''Виктор Александрович Шретер'' // [[Петербург]] немецких архитекторов : от барокко до авангарда / текст Б. М. Кирикова, М. С. Штиглиц; под общ. ред. Б. М. Кирикова. — {{СПб.}}: Чистый лист, 2002. — С. 233-241;
 +
* Корнева, Г. Н. ''В.А. Шретер и А.И. фон Гоген — архитекторы двора великого князя Владимира Александровича'' / Г. Н. Корнева, Т. Н. Чебоксарова // [[Россия]] — Германия. Пространство общения : материалы X Царскосельской научной конференции / Государственный музей-заповедник "Царское Село" ([[Санкт-Петербург]]). Царскосел. науч. конф. (10 ; 2004); [ред. В. С. Волкова]. — {{СПб.}}: ГМЗ "Царское село", 2004. — С. 215-226;
 +
* Николаева, Т. И. ''Виктор Шретер. Иероним Китнер''. — {{СПб.}}: Коло, 2007. — 398 с.: ил., портр. — Библиогр.: с. 389-392 и в примеч.: с. 373-380. — Указ. имен: с. 393-398.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* [http://www.citywalls.ru/search-architect39.html Постройки Шрётера на citywalls.ru]
+
* [http://www.citywalls.ru/search-architect39.html Постройки Шрётера на citywalls.ru];
* [http://www.orbis.spb.ru/topohron/personal/1012790.htm Санкт-Петербургские ассамблеи]
+
* [http://www.orbis.spb.ru/topohron/personal/1012790.htm Санкт-Петербургские ассамблеи];
 +
* [http://www.peterburg.biz/shreter-viktor-aleksandrovich.html Шретер Виктор Александрович].
  
{{ЭСБЕ}}
 
  
  
Строка 96: Строка 119:
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Архитекторы]]
 
[[Категория:Архитекторы]]
[[Категория:Петришуле]]
+
[[Категория:Академики архитектуры]]
 +
[[Категория:Педагоги]]
 +
[[Категория:Журналисты]]
 +
[[Категория:Государственные служащие]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
+
[[Категория:Смоленское кладбище]]
[[Категория:Поступившие в Петришуле с 1709 по 1862 год]]
+
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 
+
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1851 году]]
 
+
[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]]
[[de:Viktor Schröter]]
+
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1856 году]]
[[en:Victor Schröter]]
+
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]]
[[uk:Шретер Віктор Олександрович]]
+

Текущая версия на 02:46, 7 апреля 2020

Виктор Александрович Шрётер (18391901) — академик архитектуры, главный архитектор дирекции Императорских театров.

Виктор Александрович Шрётер (нем. Victor Schroeter; 27 апреля (9 мая) 1839, Санкт-Петербург — 16(29) апреля 1901, Санкт-Петербург) — российский архитектор, академик архитектуры (1864), главный архитектор дирекции Императорских театров, один из учредителей Петербургского Общества архитекторов.

Содержание

[править] Биография

В.А. Шрётер родился 27 апреля 1839 года в Петербурге, в семье Александра Шрётера (нем. Alexander Gottlieb Schroeter), происходившего из балтийских немцев, переселившихся в Россию в царствование Екатерины II. В 1851 году поступил в Главное немецкое училище Cв. Петра (Петришуле), которое закончил в 1856 году. Уже в раннем возрасте у Виктора проявился интерес к рисованию, в школе его даже прозвали «художником», поэтому параллельно он стал занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников.

В 1856 году В.А. Шрётер закончил обучение в Петришуле и поступил в Императорскую Академию художеств. Параллельно он обучался в архитектурной мастерской Людвига Бонштедта, который, наблюдая за успехами ученика, уже на второй год отказался брать с него плату за обучение.

В 1858 году, по совету зодчего, В.А. Шрётер был определён в берлинскую Строительную академию, четырехлетний курс которой он сумел пройти всего за два года. В этот период молодой человек посещал также лекции по философии, брал частные уроки живописи у художника Бирмана, а также занимался в Берлинской Академии художеств, которая удостоила его Золотой медали, награды весьма редкой для иностранных студентов академии.

В 1858 году В.А. Шрётер был принят в Берлинский союз архитекторов (Berliner Architekten-Verein). Тогда же он начал составлять свои первые архитектурные проекты. Путешествуя по Европе, он изучал культуру Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии.

В 1862 году В.А. Шретер возвратился в Петербург, сдал выпускной экзамен в Академии художеств и был удостоен звания «художника 14 класса».

В Петербурге В.А. Шретер не только продолжал сотрудничать с Бонштедтом, но и самостоятельно проектировал: уже в 1864 году он был удостоен звания академика архитектуры за проект здания Городской думы. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик строительства.

В 1865 году В.А. Шрётер был приглашен на должность преподавателя Строительного училища, впоследствии преобразованного в Институт гражданских инженеров. В этом училище он прослужил до конца своих дней.

В.А. Шрётер - представитель рационального направления эклектики в архитектуре. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, и вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («Архитектура модерна - кирпичный стиль»), его обширная деятельность проявилась и по другим строительным направлениям.

Большое участие В.А. Шрётер принимал в сооружении Дворца великого князя Владимира Александровича (18671885) - ныне Дом учёных (на Дворцовой набережной, дом 26) в Санкт-Петербурге; создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и в Тифлисе; соорудил вокзал в Одессе; создал проект православной церкви в Бад-Киссингене.

Для Санкт-Петербурга В.А. Шрётер проектировал также грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на Марсовом поле. Кроме того, он перестраивал дома купцов Меняева и Кумберга, дом Зверюкова, возвёл дом для архитектора Рязанова, здания торгового дома фирмы «Штоль и Шмидт», Санкт-Петербургского городского кредитного общества и Русского для внешней торговли банка.

Оставаясь почти до конца своей жизни профессором Института гражданских инженеров, В.А. Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года.

В 1882 году зодчему было присвоено звание профессора Академии художеств, он стал членом Дирекции императорских театров. Ему довелось перестраивать фасад Мариинского театра после пожара. В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель этого театрального здания, выполненную в серебре. Во время ленинградской блокады эту модель передала для переплавки на нужды города дочь архитектора Мария. Кроме того, он реконструировал здание Александринского театра, разработал проект перестройки Придворной певческой капеллы.

30 августа 1886 года В.А. Шрётер получил чин действительного статского советника, позднее — чин действительного тайного советника. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при Кабинете Его Императорского Величества, был членом разных комиссий, принимал активное участие в учреждении и трудах Петербургского Общества архитекторов и некоторое время редактировал журнал этого Общества «Зодчий».

Особняк семьи В.А. Шрётера, наб реки Мойки, 114 (современный вид). 1890

Только в 1890 году он возводит свой собственный особняк на набережной Мойки, 114. Любимым стилем В.А. Шрётера был немецкий ренессанс. Всего по проектам архитектора В.А. Шретера в Петербурге и в пригородах сооружено более 50 зданий.

В. А. Шрётер скончался 16(29) апреля 1901 года в Петербурге и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

[править] Семья

В 1869 году, в день своего тридцатилетия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (yнем. Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924). В семье было 8 детей, из которых двое сыновей архитектора Отто Викторович и Георгий Викторович стали петербургскими архитекторами. Дочь Мария стала художницей, а дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8 сентября 1877 года в Санкт-Петербурге, скончалась 18 декабря 1940 года в Нойштадте, в Восточной Пруссии (ныне Вейхерово в Польше).

[править] Адреса

  • 18581860 — Берлин, Георгенштрасе (Georgenstraße), д.№ 19-a.
  • 18911901Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д.№ 114 - особняк архитектора.

[править] Проекты в Санкт-Петербурге

  • Александринская площадь (ныне площадь Островского) — Памятник Екатерине II. Совместно с Д.И. Гриммом по проекту М. О. Микешина. Скульпторы А. М. Опекушин, М. А. Чижов. (18621873)
  • Московский проспект, д.№ 95 — Здание богадельни Мещанского общества. (18641870). Совместно с Э. К. Вергеймом.
  • Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), д.23 - доходный дом (18681869).
  • Большая Морская улица, д.№ 19 — Здание торгового дома И. А. Кумберга. Перестройка. (18681869).
  • Гороховая улица, д.№ 46 — доходный дом. Перестройка. (18711872).
  • Набережная Фонтанки, д.№ 183/ улица Лабутина, д.№ 34/ Калинкин переулок, д.№ 1 — доходный дом и фабрика шелковых изделий А. И. Ниссена. 18721873. Совместно с И. С. Китнером.
Файл:Kronverkskaya6Benois.jpg
А. Н. Бенуа. Лютеранская церковь Св. Марии на Кронверкской улице (дом 6) в Санкт-Петербурге, перспективный вид. (Архитекторы В.А. Шрётер и И.С. Китнер). 1881, здание не сохр.
  • Сытнинская улица, д.№ 11/ Кронверкская улица, д.№ 6 — Лютеранская церковь Святой Марии и здание училища. 18721874. Совместно с И. С. Китнером. (Не сохранились).
  • 2-я линия Васильевского острова, д.№ 9 — улица Репина, д.№ 10 — доходный дом В. Ф. Штрауса. 18731874. Совместно с И. С. Китнером.
  • Моховая улица, д.№ 3 — особняк М. М. Устинова. Перестройка. 1875.
  • Почтамтская улица, д.№ 11 — доходный дом. Перестройка. 18751876.
  • Улица Чайковского, д.№ 65-67 — доходный дом. Расширение. 18751876, 1885.
  • Улица Марата, д.№ 66/ Социалистическая улица, д.№ 22 — доходный дом А. О. Мейера. 1876.
  • Кавалергардская улица, д.№ 20 — доходный дом. 18761877. (Надстроен).
  • Площадь Островского, д.№ 7 — здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества. Первоначальный проект позже был доработан Э. Ф. Крюгером и осуществлен Э. Г. Юргенсом. 18761879 годы.
  • Проспект Римского-Корсакова, д.№ 33 — доходный дом Г. Ф. Вучиховского. 1877.
  • Моховая улица, д.№ 28 — доходный дом А. И. Резанова. 1878. Совместно с И. С. Китнером. (Надстроен).
  • 1-я линия Васильевского острова, д.№ 4 — улица Репина, д.№ 3 — особняк Г. А. Корпуса. Перестройка и расширение. 1879.
  • Английский проспект, д.№ 6 — особняк А. К. Пампеля. 18801881.
  • Малая Морская улица, д.№ 11 — здание фирмы москательных товаров «Штоль и Шмит». 18801881.
  • Подольская улица, д.№ 2, правая часть — сиротский дом и училище при Латышской церкви. 18811882. (Надстроен).
  • Зоологический переулок, д.№ 1-3, левая часть — доходный дом А. А. Шрётера. 18811882.
  • 17-я линия Васильевского острова, д.№ 20 — особняк Х. И. Лоргуса. 1882.
  • Большая Подьяческая улица, д.№ 20 — декорационный зал и магазин Дирекции императорских театров. Перестройка. 18831884.
  • Переулок Матвеева, д.№ 3, двор — здание склада Дирекции императорских театров. 18831885.
  • Театральная площадь, д.№ 1 — здание Мариинского театра. Перестройка и расширение. 18831886, 18941896. (Расширено и реконструировано).
  • Загородный проспект, д.№ 39 - Гороховая улица, д.№ 79 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. Первоначальный проект. 1884. Построен в 18851886 Л. Н. Бенуа.
  • Большая Морская улица, д.№ 32 — здание Русского для внешней торговли банка. 18871888.
  • Большой проспект Васильевского острова, д.№ 77/ 23-я линия Васильевского острова, д.№ 14-16 — комплекс зданий больницы Биржевого купечества в память Александра II. 18871889. (Расширен).
  • Галерная улица, д.№ 65 — особняк С. В. Линдес. 1888.
  • Улица Салтыкова-Щедрина, д.№ 8, двор — гимнастический и рекреационный зал школы при церкви Святой Анны. 1888.
  • Английская набережная, д.№ 38/ Галерная улица, д.№ 39/ Площадь Труда (Благовещенская пл.), д.№ 1 — доходный дом А. Ф. Кларка. Перестройка и расширение. 18891890. (Надстроен).
  • Мариинский театр. Восстановление после пожара, перестройка фасада. 1880-е.
  • Набережная Мойки, д.№ 114/ улица Писарева, д.№ 2 — особняк В. А. Шрётера. 18901891. Памятник архитектуры.
  • Улица Писарева, д.№ 4 — доходный дом В. А. Шрётера. 18911892.
  • Набережная канала Грибоедова, д.№ 34/ Банковский переулок, д.№ 1/ Москательный переулок, д.№ 2 — доходный дом. Перестройка. 18911892.
  • Лесной проспект, д.№ 20, корпуса 3-5, д.№ 11 — жилые дома завода «Людвиг Нобель». 18931895.
  • Большой Сампсониевский проспект, д.№ 28, двор — производственные здания завода «Людвиг Нобель». 18931896.
  • Вознесенский проспект, д.№ 39 — здание театрального декорационного зала и экипажного заведения. 1894, 1897.
  • Проспект Римского-Корсакова, д.№ 107 — доходный дом. 1895.
  • Выборгская набережная, д.№ 5 — здание музея Русского хирургического общества в память Н. И. Пирогова. Перестройка. 18951896. (Не сохранилось).
  • Моховая улица, д.№ 40 — здание Главного управления уделов. 18951897, 1900. (Надстроено).
  • Набережная Мойки, д.№ 112 — доходный дом В. А. Шретера. 18971899.
  • Невский проспект, д.№ 90-92, двор, центральный и западный корпуса — доходные дома. 18981899.
  • Фонтанная улица, д.№ 6/ Виленский переулок, д.№ 15 — казармы лейб-гвардии Преображенского полка. 1899. (?)
  • Московский проспект, д.№ 100 — надгробный памятник Д. Д. и А. А. Соколовых на Новодевичьем кладбище. 1899.
  • Набережная реки Смоленки, д.№ 9 — надгробный памятник Ниссенов на Смоленском лютеранском кладбище. 1890-е.
  • Итальянская улица, д.№ 9/ Михайловская улица, д.№ 2 — реконструкция здания Дворянского собрания. Проект 1894. Осуществлена в 18991900 А. П. Максимовым. (Тамбур не сохранился).
  • Улица Писарева, д.№ 20 — декорационный магазин и зал Дирекции императорских театров. 1900.
  • Улица Писарева, д.№ 10 — особняк Ф. Г. Козлянинова. Расширение. 1900.

[править] В других городах

  • Здание железнодорожной станции в Одессе (1879, не сохранилось).
  • Большая Покровская (Нижний Новгород, д.№ 13 — здание Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького. 1894.
  • Церковь Сергия Радонежского (Бад-Киссинген), (проект 18971898, построена в 1898—1901).
  • Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова (1897).
  • Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко в Киеве (1898).

[править] Литература

  • Николаева, Т. И. Виктор Шретер. — Л.: Лениздат, 1991. — 234, [2] с. : ил. — (Зодчие нашего города).;
  • Николаева, Т. И. Влияние рационалистических традиций в театральном зодчестве : (на примере творчества В. А. Шретера) // Архитектура Петербурга : материалы исследований / СПб ассоциация исследователей города; СПб гос. ин-т архитектуры. - СПб.: Ингрия, 1992. - С. 84-89;
  • Николаева, Т. И. Западноевропейские влияния в архитектуре театральных зданий Виктора Шретера // Памятники истории и культуры Петербурга : исследования и материалы / под ред. Б.М. Кирикова. — СПб.: Белое и черное, 1997. — Вып. 4. — С. 304-312 : ил. — Библиогр. в примеч.;
  • Николаева, Т. И. Виктор Шретер // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. – С. 456-470: ил., портр.;
  • Виктор Александрович Шретер // Петербург немецких архитекторов : от барокко до авангарда / текст Б. М. Кирикова, М. С. Штиглиц; под общ. ред. Б. М. Кирикова. — СПб.: Чистый лист, 2002. — С. 233-241;
  • Корнева, Г. Н. В.А. Шретер и А.И. фон Гоген — архитекторы двора великого князя Владимира Александровича / Г. Н. Корнева, Т. Н. Чебоксарова // Россия — Германия. Пространство общения : материалы X Царскосельской научной конференции / Государственный музей-заповедник "Царское Село" (Санкт-Петербург). Царскосел. науч. конф. (10 ; 2004); [ред. В. С. Волкова]. — СПб.: ГМЗ "Царское село", 2004. — С. 215-226;
  • Николаева, Т. И. Виктор Шретер. Иероним Китнер. — СПб.: Коло, 2007. — 398 с.: ил., портр. — Библиогр.: с. 389-392 и в примеч.: с. 373-380. — Указ. имен: с. 393-398.

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле