Шперк, Фёдор Эдуардович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(не показаны 13 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Фёдор (Фри́дрих) Эдуа́рдович Шперк''' (10(22) апреля 1872, [[Санкт-Петербург]] — 7(19) октября [[1897]], Финляндия, Российская империя) — публицист, литературный критик, философ, поэт (псевдонимы Ор, Апокриф).
+
[[File:Shperk.jpg|thumb|260px|Фёдор Эдуардович Шперк, октябрь [[1897]] г., Финляндия, санаторий «Халила».]]
[[Файл:Sperk.JPG|thumb|Фёдор Эдуардович Шперк, октябрь [[1897]] г., Финляндия, санаторий «Халила».]]
+
'''Фёдор (Фри́дрих) Эдуа́рдович Шперк''' (10(22) апреля [[1872]], [[Санкт-Петербург]] — 7(19) октября [[1897]], Финляндия, [[Россия|Российская империя]]) — российский публицист, литературный критик, философ, поэт (писал под псевдонимами "Ор" и "Апокриф"); родной брат российского инженера [[Шперк, Густав Эдуардович|Густава Э. Шперка]].
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Фёдор Эдуардович Шперк родился в [[Санкт-Петербург]]е, в семье врача-венеролога Эдуарда Фридриховича Шперка. Фёдор Шперк получил традиционное для выходца из лютеранской семьи образование; с [[1882]] по [[1890]] год он учился на гимназическом отделении [[Петришуле]]. После окончания школы Ф. Шперк по настоянию родителей, поступил на юридический факультет [[ЛГУ|Петербургского университета]] .
+
Фёдор Эдуардович Шперк родился в [[Санкт-Петербург]]е, в семье врача-венеролога Эдуарда Фридриховича Шперка. Фёдор Шперк получил традиционное для выходца из лютеранской семьи образование; с [[1882]] по [[1890]] год он учился на гимназическом отделении [[Петришуле]]. После окончания школы Ф. Шперк по настоянию родителей, поступил на юридический факультет [[Петербургский университет|Петербургского университета]].
  
Оставив университет в [[1891]] году, он начинает свою литературную деятельность, пишет критические и обзорные статьи в петербургские издания. Он сотрудничает с журналом «Вопросы психологии и философии», с газетами «Гражданин» и «Школьное обозрение». С [[1895]] года Ф.Э. Шперк — постоянный сотрудник и глава литературно-критического отдела газеты «Новое Время».
+
Оставив [[Петербургский университет|университет]] в [[1891]] году, Ф.Э. Шперк начинает свою литературную деятельность, пишет критические и обзорные статьи в петербургские издания. Он сотрудничает с журналом «Вопросы психологии и философии», с газетами «Гражданин» и «Школьное обозрение». С [[1895]] года Ф.Э. Шперк — постоянный сотрудник и глава литературно-критического отдела газеты «Новое Время».
  
Ф. Шперк был женат на Анне Лавровне Шперк (в девич. Безух) (1870—1954), имел троих детей.
+
Ф. Шперк был женат на Анне Лавровне Шперк (в девич. Безух) ([[1870]]—[[1954]]), имел троих детей.
  
Умер Фёдор Эдуардович в [[1897]] году от туберкулеза и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в [[Санкт-Петербург]]е.
+
Умер Фёдор Эдуардович в [[1897]] году от туберкулеза в санатории "Халила", в Финляндии (ныне санаторий «Сосновый Бор» в посёлке Поляны, Выборгского района Ленинградской области); похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в [[Санкт-Петербург]]е.
  
== Ф. Э. Шперк и В. В. Розанов: история дружбы ==
+
== Ф.Э. Шперк и В. В. Розанов: история дружбы ==
Более всего Фёдор Шперк известен в качестве «младшего друга» Василия Васильевича Розанова, часто упоминаемого на страницах розановской эссеистики. Знакомство, сначала заочное, Розанова и Шперка началось в [[1890]] году, когда Ф.Э. Шперк, будучи студентом [[Санкт-Петербургский государственный университет|Петербургского университета]] прочел работу В. Розанова «Место христианства в истории» и написал ее автору восторженное письмо. Розанов принимал близкое участие в литературной судьбе Ф.Э. Шперка, познакомив его с литературными критиками Н. Н. Страховым, В. П. Бурениным и редактором газеты «Новое Время» А. С. Сувориным, с которым Ф.Э. Шперк сотрудничал на протяжении пяти лет.
+
Более всего Фёдор Шперк известен в качестве «младшего друга» Василия Васильевича Розанова, часто упоминаемого на страницах розановской эссеистики. Знакомство, сначала заочное, Розанова и Шперка началось в [[1890]] году, когда Ф.Э. Шперк, будучи студентом [[Петербургский университет|Петербургского университета]] прочел работу В. Розанова «Место христианства в истории» и написал ее автору восторженное письмо. Розанов принимал близкое участие в литературной судьбе Ф.Э. Шперка, познакомив его с литературными критиками Н. Н. Страховым, В. П. Бурениным и редактором газеты «Новое Время» А. С. Сувориным, с которым Ф.Э. Шперк сотрудничал на протяжении пяти лет.
  
Ф.Э. Шперк, в свою очередь, часто обращался за помощью к В.В. Розанову, прося о протекции в издательских кругах. Позднее, отношения Розанова и Шперка перешли в дружбу. В. Д. Розанова была крестной матерью одного из сыновей Ф.Э. Шперка. С [[1892]] по [[1897]] гг. Ф.Э. Шперк опубликовал в газетах «Новое Время» и «Гражданин» несколько работ о творчестве В.В. Розанова: статья «В. В. Розанов. Опыт характеристики»; рецензия на книгу «Красота в природе и ее смысл»; статья под рубрикой «Современные заметки» — размышления по поводу «Сумерек просвещения». После выхода в свет публикаций В.В. Розанова о Н. В. Гоголе («Несколько слов о Гоголе» и «Как произошел тип Акакия Акакиевича»), Шперк откликнулся статьей на гоголевские темы «О характере (к вопросу о творческой психике) гоголевского творчества».
+
Ф.Э. Шперк, в свою очередь, часто обращался за помощью к В.В. Розанову, прося о протекции в издательских кругах. Позднее, отношения Розанова и Шперка перешли в дружбу. В. Д. Розанова была крестной матерью одного из сыновей Ф.Э. Шперка. С [[1892]] по [[1897]] гг. Ф.Э. Шперк опубликовал в газетах «Новое Время» и «Гражданин» несколько работ о творчестве В.В. Розанова: статья «В. В. Розанов. Опыт характеристики»; рецензия на книгу «Красота в природе и ее смысл»; статья под рубрикой «Современные заметки» — размышления по поводу «Сумерек просвещения». После выхода в свет публикаций В.В. Розанова о Н. В. Гоголе («Несколько слов о Гоголе» и «Как произошел тип Акакия Акакиевича»), Ф.Э. Шперк откликнулся статьей на гоголевские темы «О характере (к вопросу о творческой психике) гоголевского творчества».
  
 
Кроме того, Ф.Э. Шперк был автором работ, не касавшихся В.В. Розанова непосредственно, но содержавших принципиальные оценки его творчества (например, рецензия на «Философский Ежегодник» Я. Колубовского в «Новом Времени»).  
 
Кроме того, Ф.Э. Шперк был автором работ, не касавшихся В.В. Розанова непосредственно, но содержавших принципиальные оценки его творчества (например, рецензия на «Философский Ежегодник» Я. Колубовского в «Новом Времени»).  
  
В.В. Розанов следил за литературной деятельностью Ф.Э. Шперка и как друг, и как коллега-литератор. Он рекомендовал Ф.Э. Шперка издателям и литераторам, написал благожелательную заметку о Ф.Э. Шперке - «Две философии. (Критическая заметка)», был автором некрологов на смерть Ф.Э. Шперка, помещенных в газетах: «Русское обозрение», «Новое Время», «Исторический Вестник». Имя Ф.Э. Шперка неоднократно встречается в эссеистско-дневниковых книгах В.В. Розанова «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» ([[1913]]—1915).
+
В.В. Розанов следил за литературной деятельностью Ф.Э. Шперка и как друг, и как коллега-литератор. Он рекомендовал Ф.Э. Шперка издателям и литераторам, написал благожелательную заметку о Ф.Э. Шперке - «Две философии. (Критическая заметка)», был автором некрологов на смерть Ф.Э. Шперка, помещенных в газетах: «Русское обозрение», «Новое Время», «Исторический Вестник». Имя Ф.Э. Шперка неоднократно встречается в эссеистско-дневниковых книгах В.В. Розанова «Уединенное» ([[1912]]) и «Опавшие листья» ([[1913]]—[[1915]]).
  
 
== Ф. Э. Шперк и В. В. Розанов: единомышленники или оппоненты? ==
 
== Ф. Э. Шперк и В. В. Розанов: единомышленники или оппоненты? ==
Ф.Э. Шперк знал В.В. Розанова до того, как тот пережил несколько идейных поворотов. В 1890-х годах В.В. Розанов был достаточно последователен в своих взглядах, еще не заслужив репутацию «разноликого». Всячески приветствуя и подчеркивая «психологизм» розановских сочинений, Ф.Э. Шперк понимал его как истолкование «настроений, пережитых человечеством и осознанных им этических идей». Познание человеческой природы, по мнению Ф.Э. Шперка, было для В.В. Розанова сердцевиной всего творчества, позволяя сводить к единой основе изучение различных эпох и культур. Подобная основа мышления была близка Шперку тем, что именно в ней он видел «жизненность» философии в целом. На этом же основании Шперк делил всю современную ему философию на «философов-профессионалов» и «философов-самородков», среди которых «первые имеют литературный успех, вторым принадлежит жизненное значение» (Рецензия на: Я. Колубовский. Философский ежегодник: обзор книг, статей и заметок, преимущественно на русском языке, имеющих отношение к философским знаниям. — Москва, 1896. // «Новое Время», 1896, 25 декабря).
+
Ф.Э. Шперк знал В.В. Розанова до того, как тот пережил несколько идейных поворотов. В [[1890]]-х годах В.В. Розанов был достаточно последователен в своих взглядах, еще не заслужив репутацию «разноликого». Всячески приветствуя и подчеркивая «психологизм» розановских сочинений, Ф.Э. Шперк понимал его как истолкование «настроений, пережитых человечеством и осознанных им этических идей». Познание человеческой природы, по мнению Ф.Э. Шперка, было для В.В. Розанова сердцевиной всего творчества, позволяя сводить к единой основе изучение различных эпох и культур. Подобная основа мышления была близка Шперку тем, что именно в ней он видел «жизненность» философии в целом. На этом же основании Шперк делил всю современную ему философию на «философов-профессионалов» и «философов-самородков», среди которых «первые имеют литературный успех, вторым принадлежит жизненное значение» (Рецензия на: Я. Колубовский. Философский ежегодник: обзор книг, статей и заметок, преимущественно на русском языке, имеющих отношение к философским знаниям. — Москва, [[1896]]. // «Новое Время», [[1896]], 25 декабря).
  
 
«Отвлеченные теоретизирования» Вл. Соловьева Ф.Э. Шперк относил к первым, В.В. Розанова с его «философией истории» относил ко вторым. Ф.Э. Шперк настаивал на практической пользе как философии, так и всего литературного творчества, которое рассматривал как «дело христианской любви». Он находил у Розанова подтверждение своей мысли о том, что именно литература есть «деятельно просвещающая сила в нашей стране». Выдвинутая Шперком в литературно-критических статьях теория «христианского стиля»  русской литературы, трактовавшая любое художественное творчество с позиции «как художник выражает и понимает Божеское», встретила сочувственное отношение со стороны Розанова.
 
«Отвлеченные теоретизирования» Вл. Соловьева Ф.Э. Шперк относил к первым, В.В. Розанова с его «философией истории» относил ко вторым. Ф.Э. Шперк настаивал на практической пользе как философии, так и всего литературного творчества, которое рассматривал как «дело христианской любви». Он находил у Розанова подтверждение своей мысли о том, что именно литература есть «деятельно просвещающая сила в нашей стране». Выдвинутая Шперком в литературно-критических статьях теория «христианского стиля»  русской литературы, трактовавшая любое художественное творчество с позиции «как художник выражает и понимает Божеское», встретила сочувственное отношение со стороны Розанова.
Строка 27: Строка 27:
 
В свою очередь философия Шперка была близка Розанову своим мистицизмом и религиозностью. В статье «Две философии», Розанов относит работы Шперка к «неофициальной ветви» русской философии. Справедливо упрекая Шперка в отсутствии у него традиционных навыков письменного изложения, Розанов, тем не менее, видел в его работах «книгу, как живое и целое явление, несущее на себе печать лица», то есть частное и глубоко-личное осмысление отношений личности с космосом.  
 
В свою очередь философия Шперка была близка Розанову своим мистицизмом и религиозностью. В статье «Две философии», Розанов относит работы Шперка к «неофициальной ветви» русской философии. Справедливо упрекая Шперка в отсутствии у него традиционных навыков письменного изложения, Розанов, тем не менее, видел в его работах «книгу, как живое и целое явление, несущее на себе печать лица», то есть частное и глубоко-личное осмысление отношений личности с космосом.  
  
Шперк поддерживал увлечение Розанова идеей пола, но не разделял его главных положений. Философия Розанова, взятая в целом, утверждала пол как соединение плоти и духа, воплощение природного начала, неразрывно связанного с религией. В работах Шперка, вслед за Розановым, идея пола также получает метафизическое истолкование, однако, если для Розанова интересно прежде всего взаимодействие духа и плоти, дающее «все живое», то Шперк сосредотачивается в основном на моменте духовного преодоления полового различия. Для Розанова итог взаимодействия духа и плоти — «рождение младенца с душой», в чем и состоит цельность бытия; для Шперка любящие и уважающие друг друга мужчина и женщина способны к соединению, но не по чувственным или эротическим мотивам, а чтобы стать частью «некоего совершенного целого — церкви», и, таким образом, достигнуть «полноты и цельности человеческой природы в едином мировом восхождении к Богу» ([http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/novosti_na/n964.html Вопросы философии. — 2007. — № 12]). Увлечение В.В. Розанова идеей пола привело его к конфликту с христианством, в то время как Шперк пришел к апологетике христианства: «Только церковью освященный брак — благодатен и реален; только христианская любовь истинна и действительна» (Мысль и рефлексия. Афоризмы. {{СПб.}}, [[1895]]).
+
Ф.Э. Шперк поддерживал увлечение Розанова идеей пола, но не разделял его главных положений. Философия Розанова, взятая в целом, утверждала пол как соединение плоти и духа, воплощение природного начала, неразрывно связанного с религией. В работах Шперка, вслед за Розановым, идея пола также получает метафизическое истолкование, однако, если для Розанова интересно прежде всего взаимодействие духа и плоти, дающее «все живое», то Шперк сосредотачивается в основном на моменте духовного преодоления полового различия. Для Розанова итог взаимодействия духа и плоти — «рождение младенца с душой», в чем и состоит цельность бытия; для Шперка любящие и уважающие друг друга мужчина и женщина способны к соединению, но не по чувственным или эротическим мотивам, а чтобы стать частью «некоего совершенного целого — церкви», и, таким образом, достигнуть «полноты и цельности человеческой природы в едином мировом восхождении к Богу» ([http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/novosti_na/n964.html Вопросы философии. — 2007. — № 12]). Увлечение В.В. Розанова идеей пола привело его к конфликту с христианством, в то время как Шперк пришел к апологетике христианства: «Только церковью освященный брак — благодатен и реален; только христианская любовь истинна и действительна» (Мысль и рефлексия. Афоризмы. {{СПб.}}, [[1895]]).
  
 
== Ф. Э. Шперк в «Уединенном» Василия Розанова: реальный человек или миф? ==
 
== Ф. Э. Шперк в «Уединенном» Василия Розанова: реальный человек или миф? ==
Шперк умер в возрасте 25 лет, не успев добиться большой известности. Розанов много писал о Шперке в эссеистических произведениях, цитировал его, поражался верности и глубине его мысли. Высказывания Розанова содержат крайне высокую оценку Шперка как критика и мыслителя: «гениальный Шперк», «мальчик-гений», «проницательный», «только одно он давал впечатление: сила, сила идет». Однако, многие современники с сомнением относились к такому «восхвалению» Шперка (См. Перцов П. П. "Литературные воспоминания". — {{М.}}—{{Л.}}: Academia, 1933. — с. 200—201; Голлербах Э. Ф. "В. В. Розанов. Жизнь и творчество". — Пгд., 1922. — с.19, 26).
+
Шперк умер в возрасте 25 лет, не успев добиться большой известности. Розанов много писал о Шперке в эссеистических произведениях, цитировал его, поражался верности и глубине его мысли. Высказывания Розанова содержат крайне высокую оценку Шперка как критика и мыслителя: «гениальный Шперк», «мальчик-гений», «проницательный», «только одно он давал впечатление: сила, сила идет». Однако, многие современники с сомнением относились к такому «восхвалению» Шперка (См. Перцов П. П. "Литературные воспоминания". — {{М.}}—{{Л.}}: Academia, [[1933]]. — с. 200—201; Голлербах Э. Ф. "В. В. Розанов. Жизнь и творчество". — Пгд., [[1922]]. — с.19, 26).
  
 
Скандальные рецензии Ф.Э. Шперка на книги Вл. Соловьева, А. Волынского, Я. Надсона принесли ему репутацию «наглого» и «самоуверенного» критика. Философия Ф.Э. Шперка считалась «перепевом кое-каких мотивов классической философии» (Э. Ф. Голлербах) и была мало понятна, в том числе во многих своих положениях и Розанову. В переписке Розанов не был так щедр на комплименты, как на страницах «Уединенного». В литературных конфликтах Розанов нередко выступал против Шперка (например, по свидетельству Э. Голлербаха, в полемике по поводу рецензии Шперка на книгу Вл. Соловьева «Оправдание добра» он выступил на стороне последнего). Ф.Э. Шперк по многим вопросам не соглашался с В.В. Розановым, спорил с ним как устно, так и в печати. Однако, на страницах «Опавших листьев» и «Уединенного» появляется «гениальный Шперк», которого Розанов ставит «выше себя» и выше многих других, более известных современных ему мыслителей.
 
Скандальные рецензии Ф.Э. Шперка на книги Вл. Соловьева, А. Волынского, Я. Надсона принесли ему репутацию «наглого» и «самоуверенного» критика. Философия Ф.Э. Шперка считалась «перепевом кое-каких мотивов классической философии» (Э. Ф. Голлербах) и была мало понятна, в том числе во многих своих положениях и Розанову. В переписке Розанов не был так щедр на комплименты, как на страницах «Уединенного». В литературных конфликтах Розанов нередко выступал против Шперка (например, по свидетельству Э. Голлербаха, в полемике по поводу рецензии Шперка на книгу Вл. Соловьева «Оправдание добра» он выступил на стороне последнего). Ф.Э. Шперк по многим вопросам не соглашался с В.В. Розановым, спорил с ним как устно, так и в печати. Однако, на страницах «Опавших листьев» и «Уединенного» появляется «гениальный Шперк», которого Розанов ставит «выше себя» и выше многих других, более известных современных ему мыслителей.
  
Такая оценка Шперка была далека от реальных отношений уже известного литератора и начинающего критика. При жизни Шперка Розанов ни разу в своих оценках не поднялся выше доброжелательной рецензии. Спустя полтора десятилетия после смерти своего младшего друга, Розанов творит «миф о Шперке». Появляясь на страницах «Уединенного», «Опавших листьев» и в комментариях Розанова к переписке с Н. Н. Страховым («Литературные изгнанники», [[1913]]), из реального человека Шперк превращается в сквозной персонаж единого художественного текста. Имя Шперка постоянно связывается Розановым с образом литератора-«разночинца» 1890-х годов, темой «литературного изгнанничества» и темой смерти и бессмертия. Сочетая реальные факты и свое субъективное их восприятие, Розанов воссоздает фигуру Шперка, делая упор на тех чертах и качествах, которые были близки ему самому: философский склад личности, постоянная рефлексия даже в бытовых мелочах, непрерывный поиск новых путей самовыражения, неприятие «шаблона», идеал семьи и брака.
+
Такая оценка Ф.Э. Шперка была далека от реальных отношений уже известного литератора и начинающего критика. При жизни Шперка Розанов ни разу в своих оценках не поднялся выше доброжелательной рецензии. Спустя полтора десятилетия после смерти своего младшего друга, Розанов творит «миф о Шперке». Появляясь на страницах «Уединенного», «Опавших листьев» и в комментариях Розанова к переписке с Н. Н. Страховым («Литературные изгнанники», [[1913]]), из реального человека Шперк превращается в сквозной персонаж единого художественного текста. Имя Шперка постоянно связывается Розановым с образом литератора-«разночинца» 1890-х годов, темой «литературного изгнанничества» и темой смерти и бессмертия. Сочетая реальные факты и свое субъективное их восприятие, Розанов воссоздает фигуру Шперка, делая упор на тех чертах и качествах, которые были близки ему самому: философский склад личности, постоянная рефлексия даже в бытовых мелочах, непрерывный поиск новых путей самовыражения, неприятие «шаблона», идеал семьи и брака.
  
 
Однако, при этом Розанов не вспомнил о крайних антисемитских высказываниях Шперка в печати, о его теории «христианского стиля» русской литературы, о последовательных выступлениях Шперка против декадентской литературы. Образ Шперка противоречит реальному человеку, но закономерен в данном тексте: Розанов создал образ единомышленника; система «я» и «наши» и место Шперка в ней была для Розанова важнее, чем подробности литературной полемики прошлых лет. Ранняя смерть Шперка и его быстрое забвение стали составляющими мотивами темы бессмертия души, постоянно звучащей у Розанова в «Уединенном» и «Опавших листьях».
 
Однако, при этом Розанов не вспомнил о крайних антисемитских высказываниях Шперка в печати, о его теории «христианского стиля» русской литературы, о последовательных выступлениях Шперка против декадентской литературы. Образ Шперка противоречит реальному человеку, но закономерен в данном тексте: Розанов создал образ единомышленника; система «я» и «наши» и место Шперка в ней была для Розанова важнее, чем подробности литературной полемики прошлых лет. Ранняя смерть Шперка и его быстрое забвение стали составляющими мотивами темы бессмертия души, постоянно звучащей у Розанова в «Уединенном» и «Опавших листьях».
Строка 40: Строка 40:
 
== Труды ==
 
== Труды ==
 
* Шперк Ф. Э. ''Литературная критика''. — Новосибирск, 2001.
 
* Шперк Ф. Э. ''Литературная критика''. — Новосибирск, 2001.
* Шперк Ф. Э. ''«Как печально, что во мне так много ненависти…». Статьи, очерки, письма''. — СПб.: Алетейя, 2010. — 320 с.
+
* Шперк Ф. Э. ''«Как печально, что во мне так много ненависти…». Статьи, очерки, письма''. — {{СПб.}}: Алетейя, 2010. — 320 с.
  
 
== Литература и источники ==
 
== Литература и источники ==
* ''Шперк Ф. Э. [Биографическая статья]'' // Розановская энциклопедия / под ред. А. Н. Николюкина. — Москва, 2009. — С. 531—534.
+
* ''Шперк Ф. Э. [Биографическая статья]'' // Розановская энциклопедия / под ред. А. Н. Николюкина. — Москва, 2009. — С. 531—534;
* ''Люди «доброго дела». Семья Шперк в культурной и научной жизни [[Петербург]]а'' // Немцы в России. Три века научного сотрудничества. Сб. статей под ред. Г. И. Смагиной. — {{СПб.}}, 2003. — С. 385—398.
+
* ''Люди «доброго дела». Семья Шперк в культурной и научной жизни [[Петербург]]а'' // Немцы в [[Россия|России]]. Три века научного сотрудничества. Сб. статей под ред. Г. И. Смагиной. — {{СПб.}}, 2003. — С. 385—398;
* ''«А душа его бессмертна ли…». В. В. Розанов и Ф. Э. Шперк'' // Наследие В. В. Розанова и современность. К 150-летию рождения писателя: материалы международной научной конференции. — Москва, 2006.
+
* ''«А душа его бессмертна ли…». В. В. Розанов и Ф. Э. Шперк'' // Наследие В. В. Розанова и современность. К 150-летию рождения писателя: материалы международной научной конференции. — Москва, 2006;
* Шкловский, Виктор Борисович. ''Розанов'' // Василий Розанов: pro et contra. Книга II. — {{СПб.}}, 1995. — С. 321—342.
+
* Шкловский, Виктор Борисович. ''Розанов'' // Василий Розанов: pro et contra. Книга II. — {{СПб.}}, 1995. — С. 321—342;
* Синявский, Андрей Донатович. ''С носовым платком в Царствие Небесное'' // Василий Розанов: pro et contra. Книга II. — {{СПб.}}, 1995. — С. 444—478.
+
* Синявский, Андрей Донатович. ''С носовым платком в Царствие Небесное'' // Василий Розанов: pro et contra. Книга II. — {{СПб.}}, 1995. — С. 444—478;
* Савина, Татьяна Вячеславовна. ''Литературно-критические взгляды Ф. Э. Шперка'' : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2008. - 153 с.
+
* Савина, Татьяна Вячеславовна. ''Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка'' : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2008. - 153 с;
 +
* [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BA,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Википедия: Шперк, Фёдор Эдуардович.]
  
 
[[Категория:Все статьи]]
 
[[Категория:Все статьи]]
Строка 54: Строка 55:
 
[[Категория:Литераторы]]
 
[[Категория:Литераторы]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 +
[[Категория:Шперки]]
 +
[[Категория:Династии Петришуле]]
 +
[[Категория:Смоленское кладбище]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1882 году]]
 
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1882 году]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1890 году]]
 
[[Категория:Закончившие Петришуле в 1890 году]]

Текущая версия на 02:55, 6 апреля 2020

Фёдор Эдуардович Шперк, октябрь 1897 г., Финляндия, санаторий «Халила».

Фёдор (Фри́дрих) Эдуа́рдович Шперк (10(22) апреля 1872, Санкт-Петербург — 7(19) октября 1897, Финляндия, Российская империя) — российский публицист, литературный критик, философ, поэт (писал под псевдонимами "Ор" и "Апокриф"); родной брат российского инженера Густава Э. Шперка.

Содержание

[править] Биография

Фёдор Эдуардович Шперк родился в Санкт-Петербурге, в семье врача-венеролога Эдуарда Фридриховича Шперка. Фёдор Шперк получил традиционное для выходца из лютеранской семьи образование; с 1882 по 1890 год он учился на гимназическом отделении Петришуле. После окончания школы Ф. Шперк по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Оставив университет в 1891 году, Ф.Э. Шперк начинает свою литературную деятельность, пишет критические и обзорные статьи в петербургские издания. Он сотрудничает с журналом «Вопросы психологии и философии», с газетами «Гражданин» и «Школьное обозрение». С 1895 года Ф.Э. Шперк — постоянный сотрудник и глава литературно-критического отдела газеты «Новое Время».

Ф.Э. Шперк был женат на Анне Лавровне Шперк (в девич. Безух) (18701954), имел троих детей.

Умер Фёдор Эдуардович в 1897 году от туберкулеза в санатории "Халила", в Финляндии (ныне санаторий «Сосновый Бор» в посёлке Поляны, Выборгского района Ленинградской области); похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

[править] Ф.Э. Шперк и В. В. Розанов: история дружбы

Более всего Фёдор Шперк известен в качестве «младшего друга» Василия Васильевича Розанова, часто упоминаемого на страницах розановской эссеистики. Знакомство, сначала заочное, Розанова и Шперка началось в 1890 году, когда Ф.Э. Шперк, будучи студентом Петербургского университета прочел работу В. Розанова «Место христианства в истории» и написал ее автору восторженное письмо. Розанов принимал близкое участие в литературной судьбе Ф.Э. Шперка, познакомив его с литературными критиками Н. Н. Страховым, В. П. Бурениным и редактором газеты «Новое Время» А. С. Сувориным, с которым Ф.Э. Шперк сотрудничал на протяжении пяти лет.

Ф.Э. Шперк, в свою очередь, часто обращался за помощью к В.В. Розанову, прося о протекции в издательских кругах. Позднее, отношения Розанова и Шперка перешли в дружбу. В. Д. Розанова была крестной матерью одного из сыновей Ф.Э. Шперка. С 1892 по 1897 гг. Ф.Э. Шперк опубликовал в газетах «Новое Время» и «Гражданин» несколько работ о творчестве В.В. Розанова: статья «В. В. Розанов. Опыт характеристики»; рецензия на книгу «Красота в природе и ее смысл»; статья под рубрикой «Современные заметки» — размышления по поводу «Сумерек просвещения». После выхода в свет публикаций В.В. Розанова о Н. В. Гоголе («Несколько слов о Гоголе» и «Как произошел тип Акакия Акакиевича»), Ф.Э. Шперк откликнулся статьей на гоголевские темы «О характере (к вопросу о творческой психике) гоголевского творчества».

Кроме того, Ф.Э. Шперк был автором работ, не касавшихся В.В. Розанова непосредственно, но содержавших принципиальные оценки его творчества (например, рецензия на «Философский Ежегодник» Я. Колубовского в «Новом Времени»).

В.В. Розанов следил за литературной деятельностью Ф.Э. Шперка и как друг, и как коллега-литератор. Он рекомендовал Ф.Э. Шперка издателям и литераторам, написал благожелательную заметку о Ф.Э. Шперке - «Две философии. (Критическая заметка)», был автором некрологов на смерть Ф.Э. Шперка, помещенных в газетах: «Русское обозрение», «Новое Время», «Исторический Вестник». Имя Ф.Э. Шперка неоднократно встречается в эссеистско-дневниковых книгах В.В. Розанова «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» (19131915).

[править] Ф. Э. Шперк и В. В. Розанов: единомышленники или оппоненты?

Ф.Э. Шперк знал В.В. Розанова до того, как тот пережил несколько идейных поворотов. В 1890-х годах В.В. Розанов был достаточно последователен в своих взглядах, еще не заслужив репутацию «разноликого». Всячески приветствуя и подчеркивая «психологизм» розановских сочинений, Ф.Э. Шперк понимал его как истолкование «настроений, пережитых человечеством и осознанных им этических идей». Познание человеческой природы, по мнению Ф.Э. Шперка, было для В.В. Розанова сердцевиной всего творчества, позволяя сводить к единой основе изучение различных эпох и культур. Подобная основа мышления была близка Шперку тем, что именно в ней он видел «жизненность» философии в целом. На этом же основании Шперк делил всю современную ему философию на «философов-профессионалов» и «философов-самородков», среди которых «первые имеют литературный успех, вторым принадлежит жизненное значение» (Рецензия на: Я. Колубовский. Философский ежегодник: обзор книг, статей и заметок, преимущественно на русском языке, имеющих отношение к философским знаниям. — Москва, 1896. // «Новое Время», 1896, 25 декабря).

«Отвлеченные теоретизирования» Вл. Соловьева Ф.Э. Шперк относил к первым, В.В. Розанова с его «философией истории» относил ко вторым. Ф.Э. Шперк настаивал на практической пользе как философии, так и всего литературного творчества, которое рассматривал как «дело христианской любви». Он находил у Розанова подтверждение своей мысли о том, что именно литература есть «деятельно просвещающая сила в нашей стране». Выдвинутая Шперком в литературно-критических статьях теория «христианского стиля» русской литературы, трактовавшая любое художественное творчество с позиции «как художник выражает и понимает Божеское», встретила сочувственное отношение со стороны Розанова.

В свою очередь философия Шперка была близка Розанову своим мистицизмом и религиозностью. В статье «Две философии», Розанов относит работы Шперка к «неофициальной ветви» русской философии. Справедливо упрекая Шперка в отсутствии у него традиционных навыков письменного изложения, Розанов, тем не менее, видел в его работах «книгу, как живое и целое явление, несущее на себе печать лица», то есть частное и глубоко-личное осмысление отношений личности с космосом.

Ф.Э. Шперк поддерживал увлечение Розанова идеей пола, но не разделял его главных положений. Философия Розанова, взятая в целом, утверждала пол как соединение плоти и духа, воплощение природного начала, неразрывно связанного с религией. В работах Шперка, вслед за Розановым, идея пола также получает метафизическое истолкование, однако, если для Розанова интересно прежде всего взаимодействие духа и плоти, дающее «все живое», то Шперк сосредотачивается в основном на моменте духовного преодоления полового различия. Для Розанова итог взаимодействия духа и плоти — «рождение младенца с душой», в чем и состоит цельность бытия; для Шперка любящие и уважающие друг друга мужчина и женщина способны к соединению, но не по чувственным или эротическим мотивам, а чтобы стать частью «некоего совершенного целого — церкви», и, таким образом, достигнуть «полноты и цельности человеческой природы в едином мировом восхождении к Богу» (Вопросы философии. — 2007. — № 12). Увлечение В.В. Розанова идеей пола привело его к конфликту с христианством, в то время как Шперк пришел к апологетике христианства: «Только церковью освященный брак — благодатен и реален; только христианская любовь истинна и действительна» (Мысль и рефлексия. Афоризмы. СПб., 1895).

[править] Ф. Э. Шперк в «Уединенном» Василия Розанова: реальный человек или миф?

Шперк умер в возрасте 25 лет, не успев добиться большой известности. Розанов много писал о Шперке в эссеистических произведениях, цитировал его, поражался верности и глубине его мысли. Высказывания Розанова содержат крайне высокую оценку Шперка как критика и мыслителя: «гениальный Шперк», «мальчик-гений», «проницательный», «только одно он давал впечатление: сила, сила идет». Однако, многие современники с сомнением относились к такому «восхвалению» Шперка (См. Перцов П. П. "Литературные воспоминания". — М.—Л.: Academia, 1933. — с. 200—201; Голлербах Э. Ф. "В. В. Розанов. Жизнь и творчество". — Пгд., 1922. — с.19, 26).

Скандальные рецензии Ф.Э. Шперка на книги Вл. Соловьева, А. Волынского, Я. Надсона принесли ему репутацию «наглого» и «самоуверенного» критика. Философия Ф.Э. Шперка считалась «перепевом кое-каких мотивов классической философии» (Э. Ф. Голлербах) и была мало понятна, в том числе во многих своих положениях и Розанову. В переписке Розанов не был так щедр на комплименты, как на страницах «Уединенного». В литературных конфликтах Розанов нередко выступал против Шперка (например, по свидетельству Э. Голлербаха, в полемике по поводу рецензии Шперка на книгу Вл. Соловьева «Оправдание добра» он выступил на стороне последнего). Ф.Э. Шперк по многим вопросам не соглашался с В.В. Розановым, спорил с ним как устно, так и в печати. Однако, на страницах «Опавших листьев» и «Уединенного» появляется «гениальный Шперк», которого Розанов ставит «выше себя» и выше многих других, более известных современных ему мыслителей.

Такая оценка Ф.Э. Шперка была далека от реальных отношений уже известного литератора и начинающего критика. При жизни Шперка Розанов ни разу в своих оценках не поднялся выше доброжелательной рецензии. Спустя полтора десятилетия после смерти своего младшего друга, Розанов творит «миф о Шперке». Появляясь на страницах «Уединенного», «Опавших листьев» и в комментариях Розанова к переписке с Н. Н. Страховым («Литературные изгнанники», 1913), из реального человека Шперк превращается в сквозной персонаж единого художественного текста. Имя Шперка постоянно связывается Розановым с образом литератора-«разночинца» 1890-х годов, темой «литературного изгнанничества» и темой смерти и бессмертия. Сочетая реальные факты и свое субъективное их восприятие, Розанов воссоздает фигуру Шперка, делая упор на тех чертах и качествах, которые были близки ему самому: философский склад личности, постоянная рефлексия даже в бытовых мелочах, непрерывный поиск новых путей самовыражения, неприятие «шаблона», идеал семьи и брака.

Однако, при этом Розанов не вспомнил о крайних антисемитских высказываниях Шперка в печати, о его теории «христианского стиля» русской литературы, о последовательных выступлениях Шперка против декадентской литературы. Образ Шперка противоречит реальному человеку, но закономерен в данном тексте: Розанов создал образ единомышленника; система «я» и «наши» и место Шперка в ней была для Розанова важнее, чем подробности литературной полемики прошлых лет. Ранняя смерть Шперка и его быстрое забвение стали составляющими мотивами темы бессмертия души, постоянно звучащей у Розанова в «Уединенном» и «Опавших листьях».

[править] Труды

  • Шперк Ф. Э. Литературная критика. — Новосибирск, 2001.
  • Шперк Ф. Э. «Как печально, что во мне так много ненависти…». Статьи, очерки, письма. — СПб.: Алетейя, 2010. — 320 с.

[править] Литература и источники

  • Шперк Ф. Э. [Биографическая статья] // Розановская энциклопедия / под ред. А. Н. Николюкина. — Москва, 2009. — С. 531—534;
  • Люди «доброго дела». Семья Шперк в культурной и научной жизни Петербурга // Немцы в России. Три века научного сотрудничества. Сб. статей под ред. Г. И. Смагиной. — СПб., 2003. — С. 385—398;
  • «А душа его бессмертна ли…». В. В. Розанов и Ф. Э. Шперк // Наследие В. В. Розанова и современность. К 150-летию рождения писателя: материалы международной научной конференции. — Москва, 2006;
  • Шкловский, Виктор Борисович. Розанов // Василий Розанов: pro et contra. Книга II. — СПб., 1995. — С. 321—342;
  • Синявский, Андрей Донатович. С носовым платком в Царствие Небесное // Василий Розанов: pro et contra. Книга II. — СПб., 1995. — С. 444—478;
  • Савина, Татьяна Вячеславовна. Литературно-критические взгляды Ф.Э. Шперка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2008. - 153 с;
  • Википедия: Шперк, Фёдор Эдуардович.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле