Шмидт, Карл Карлович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
[[File:Carl Schmidt 1897.jpg|thumb|250px|Карл Карлович Шмидт - российский архитектор, последователь стиля "раннего модерна".]]  
+
[[File:Carl Schmidt 1897.jpg|thumb|250px|Карл Карлович Шмидт ([[1866]] — 1945)- российский архитектор, последователь стиля "раннего модерна".]]  
  
'''Карл Карлович Шмидт''' (9(21) декабря 1866, [[Санкт-Петербург]] — 8 августа 1945, Магдебург) — российский архитектор немецкого происхождения, филателист. Представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна.
+
'''Карл Карлович Шмидт''' (9(21) декабря [[1866]], [[Санкт-Петербург]] — 8 августа 1945, Магдебург) — российский архитектор немецкого происхождения, филателист. Представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна.
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
  
 
=== Детство и годы учебы ===
 
=== Детство и годы учебы ===
Карл Шмидт родился 21 декабря 1866 года в [[Санкт-Петербург]]е, в семье русских немцев Карла Фридриха и Ольги Елены Шмидт. Его отец родился в Германии и приехал в [[Россия|Россию]] в поисках работы инженера незадолго до рождения сына.
+
Карл Шмидт родился 21 декабря [[1866]] года в [[Санкт-Петербург]]е, в семье русских немцев Карла Фридриха и Ольги Елены Шмидт. Его отец родился в Германии и приехал в [[Россия|Россию]] в поисках работы инженера незадолго до рождения сына.
  
Карл учился в немецкой гимназии [[Петришуле]] с 1877 по 1886 год, когда по совету школьного товарища [[Шене, Василий Иванович|Вильгельма Шёне]] (также будущего архитектора) начал посещать курсы в [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Училище барона А.Л. Штиглица]]. Там он увлекся рисованием и решил стать архитектором.
+
Карл учился в немецкой гимназии [[Петришуле]] с [[1877]] по [[1886]] год, когда по совету школьного товарища [[Шене, Василий Иванович|Вильгельма Шёне]] (также будущего архитектора) начал посещать курсы в [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Училище барона А.Л. Штиглица]]. Там он увлекся рисованием и решил стать архитектором.
  
В 1887 году, после успешного окончания [[Петришуле]], Карл Шмидт поступает в петербургскую [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]]. Здесь он добился внимания со стороны педагогов, получив за свои работы несколько малых золотых и серебряных медалей. Строительный сезон [[1890]]/[[1891]]гг. Шмидт провел на практике в Москве у профессора А. Н. Померанцева. Юный Карл Шмидт вместе с другими студентами выполнял чертежи и другую мелкую работу для проекта Главного универсального магазина (Верхних торговых рядов ГУМа).
+
В [[1887]] году, после успешного окончания [[Петришуле]], Карл Шмидт поступает в петербургскую [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]]. Здесь он добился внимания со стороны педагогов, получив за свои работы несколько малых золотых и серебряных медалей. Строительный сезон [[1890]]/[[1891]]гг. Шмидт провел на практике в Москве у профессора А. Н. Померанцева. Юный Карл Шмидт вместе с другими студентами выполнял чертежи и другую мелкую работу для проекта Главного универсального магазина (Верхних торговых рядов ГУМа).
  
 
Тогда же, в [[1891]] году Карл Шмидт успешно выдержал выпускные экзамены и должен был получить большую золотую медаль. Однако из-за скандала, связанного с учебными реформами вице-президента [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] И. И. Толстого, Шмидт остался без медали и полагающейся с ней стипендии.
 
Тогда же, в [[1891]] году Карл Шмидт успешно выдержал выпускные экзамены и должен был получить большую золотую медаль. Однако из-за скандала, связанного с учебными реформами вице-президента [[Императорская Академия художеств|Академии художеств]] И. И. Толстого, Шмидт остался без медали и полагающейся с ней стипендии.
Строка 30: Строка 30:
 
К 1907 году относится постройка [[Гимназия Э. П. Шаффе|женской гимназии Шаффе]] в стиле «рационального модерна». В ее суровом лаконизме прослеживаются черты назревающего конструктивизма.
 
К 1907 году относится постройка [[Гимназия Э. П. Шаффе|женской гимназии Шаффе]] в стиле «рационального модерна». В ее суровом лаконизме прослеживаются черты назревающего конструктивизма.
  
В 1912 году Шмидт строит доходный дом Кёнига. В его деталях угадываются неоклассические черты — своеобразная дань моде, но, в целом, в этом произведении прослеживается модерн. Это массивное здание - одна из последних больших построек Шмидта.
+
В [[1912]] году К.К. Шмидт строит доходный дом Кёнига. В его деталях угадываются неоклассические черты — своеобразная дань моде, но, в целом, в этом произведении прослеживается модерн. Это массивное здание - одна из последних больших построек К.К. Шмидта.
  
 
В 1911—1914 гг. в Царском Селе по проекту К.К. Шмидта строится дворец княгини Ольги Палей. До наших дней это неоклассическое произведение в духе французских дворцов дошло в сильно измененном виде.
 
В 1911—1914 гг. в Царском Селе по проекту К.К. Шмидта строится дворец княгини Ольги Палей. До наших дней это неоклассическое произведение в духе французских дворцов дошло в сильно измененном виде.
Строка 49: Строка 49:
 
* Производственные сооружения механического завода «Новый Лесснер», [[1898]], Выборгская наб., 47, двор / ул. Александра Матросова, 1, двор.
 
* Производственные сооружения механического завода «Новый Лесснер», [[1898]], Выборгская наб., 47, двор / ул. Александра Матросова, 1, двор.
 
* Производственное здание товарищества Невской ниточной мануфактуры, [[1898]]—[[1899]], Выборгская наб., 19
 
* Производственное здание товарищества Невской ниточной мануфактуры, [[1898]]—[[1899]], Выборгская наб., 19
* Комплекс зданий телефонного завода (Красная Заря) русского акционерного общества «Л. М. Эриксон и Ко», [[1899]], 1910—1913, Большой Сампсониевский пр., 60 / Гельсингфорская ул., 2.
+
* Комплекс зданий телефонного завода (Красная Заря) русского акционерного общества «Л. М. Эриксон и Ко», [[1899]], 1910—[[1913]], Большой Сампсониевский пр., 60 / Гельсингфорская ул., 2.
 
* Здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже, [[1899]]—[[1900]], Большая Морская ул., 24. (памятник архитектуры регион. значения)
 
* Здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже, [[1899]]—[[1900]], Большая Морская ул., 24. (памятник архитектуры регион. значения)
* Производственное здание Товарищества Невской ниточной мануфактуры, 1900, Лифляндская ул., 3, двор.
+
* Производственное здание Товарищества Невской ниточной мануфактуры, [[1900]], Лифляндская ул., 3, двор.
 
* Особняк и контора П. П. Форостовского, [[1900]]—1901, 4-я линия  Васильевского острова, 9. (Памятник архитектуры федер. значения)
 
* Особняк и контора П. П. Форостовского, [[1900]]—1901, 4-я линия  Васильевского острова, 9. (Памятник архитектуры федер. значения)
 
* Собственная вилла в Павловске, [[1900]]—1904, 2-я Краснофлотская ул., 7.
 
* Собственная вилла в Павловске, [[1900]]—1904, 2-я Краснофлотская ул., 7.
Строка 60: Строка 60:
 
* Новое здание для женской гимназии Э. П. Шаффе, 1907, 5-я линия  Васильевского острова, 16.
 
* Новое здание для женской гимназии Э. П. Шаффе, 1907, 5-я линия  Васильевского острова, 16.
 
* Электростанция в Павловске, 1911, Парк Мариенталь.
 
* Электростанция в Павловске, 1911, Парк Мариенталь.
* Доходный дом Л. Л. Кёнига, 1911—1912, Кронверкский пр., 77 / ул. Блохина, 2.
+
* Доходный дом Л. Л. Кёнига, 1911—[[1912]], Кронверкский пр., 77 / ул. Блохина, 2.
 
* Дворец княгини Ольги Палей и великого князя Павла Александровича в Царском Селе (Пушкин), 1911—1914, Советский пер., 3. Перестроен.
 
* Дворец княгини Ольги Палей и великого князя Павла Александровича в Царском Селе (Пушкин), 1911—1914, Советский пер., 3. Перестроен.
* Павильон [[Росси, Карл Иванович|Росси]] в Павловске. По проекту архитектора [[Росси, Карл Иванович|К. И. Росси]] (1816), совместно со скульптором В. А. Беклемишевым, 1913.
+
* Павильон [[Росси, Карл Иванович|Росси]] в Павловске. По проекту архитектора [[Росси, Карл Иванович|К. И. Росси]] (1816), совместно со скульптором В. А. Беклемишевым, [[1913]].
  
 
=== В других местах ===
 
=== В других местах ===
 
* Казармы Рождественской мануфактуры П. В. Берга, 1901—[[1905]], Тверь. Ул. Спартака, 43, 44, 45.
 
* Казармы Рождественской мануфактуры П. В. Берга, 1901—[[1905]], Тверь. Ул. Спартака, 43, 44, 45.
 
* Перестройка имения Буксгевден (усадебный дом Э. Г. Кирштена), [[1905]], Эстония,  Кадрина волость, деревня Неерути.
 
* Перестройка имения Буксгевден (усадебный дом Э. Г. Кирштена), [[1905]], Эстония,  Кадрина волость, деревня Неерути.
* Перестройка в камне усадебного дома графа С. А. Строганова в Волышове. (бывшее деревянное здание построено по проекту М. А. Макарова в 1870 г.), 1911.
+
* Перестройка в камне усадебного дома графа С. А. Строганова в Волышове. (бывшее деревянное здание построено по проекту М. А. Макарова в [[1870]] г.), 1911.
  
 
== Галерея ==
 
== Галерея ==

Версия 19:52, 20 января 2014

Карл Карлович Шмидт (1866 — 1945)- российский архитектор, последователь стиля "раннего модерна".

Карл Карлович Шмидт (9(21) декабря 1866, Санкт-Петербург — 8 августа 1945, Магдебург) — российский архитектор немецкого происхождения, филателист. Представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна.

Содержание

Биография

Детство и годы учебы

Карл Шмидт родился 21 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге, в семье русских немцев Карла Фридриха и Ольги Елены Шмидт. Его отец родился в Германии и приехал в Россию в поисках работы инженера незадолго до рождения сына.

Карл учился в немецкой гимназии Петришуле с 1877 по 1886 год, когда по совету школьного товарища Вильгельма Шёне (также будущего архитектора) начал посещать курсы в Училище барона А.Л. Штиглица. Там он увлекся рисованием и решил стать архитектором.

В 1887 году, после успешного окончания Петришуле, Карл Шмидт поступает в петербургскую Академию художеств. Здесь он добился внимания со стороны педагогов, получив за свои работы несколько малых золотых и серебряных медалей. Строительный сезон 1890/1891гг. Шмидт провел на практике в Москве у профессора А. Н. Померанцева. Юный Карл Шмидт вместе с другими студентами выполнял чертежи и другую мелкую работу для проекта Главного универсального магазина (Верхних торговых рядов ГУМа).

Тогда же, в 1891 году Карл Шмидт успешно выдержал выпускные экзамены и должен был получить большую золотую медаль. Однако из-за скандала, связанного с учебными реформами вице-президента Академии художеств И. И. Толстого, Шмидт остался без медали и полагающейся с ней стипендии.

В 1894 году Шмидт посещает Италию, Германию, Францию, Англию, где изучает местную архитектуру.

Работа

В 1895 году Карл Шмидт устраивается в архитектурное бюро А.Н. Померанцева. Уже к 1896 году относятся первые самостоятельные постройки молодого архитектора, а в 1897 году Шмидт уходит от Померанцева и решает работать самостоятельно.

В ноябре 1897 года Карл Шмидт обвенчался в Твери с Эрикой Иоганзен. Тогда же Шмидту предлагают заняться крупным проектом — постройкой Александринского женского приюта в Петербурге. Большое нарядное здание, облицованное желтым и красным кирпичом, было закончено в 1899 году. Оно представляет собой произведение поздней эклектики, соединяющее «кирпичный стиль» и элементы неоготики. В том же духе и в это же время К.К. Шмидт возводит особняк Тиса.

В 1899 году Шмидт строит здание для фирмы Карла Фаберже в центре города. Фасад облицован полированным и «грубым» гранитом и также носит готические черты. Интерьеры более близки стилю модерн. Знаменитый ювелир Карл Фаберже приходился архитектору двоюродным дядей. Впоследствии К.К. Шмидт построил для Фаберже дачу в поселке Левашово (не сохранилась). Шмидт поддерживал дружеские отношения с сыном Карла Фаберже — Агафоном, коллекционером и филателистом.

Особняк П. П. Форостовского на 4-й линии В. О., 9

В 1901 году К.К. Шмидт строит особняк и контору П. П. Форостовского — одно из самых удачных своих произведений. Двухэтажный особняк с асимметричным планом уже относится к раннему, несколько сдержанному модерну. Особое внимание здесь, как и в других своих постройках, Шмидт уделяет качеству материала и деталям.

В 1899 году К.К. Шмидт переехал в Павловск. Здесь он в 1902-1904 гг. возводит собственную дачу в «англо-саксонском стиле».

К 1907 году относится постройка женской гимназии Шаффе в стиле «рационального модерна». В ее суровом лаконизме прослеживаются черты назревающего конструктивизма.

В 1912 году К.К. Шмидт строит доходный дом Кёнига. В его деталях угадываются неоклассические черты — своеобразная дань моде, но, в целом, в этом произведении прослеживается модерн. Это массивное здание - одна из последних больших построек К.К. Шмидта.

В 1911—1914 гг. в Царском Селе по проекту К.К. Шмидта строится дворец княгини Ольги Палей. До наших дней это неоклассическое произведение в духе французских дворцов дошло в сильно измененном виде.

Жизнь в Германии

Связанные с Первой мировой войной антигерманские настроения вынуждали семейство Шмидтов думать о переезде на историческую родину. Осенью 1918 года Шмидты покинули Россию. В Германии К.К. Шмидт сменил много рабочих мест, но к архитектурной деятельности вернуться уже не смог.

Здесь он смог завершить работу над своим каталогом марок земской почты (так называемый «Большой Шмидт»). В 1933 году Карл Карлович передал свою коллекцию русских марок в Берлинский почтовый музей.

Скончался Карл Карлович Шмидт 8 августа 1945 года вблизи Магдебурга.

Постройки

В Санкт-Петербурге

  • Особняк В. В. Тиса, 18971898, Съезжинская ул., 3.
  • Здание Александринского женского приюта, 18971899, Большой пр. Васильевского острова, 49-51
  • Готический павильон во дворе особняка А. Ф. Кельха при перестройке особняка В.И. Чагиным и В.И. Шёне (предположительно), 1897.
  • Производственные сооружения механического завода «Новый Лесснер», 1898, Выборгская наб., 47, двор / ул. Александра Матросова, 1, двор.
  • Производственное здание товарищества Невской ниточной мануфактуры, 18981899, Выборгская наб., 19
  • Комплекс зданий телефонного завода (Красная Заря) русского акционерного общества «Л. М. Эриксон и Ко», 1899, 1910—1913, Большой Сампсониевский пр., 60 / Гельсингфорская ул., 2.
  • Здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже, 18991900, Большая Морская ул., 24. (памятник архитектуры регион. значения)
  • Производственное здание Товарищества Невской ниточной мануфактуры, 1900, Лифляндская ул., 3, двор.
  • Особняк и контора П. П. Форостовского, 1900—1901, 4-я линия Васильевского острова, 9. (Памятник архитектуры федер. значения)
  • Собственная вилла в Павловске, 1900—1904, 2-я Краснофлотская ул., 7.
  • Доходный дом К. К. Шмидта, 1901—1902, Херсонская ул., 13 / Перекупной пер., 12. (Памятник архитектуры регион. значения)
  • Доходный дом Г. А. Шульце, 1901—1902, Ул. Куйбышева, 22. (Памятник архитектуры регион. значения)
  • Доходный дом С. С. Ленца, 1902, 13-я линия Васильевского острова, 16.
  • Особняк А. П. Букналл, 1903, Лахтинская ул., 5 (Сохранилась только ограда с воротами).
  • Новое здание для женской гимназии Э. П. Шаффе, 1907, 5-я линия Васильевского острова, 16.
  • Электростанция в Павловске, 1911, Парк Мариенталь.
  • Доходный дом Л. Л. Кёнига, 1911—1912, Кронверкский пр., 77 / ул. Блохина, 2.
  • Дворец княгини Ольги Палей и великого князя Павла Александровича в Царском Селе (Пушкин), 1911—1914, Советский пер., 3. Перестроен.
  • Павильон Росси в Павловске. По проекту архитектора К. И. Росси (1816), совместно со скульптором В. А. Беклемишевым, 1913.

В других местах

  • Казармы Рождественской мануфактуры П. В. Берга, 1901—1905, Тверь. Ул. Спартака, 43, 44, 45.
  • Перестройка имения Буксгевден (усадебный дом Э. Г. Кирштена), 1905, Эстония, Кадрина волость, деревня Неерути.
  • Перестройка в камне усадебного дома графа С. А. Строганова в Волышове. (бывшее деревянное здание построено по проекту М. А. Макарова в 1870 г.), 1911.

Галерея

Литература

  • Э. Фогт, Б. М. Кириков. Архитектор Карл Шмидт: Жизнь и творчество. — СПб.: Издательский дом «Коло», 2011. — 272 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-901841-81-5;
  • Voigt E., Heidebrecht H. Carl Schmidt. Ein Architekt in St. Petersburg. 1866—1945. — Augsburg, 2007.;
  • Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. — 2-е изд. — СПб.: Издательский дом «Коло». — 384 с.;
  • Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века. Справочник. Сост.: А. М. Гинзбург, Б. М. Кириков. СПб.: «Пилигрим», 1996.

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле