Шенк, Пётр Петрович

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск

Пётр Петрович Шенк (23 феыраля 1870, Стрельна — 18 июля 1915) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.

Содержание

Биография

П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был при рождении крещен в православную веру. Был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.

Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. Младенец был помещен в приют, но вскоре усыновлен Директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком.

Году учебы

Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он, с семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделении Петришуле, которое закончил в 1887 году, получив блестящее общее образование.

По совету Антона Рубинштейна П.Шенк продолжил обучение в Консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году.

Творчество композитора

В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор, тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.

С 1891 года П. Шнкк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, иак и произведения других авторов.

В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская, в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.

В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой.

В своих многочисленных произведениях Шенк выступал как последователькомпозиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, неотличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство. В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве:

«Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны
песенная мягкость и нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая
созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк
никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда стараетсяодухотворить её глубиною мысли и
образностью содержания. Он – художник-мыслитель и оттого всё его творчество носит отпечаток
благороднойвозвышенности».

Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам, так его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому(1853-1917).

П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка), Карельский перешеек и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище.

Семья

Произведения

Оперы (все — в Мариинском театре)

  • 1904 — «Последнее свидание»
  • 1906 — «Актея»
  • 1913 — «Чудо роз» («Дочь иных веков»)
  • 1914 — «Победа»

Балеты (в Мариинском театре)

  • 1896 — «Синяя борода»

Оперетты

  • 1896 — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург)
  • 1902 — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков)

Музыка к спектаклям Михайловского театра.

Источник

  • Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле