Шенк, Пётр Петрович
м (→Году учебы) |
WKnovich (обсуждение | вклад) |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был крещен при рождении в православную веру. Он был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей. | П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был крещен при рождении в православную веру. Он был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей. | ||
− | Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. | + | Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. Мальчик был помещен в приют, но вскоре усыновлен директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком. |
− | == | + | == Годы учебы == |
Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он, в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. | Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он, в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. | ||
− | Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное | + | Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделение [[Петришуле]], которое закончил в 1887 году, получив солидное общее образование. |
− | По совету Антона Рубинштейна П.Шенк продолжил обучение в | + | По совету Антона Рубинштейна П. Шенк продолжил обучение в консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году. |
== Творчество композитора == | == Творчество композитора == | ||
− | В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор | + | В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор; тогда было исполнено его «Andante» для оркестра. |
− | С 1891 года П. | + | С 1891 года П. Шенк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, так и произведения других авторов. |
В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская, в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская. | В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская, в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская. | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой. | В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой. | ||
− | В своих многочисленных произведениях Шенк выступал как | + | В своих многочисленных произведениях Шенк выступал как последователь композиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, не отличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство. |
В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве: | В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве: | ||
«Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны | «Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны | ||
− | песенная мягкость | + | песенная мягкость, нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая |
созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк | созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк | ||
− | никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда | + | никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда старается одухотворить её глубиною мысли и |
− | образностью содержания. Он – художник-мыслитель и оттого всё его творчество носит отпечаток | + | образностью содержания. Он – художник-мыслитель, и оттого всё его творчество носит отпечаток |
− | + | благородной возвышенности». | |
− | Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам | + | Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам: так, его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому (1853-1917). |
− | П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. | + | П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах: «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. |
− | По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) | + | По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) на Карельском перешейке и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище. |
== Семья == | == Семья == | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
* 1899 «Актея» - опера | * 1899 «Актея» - опера | ||
* 1902 «Последнее свидание» - опера | * 1902 «Последнее свидание» - опера | ||
− | * 1913 «Чудо роз» («Дочь иных веков»)- опера | + | * 1913 «Чудо роз» («Дочь иных веков») - опера |
* 1914 «Победа» - опера | * 1914 «Победа» - опера | ||
Строка 60: | Строка 60: | ||
* "Ифигения-жертва" (Михайловский театр) | * "Ифигения-жертва" (Михайловский театр) | ||
* "Эринии" (Михайловвский театр) | * "Эринии" (Михайловвский театр) | ||
− | Кроме этого им были написаны 4 симфонии, сюита, симфонические | + | Кроме этого им были написаны 4 симфонии, сюита, симфонические фантазии, поэмы, сонаты для фортепиано, 11 хоров, кантаты и более 30 романсов. Большинство романсов написано на слова «К.Р.» - Великого князя Константина Константиновича Романова. |
== Источник == | == Источник == | ||
* Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия. | * Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия. | ||
* "Verzeichnis der Schűler und Schűlerinnen der Schulen zu St.Petri 1862 – 1912", von Hermann Held. St.Petersburg. 1913; | * "Verzeichnis der Schűler und Schűlerinnen der Schulen zu St.Petri 1862 – 1912", von Hermann Held. St.Petersburg. 1913; | ||
− | * "Забытые имена Петришуле: композитор Петр Петрович Шенк", реферат, шк. №222, Павел Батоцыренов; | + | * "Забытые имена [[Петришуле]]: композитор Петр Петрович Шенк", реферат, шк. №222, Павел Батоцыренов; |
* Журнал«Нива», 1913 год; | * Журнал«Нива», 1913 год; | ||
* Семейный архив Сергеевой Клавдии Николаевны; | * Семейный архив Сергеевой Клавдии Николаевны; |
Версия 07:50, 17 декабря 2012
Пётр Петрович Шенк (23 февраля 1870, Стрельна — 18 июля 1915) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.
Содержание |
Биография
П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был крещен при рождении в православную веру. Он был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.
Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. Мальчик был помещен в приют, но вскоре усыновлен директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком.
Годы учебы
Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он, в семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделение Петришуле, которое закончил в 1887 году, получив солидное общее образование.
По совету Антона Рубинштейна П. Шенк продолжил обучение в консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году.
Творчество композитора
В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор; тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.
С 1891 года П. Шенк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, так и произведения других авторов.
В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская, в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.
В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой.
В своих многочисленных произведениях Шенк выступал как последователь композиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, не отличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство.
В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве:
«Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны песенная мягкость, нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда старается одухотворить её глубиною мысли и образностью содержания. Он – художник-мыслитель, и оттого всё его творчество носит отпечаток благородной возвышенности».
Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам: так, его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому (1853-1917).
П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах: «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка) на Карельском перешейке и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище.
Семья
Произведения
Императорский Мариинский театр
- 1893 "Сила любви" - опера
- 1896 «Синяя борода» - балет
- 1899 "Саланга" - балет
- 1899 «Актея» - опера
- 1902 «Последнее свидание» - опера
- 1913 «Чудо роз» («Дочь иных веков») - опера
- 1914 «Победа» - опера
Оперетты
- 1896 — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург)
- 1902 — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков)
Спектакли
- "Ифигения-жертва" (Михайловский театр)
- "Эринии" (Михайловвский театр)
Кроме этого им были написаны 4 симфонии, сюита, симфонические фантазии, поэмы, сонаты для фортепиано, 11 хоров, кантаты и более 30 романсов. Большинство романсов написано на слова «К.Р.» - Великого князя Константина Константиновича Романова.
Источник
- Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.
- "Verzeichnis der Schűler und Schűlerinnen der Schulen zu St.Petri 1862 – 1912", von Hermann Held. St.Petersburg. 1913;
- "Забытые имена Петришуле: композитор Петр Петрович Шенк", реферат, шк. №222, Павел Батоцыренов;
- Журнал«Нива», 1913 год;
- Семейный архив Сергеевой Клавдии Николаевны;
- Семейный архив Григорьева Эрнеста Федоровича;
- Семейный архив Сергеева Рюрика Ростиславовича;
- РНБ, Нотный отдел;
- Музыкальная филармоническая библиотека;
- Музей музыкального и театрального искусства, Санкт-Петербург