Шенк, Пётр Петрович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м (Биография)
Строка 3: Строка 3:
 
== Биография ==
 
== Биография ==
  
Родился в Стрельне 23 февраля 1970. Был записан в метрических книгах как Петров, Пётр Петрович и крещен в православную веру. Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского  театра Анна Васильевна Кузнецова. Младенец был отдан в приют, но вскоре усыновлен Директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком. Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери, затем учился в Главном немецком училище  в [[Петербургская консерватория|Петербургской консерватории]], которую окончил сперва как пианист ([[1887]], класс [[Гольдштейн, Эдуард Юльевич|Эдуарда Гольдштейна]]), а затем и как теоретик ([[1891]]], класс [[Соловьёв, Николай Феопемптович|Николая Соловьёва]]). Автор [[опера|опер]], [[балет]]ов, [[оперетта|оперетт]]. Многие из которых ставились в [[Мариинский театр|Мариинском театре]]. С 1901 служил в «Дирекции императорских театров»
+
П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был при рождении крещен в православную веру. Был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.  
 +
 
 +
Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского  театра Анна Васильевна Кузнецова. Младенец был помещен в приют, но вскоре усыновлен Директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком.  
 +
 
 +
== Году учебы ==
 +
Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он, с семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна.
 +
Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделении Петришуле, которое закончил в 1887 году, получив блестящее общее образование.
 +
 
 +
По совету Антона Рубинштейна П.Шенк продолжил обучение в Консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году.  
 +
 
 +
== Творчество композитора ==
 +
В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор, тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.
 +
 
 +
С 1891 года П. Шнкк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, иак и произведения других авторов.
 +
 
 +
В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят  публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская, в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.
 +
 
 +
В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал  центральной библиотекой.
 +
 
 +
В своих многочисленных  произведениях Шенк выступал как последователькомпозиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, неотличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство.
 +
В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где  автор так отзывается о его творчестве:
 +
«Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны
 +
песенная мягкость и нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая
 +
созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк
 +
никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда стараетсяодухотворить её глубиною мысли и
 +
образностью содержания. Он – художник-мыслитель и оттого всё его творчество носит отпечаток
 +
благороднойвозвышенности».
 +
 
 +
Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам, так его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому(1853-1917).
 +
 
 +
П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других.
 +
По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка), Карельский перешеек и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище.
 +
== Семья ==
  
 
== Произведения ==
 
== Произведения ==

Версия 00:02, 23 октября 2012

Пётр Петрович Шенк (23 феыраля 1870, Стрельна — 18 июля 1915) — российский театральный композитор, дирижёр и музыкальный критик.

Содержание

Биография

П. Шенк родился в Стрельне 23 февраля 1870 года и был при рождении крещен в православную веру. Был записан в метрических книгах как "Петров, Пётр Петрович". Такие имена давались младенцам, не имевшим законных родителей.

Существует версия, что матерью младенца была балерина Императорского Мариинского театра Анна Васильевна Кузнецова. Младенец был помещен в приют, но вскоре усыновлен Директором экипажного заведения Императорских театров г-ном Шенком.

Году учебы

Первые уроки музыки П. Шенк получил у своей приемной матери. Мальчик был музыкально одарен, и по совету Теодора Лешетицкого (1830-1915), пианиста-виртуоза, педагога, он, с семилетнем возрасте стал заниматься в консерватории, которую окончил в 1887 году по классу фортепиано у профессора Эдуарда Гольдштейна. Параллельно с обучением в консерватории, Пётр Шенк поступил на реальное отделении Петришуле, которое закончил в 1887 году, получив блестящее общее образование.

По совету Антона Рубинштейна П.Шенк продолжил обучение в Консерватории у профессора Николая Соловьева (1846-1916) и закончил курс теории музыки в 1891 году.

Творчество композитора

В 1890 году П. Шенк блестяще дебютировал на общедоступном концерте как композитор, тогда было исполнено его «Andante» для оркестра.

С 1891 года П. Шнкк выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполняя как свои, иак и произведения других авторов.

В 1892 году Пётр Шенк написал балет «Синяя борода» в трёх действиях, семи картинах. Балет был поставлен в 1896 году Мариусом Петипа в Мариинском театре и с успехом принят публикой. Главную партию Венеры исполняла Матильда Кшесинская, в балете участвовали прославленные в то время Кирилл Кяшт и Ольга Покровская.

В 1901 году П. Шенк возглавил репертуарный отдел Императорских театров и заведовал центральной библиотекой.

В своих многочисленных произведениях Шенк выступал как последователькомпозиторов русской школы. Его сочинения, по мнению большинства критиков, неотличающиеся самобытностью, обнаруживали незаурядное техническое мастерство. В журнале «Нива» за 1913 год мы можем прочесть статью о Петре Петровиче Шенке, где автор так отзывается о его творчестве:

«Как композитор, П. Шенк – представитель лирического направления в музыке. Ему свойственны
песенная мягкость и нежность интонаций и красивый мелодический стиль. Задумчивая
созерцательность, лирическая грусть и особая идейная философичность отличают его музыку. Шенк
никогда не пишет музыку ради музыки, он всегда стараетсяодухотворить её глубиною мысли и
образностью содержания. Он – художник-мыслитель и оттого всё его творчество носит отпечаток
благороднойвозвышенности».

Свои произведения П. Шенк часто посвящал музыкантам, так его симфоническая сюита посвящена музыканту, меценату графу Александру Дмитриевичу Шереметьеву (1859-1931), а симфоническая фантазия для оркестра и голоса «Призраки» (по Тургеневу) посвящена выдающемуся пианисту, основателю Московской филармонии Петру Адамовичу Шостаковскому(1853-1917).

П. Шенк также сотрудничал в качестве музыкального критика в столичных журналах «Музыкально-театральный современник», «Театр и искусство», «Звезда» и других. По инициативе Петра Петровича Шенка было основано «Общество русских композиторов», которое он возглавлял до самой своей смерти в 1915 году. П. Шенк скончался в возрасте 45 лет в поселке Каук-Ярви (совр. Каменка), Карельский перешеек и был похоронен на местном (Бобочинском) кладбище.

Семья

Произведения

Оперы (все — в Мариинском театре)

  • 1904 — «Последнее свидание»
  • 1906 — «Актея»
  • 1913 — «Чудо роз» («Дочь иных веков»)
  • 1914 — «Победа»

Балеты (в Мариинском театре)

  • 1896 — «Синяя борода»

Оперетты

  • 1896 — «Горячая кровь» (Театр Неметти, Петербург)
  • 1902 — «Сон Илоны» (Театр коммерческого клуба, Харьков)

Музыка к спектаклям Михайловского театра.

Источник

  • Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.

Шаблон:Composer-stub

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле