Шарлемань, Иосиф Иосифович
м (ссылка на Викисклад перенесена на ВП:Викиданные (Q3184340)) |
м |
||
(не показаны 15 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | [[Файл:Josif2.jpg|thumb|300px|Михайловский дворец XIX век. Литография с акварели И. Шарлеманя ]] | |
− | + | '''Иосиф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Joseph Charlemagne''; 1 апреля [[1824]], [[Санкт-Петербург]] — 26 апреля [[1870]], там же) — российский архитектор и художник, академик архитектуры ([[1857]]). | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | '''Иосиф Иосифович Шарлемань''' ('' | + | |
− | + | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | [[ | + | Родился в [[Петербург]]е, в семье известного архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]-[[1861]]). Учился вместе с братом Адольфом Ш. в известной [[Петришуле|немецкой школе Св. Петра]] с [[1838]] по [[1842]] год и в [[АХ|Императорской Академии Художеств]] ([[1842]]-[[1846]]) в архитектурном классе академика А. П. Брюллова. Окончил полный курс 27 сентября [[1846]] года и выпущен из [[Императорская Академия художеств|академии]] со званием "свободного художника". |
− | Учился в известной [[Петришуле|немецкой школе Св. Петра]] с [[1838]] | + | |
− | + | В [[1848]] году поступил на службу в придворное ведомство и начал свою архитектурную деятельность в качестве неклассного архитекторского помощника у архитектора Н. Е. Ефимова при постройке Нового [[Эрмитаж]]а. Здесь он проработал более 3-х лет, до 11 июля [[1851]] года. За труды по составлению чертежей Нового [[Эрмитаж]]а он получил свой первый классный чин 6 декабря [[1850]]. | |
− | [[ | + | |
− | + | ||
− | + | Затем, последовательно, он был помощником у архитектора О. Монферрана и принимал участие в чертёжных работах при сооружении памятника [[Николай I|Николаю I]]. Работал также в мастерской [[Бенуа, Николай Леонтьевич|Н.Л. Бенуа]]. Но при этом строительных работ он не производил, занимаясь лишь составлением смет и чертежей сооружений. Такого же характера была его и частная деятельность: поручая наблюдения за постройкой другим архитекторам, он брал на себя заказы, связанные исключительно с составлением проектов и чертежей. За один из таких проектов - дачи на Петергофском шоссе великого князя Михаила Николаевича - он был удостоен в [[1857]] году звания академика архитектуры. | |
− | + | Своей известностью И.И. Шарлемань обязан не столько архитектурным проектам, сколько, в большей степени, своим акварельным рисункам. Его аллегорические и орнаментальные акварели в свое время пользовались большим успехом, и часто И.И. Шарлемань имел больше заказов, чем возможности их осуществить. Заказы на его картины и акварели поступали как от русских меценатов, так и особ царской фамилии. | |
− | + | ||
− | + | Известно, что во время своего пребывания за границей в [[1860]] году он исполнил целую серию акварельных рисунков видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и великого князя Михаила Николаевича. По его совместному с братом [[Шарлемань, Адольф Иосифович|Адольфом Иосифовичем]] замыслу, в конце [[1852]] года было создано небольшое сообщество российских художников и любителей; вечерами члены сообщества стали собираться по очереди друг у друга и в своем кругу заниматься рисованием. С течением времени эти собрания постепенно сложились в так называемые «акварельные пятницы». | |
− | * Дело арх. Имп. Акад. Худ. за | + | |
− | * П. | + | И.И. Шарлемань умер после продолжительной и тяжёлой болезни в [[Санкт-Петербург]]е в апреле [[1870]] года и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоился его отец. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий. |
− | * Отчеты Имп. Акад. Худ. за | + | |
− | * Дело архива Мин. Имп. Двора по описи | + | == Источники == |
− | * «Иллюстрированная Газета», 1870, | + | * Архив [[Петришуле]]: фонд 18; |
− | * Воспоминания об Акад. Худ. в | + | * РБСП: Дело арх. [[АХ|Имп. Акад. Худ.]] за [[1846]] г., № 1; |
+ | * П. П. Петров, «Сборник материалов для истории [[АХ|Имп. Акад. Худ.]]», ч. III, {{СПб.}}, [[1864]]; | ||
+ | * РБСП: Отчеты [[АХ|Имп. Акад. Худ.]] за [[1856]]—[[1857]] гг. п. за [[1859]]—[[1870]] гг.; | ||
+ | * РБСП: Дело архива Мин. Имп. Двора по описи 501 — № 252; | ||
+ | * РБСП: «Иллюстрированная Газета», [[1870]], № 19; | ||
+ | * РБСП: Воспоминания об [[АХ|Акад. Худ.]] в [[1859]]—[[1864]] гг., «Русская Старина», [[1880]], 10. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
+ | *[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8C,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Википедия: Шарлемань, Иосиф Иванович]; | ||
+ | * [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/118441/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8C Большая биографическая энциклопедия. (Половцов)]. | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Все статьи]] |
− | [[Категория:Архитекторы | + | [[Категория:Архитекторы]] |
− | [[Категория: | + | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
− | [[Категория:Художники | + | [[Категория:Художники]] |
+ | [[Категория:Династии Петришуле]] | ||
+ | [[Категория:Шарлемани-Боде]] | ||
[[Категория:Ученики Петришуле]] | [[Категория:Ученики Петришуле]] | ||
− | [[Категория:Выпускники | + | [[Категория:Выпускники Академии Художеств]] |
− | [[Категория: | + | [[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]] |
− | + |
Версия 00:23, 15 февраля 2020
Иосиф Иосифович Шарлемань (нем. Joseph Charlemagne; 1 апреля 1824, Санкт-Петербург — 26 апреля 1870, там же) — российский архитектор и художник, академик архитектуры (1857).
Биография
Родился в Петербурге, в семье известного архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782-1861). Учился вместе с братом Адольфом Ш. в известной немецкой школе Св. Петра с 1838 по 1842 год и в Императорской Академии Художеств (1842-1846) в архитектурном классе академика А. П. Брюллова. Окончил полный курс 27 сентября 1846 года и выпущен из академии со званием "свободного художника".
В 1848 году поступил на службу в придворное ведомство и начал свою архитектурную деятельность в качестве неклассного архитекторского помощника у архитектора Н. Е. Ефимова при постройке Нового Эрмитажа. Здесь он проработал более 3-х лет, до 11 июля 1851 года. За труды по составлению чертежей Нового Эрмитажа он получил свой первый классный чин 6 декабря 1850.
Затем, последовательно, он был помощником у архитектора О. Монферрана и принимал участие в чертёжных работах при сооружении памятника Николаю I. Работал также в мастерской Н.Л. Бенуа. Но при этом строительных работ он не производил, занимаясь лишь составлением смет и чертежей сооружений. Такого же характера была его и частная деятельность: поручая наблюдения за постройкой другим архитекторам, он брал на себя заказы, связанные исключительно с составлением проектов и чертежей. За один из таких проектов - дачи на Петергофском шоссе великого князя Михаила Николаевича - он был удостоен в 1857 году звания академика архитектуры.
Своей известностью И.И. Шарлемань обязан не столько архитектурным проектам, сколько, в большей степени, своим акварельным рисункам. Его аллегорические и орнаментальные акварели в свое время пользовались большим успехом, и часто И.И. Шарлемань имел больше заказов, чем возможности их осуществить. Заказы на его картины и акварели поступали как от русских меценатов, так и особ царской фамилии.
Известно, что во время своего пребывания за границей в 1860 году он исполнил целую серию акварельных рисунков видов Германии для великой княгини Ольги Фёдоровны и великого князя Михаила Николаевича. По его совместному с братом Адольфом Иосифовичем замыслу, в конце 1852 года было создано небольшое сообщество российских художников и любителей; вечерами члены сообщества стали собираться по очереди друг у друга и в своем кругу заниматься рисованием. С течением времени эти собрания постепенно сложились в так называемые «акварельные пятницы».
И.И. Шарлемань умер после продолжительной и тяжёлой болезни в Санкт-Петербурге в апреле 1870 года и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоился его отец. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
Источники
- Архив Петришуле: фонд 18;
- РБСП: Дело арх. Имп. Акад. Худ. за 1846 г., № 1;
- П. П. Петров, «Сборник материалов для истории Имп. Акад. Худ.», ч. III, СПб., 1864;
- РБСП: Отчеты Имп. Акад. Худ. за 1856—1857 гг. п. за 1859—1870 гг.;
- РБСП: Дело архива Мин. Имп. Двора по описи 501 — № 252;
- РБСП: «Иллюстрированная Газета», 1870, № 19;
- РБСП: Воспоминания об Акад. Худ. в 1859—1864 гг., «Русская Старина», 1880, 10.