Шарлемань, Адольф Иосифович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Suvorov Gotthard.jpg|мини|300пкс|справа|«Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября [[1799]] года», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]]
+
[[Файл:Suvorov Gotthard.jpg|мини|300пкс|справа|«Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября [[1799]] года», [[1855]], холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]]
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; 1826, [[Петербург]] — 1901, [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии художеств]].
+
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; [[1826]], [[Петербург]] — [[1901]], [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии художеств]].
  
 
== Биография и творчество ==
 
== Биография и творчество ==
А. И. Шарлемань - сын архитектора, воспитанника [[АХ|Императорской Академии художеств]] Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—1861), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]]—1789), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]].
+
А. И. Шарлемань - сын архитектора, воспитанника [[АХ|Императорской Академии художеств]] Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—[[1861]]), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]]—[[1789]]), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]].
  
А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] (1841-1848), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
+
А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] ([[1841]]-[[1848]]), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В [[1848]] году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
  
 
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]:
 
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]:
* Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
+
* Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» ([[1852]]);
* Большую  серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
+
* Большую  серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» ([[1853]]);
* Малую золотую медаль  - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
+
* Малую золотую медаль  - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании [[1848]] года» ([[1854]]);
* Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).
+
* Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» ([[1855]]).
  
Закончив [[АХ|Академию]] в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.
+
Закончив [[АХ|Академию]] в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В [[1855]] году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в [[1859]] году звание академика.
  
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам.  Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в 1861 году.
+
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам.  Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в [[1861]] году.
  
 
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девы Марии при Выборгском римско-католическом кладбище.  
 
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девы Марии при Выборгском римско-католическом кладбище.  
  
В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е.
+
В [[1863]]-[[1865]] годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е.
  
 
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны  как "атласные" карты.
 
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны  как "атласные" карты.
  
В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]] и хранится в Государственном Эрмитаже.  
+
В [[1867]] году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]] и хранится в [[Эрмитаж|Государственном Эрмитаже]].  
  
 
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.  
 
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.  
  
С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств, и парадов для альбомов императора [[Александр II|Александра II]].  
+
С [[1871]] года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств, и парадов для альбомов императора [[Александр II|Александра II]].  
  
В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
+
В [[1873]] году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
  
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в [[Санкт-Петербург]]е. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
+
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в [[1901]] году в [[Санкт-Петербург]]е. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
  
 
== Живопись ==
 
== Живопись ==
[[Файл:Adolf22.jpg|мини|300пкс|справа|«Торжественный прием Суворова в Милане в [[1799]] году», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]]
+
[[Файл:Adolf22.jpg|мини|300пкс|справа|«Торжественный прием Суворова в Милане в [[1799]] году», [[1855]], холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]]
  
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
+
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль [[АХ|Академии художеств]] в [[1853]]);
* «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
+
* «Эпизод из венгерской кампании [[1848]] г.» (малая золотая медаль, [[1854]]);
* «Суворов в Швейцарском походе.  Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
+
* «Суворов в Швейцарском походе.  Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, [[1855]]);
* «Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году»;
+
* «Торжественный прием Суворова в Милане в [[1799]] году»;
* «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
+
* «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в [[1859]] году);
* «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
+
* «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, [[1867]]);
* «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» ;
+
* «[[Пётр I]] всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» ;
* «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).
+
* «[[Пётр I]] в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» ([[1884]]).
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
Строка 55: Строка 55:
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Художники]]
 
[[Категория:Художники]]
 +
[[Категория:Педагоги]]
 
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]]
 
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]

Версия 19:02, 25 февраля 2014

Файл:Suvorov Gotthard.jpg
«Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».

Адольф Иосифович Шарлемань (нем. Charleman-Bode; 1826, Петербург1901, Петербург) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии художеств.

Биография и творчество

А. И. Шарлемань - сын архитектора, воспитанника Императорской Академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя (17821861), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде (17341789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II.

А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841-1848), где учился вместе со своим братом И.И. Шарлеманем. В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.

За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от Академии Художеств:

  • Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
  • Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
  • Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
  • Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).

Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.

Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девы Марии при Выборгском римско-католическом кладбище.

В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.

В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты.

В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной и хранится в Государственном Эрмитаже.

В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.

С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств, и парадов для альбомов императора Александра II.

В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.

А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.

Живопись

«Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».
  • «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
  • «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
  • «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
  • «Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году»;
  • «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
  • «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
  • «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» ;
  • «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле