Шарлемань, Адольф Иосифович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 1: Строка 1:
 
+
[[Файл:Suvorov Gotthard.jpg|мини|300пкс|справа|«Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]]
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (Шарлемань-Боде; 1826—1901) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой "атласной колоды".
+
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; 1826, [[Петербург]] —1901, [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии Художеств]].
  
 
== Биография и творчество ==
 
== Биография и творчество ==
Строка 7: Строка 7:
 
Получил общее образование в Петришуле (1841-11848). В 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
 
Получил общее образование в Петришуле (1841-11848). В 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
  
За свои успехи в [[АХ|Академии]] А.И. Шарлемань получил следующие награды:
+
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]:
 
* Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
 
* Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
 
* Большую  серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
 
* Большую  серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
Строка 17: Строка 17:
 
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам.  Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в 1861 году.
 
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам.  Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в 1861 году.
  
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер кладбищенской церкви Посещения Девы Марии на Выборгской стороне.  
+
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девы Марии на Выборгском римско-католическом кладбище.  
  
В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
+
В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
  
В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]].  
+
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны  как "атласные" карты.
 +
 
 +
В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]] и хранится в Государственном Эрмитаже.  
  
 
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.  
 
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.  
Строка 28: Строка 30:
  
 
В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
 
В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
 +
 +
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
  
 
== Живопись ==
 
== Живопись ==
[[Файл:Suvorov Gotthard.jpg|мини|290пкс|справа|«Фельдмаршал [[Суворов, Александр Васильевич|Суворов]] на вершине [[Сен-Готард]]а 13 сентября 1799 года», 1855, холст, масло; [[Гатчина (музей-заповедник)|музей-заповедник «Гатчина»]].]]
+
[[Файл:Adolf22.jpg|мини|300пкс|справа|«Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».]]
Картины Шарлеманя, писанные [[Масляные краски|масляными красками]]:
+
 
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль [[Императорская Академия художеств|академии]], 1853);
+
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
 
* «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
 
* «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
* «Суворов на [[Швейцарский поход Суворова#Начало похода. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост|Сен-Готарде]]» (большая золотая медаль, 1855);
+
* «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
* «Торжественный прием Суворова в Милане»;
+
* «Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году»;
* «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (принесла звание академика в 1859 году);
+
* «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
* «Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора, 1867);
+
* «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
* «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (написанная за границей);
+
* «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» ;
* «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме [[Циклер, Иван Елисеевич|Циклера]]» (1884).
+
* «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* {{ВТ-ЭСБЕ|Шарлемань, Адольф Иосифович}}
+
* {{ЭСБЕ|Шарлемань, Адольф Иосифович}}
 
* [http://www.biografija.ru/biography/sharleman-bode-adolf-iosifovich.htm Биография] на сайте «Биография.ру»
 
* [http://www.biografija.ru/biography/sharleman-bode-adolf-iosifovich.htm Биография] на сайте «Биография.ру»
 
* [http://www.ukrcards.com.ua/poleznoe-show-5.html Биография] на сайте «Карточный домик»
 
* [http://www.ukrcards.com.ua/poleznoe-show-5.html Биография] на сайте «Карточный домик»
  
[[Категория:Выпускники Императорской Академии Художеств]]
+
[[Категория:Все статьи]]
[[Категория:Пенсионеры Императорской Академии Художеств]]
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Академики Императорской Академии Художеств]]
+
[[Категория:Художники]]
[[Категория:Сценографы Российской империи]]
+
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Династии Петришуле]]
 +
[[Категория:Шарлемани-Боде]]

Версия 04:21, 11 августа 2013

Файл:Suvorov Gotthard.jpg
«Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».

Адольф Иосифович Шарлемань (нем. Charleman-Bode; 1826, Петербург —1901, Петербург) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии Художеств.

Биография и творчество

Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II.

Получил общее образование в Петришуле (1841-11848). В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.

За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от Академии Художеств:

  • Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
  • Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
  • Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
  • Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).

Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендвции академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.

Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девы Марии на Выборгском римско-католическом кладбище.

В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.

В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты.

В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной и хранится в Государственном Эрмитаже.

В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.

С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств, и парадов для альбомов императора Александра II.

В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.

А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.

Живопись

«Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».
  • «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
  • «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
  • «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
  • «Торжественный прием Суворова в Милане в 1799 году»;
  • «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
  • «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
  • «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» ;
  • «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле