Шарлемань, Адольф Иосифович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
м
Строка 1: Строка 1:
{{Художник
+
 
|фон                  =
+
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (Шарлемань-Боде; 1826—1901) батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой "атласной колоды".
|имя                  = Адольф Иосифович Шарлемань
+
|оригинал имени      = 
+
|имя при рождении    =
+
|изображение          =
+
|ширина              =
+
|описание изображения =
+
|дата рождения        = 1826
+
|место рождения      = {{МестоРождения|Санкт-Петербург}}, [[Российская империя]]
+
|дата смерти          = 1901
+
|место смерти        = {{МестоСмерти|Санкт-Петербург}}, [[Российская империя]]
+
|происхождение        =
+
|подданство          =
+
|гражданство          =
+
|жанр                =
+
|учёба                =
+
|стиль                =
+
|работы              =
+
|покровители          =
+
|влияние              = [[Бруни, Фёдор Антонович|Ф. А. Бруни]], [[Виллевальде, Богдан Павлович|Б. П. Виллевальде]]
+
|влияние на          =
+
|награды              =
+
|звания              =
+
|премии              =
+
|сайт                =
+
|викисклад        =Category:Adolf Charlemagne
+
}}
+
{{Однофамильцы|Шарлемань}}
+
'''Адо́льф Ио́сифович Шарлема́нь''' (Шарлемань-Боде, Боде-Шарлемань; 1826—1901) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой [[атласная колода|атласной колоды]])<ref>Евгений Григоренко. [http://ruscards.narod.ru/atlas.htm Атласные карты академика Шарлеманя]</ref>.
+
  
 
== Биография и творчество ==
 
== Биография и творчество ==
[[Файл:Штурм Гянджи.png|thumb|250px|Иллюстрация Шарлеманя к третьему тому «Истории 13-го Лейб-Гренадерского полка за 250 лет» (изд. 1893) — [[Штурм Гянджи|штурм крепости Гянджи]].]]
+
Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]].
Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств [[Шарлемань, Иосиф Иванович|И. И. Шарлеманя]] (1782—1861), внук скульптора-декоратора [[Шарлемань-Боде, Жан-Батист|Жан-Батиста Шарлемань-Боде]] (1734—1789), француза из [[Руан]]а, переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице Екатерине II<ref name="а">{{ВТ-ЭСБЕ|Шарлемань, Адольф Иосифович}}</ref>.
+
  
Получил общее образование в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра и из него в 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|академию]], в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством [[Бруни, Фёдор Антонович|Ф. А. Бруни]], а потом батальной в классе [[Виллевальде, Богдан Павлович|Б. П. Виллевальде]]. В бытность свою учеником академии получил<ref name="а" />:
+
Получил общее образование в Петришуле (1841-11848). В 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
* в 1852 году — малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в [[Красное Село|Красном Селе]]»,
+
* в 1853 году — большую такую же медаль за картину «Эпизод из [[Битва под Аустерлицем|битвы под Аустерлицем]]»,
+
* в 1854 году — малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.»,
+
* в 1855 году — большую золотую медаль за написанную также по программе картину «Суворов на [[Сен-Готард]]е» ([[Большой Гатчинский дворец]]).
+
  
Приобретя, вместе с последней из этих наград, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в [[Мюнхен]], где пользовался советами [[Коцебу, Александр Евстафиевич|А. Е. Коцебу]] и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе находились также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание [[Императорская Академия художеств|академика]]<ref name="а" />.
+
За свои успехи в [[АХ|Академии]] А.И. Шарлемань получил следующие награды:
 +
* Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
 +
* Большую  серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
 +
* Малую золотую медаль  - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
 +
* Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).
  
Затем он совершил поездку в [[Париж]], где изучал полюбившийся ему [[Помпадур (стиль)|стиль «помпадур»]] по его [[версаль]]ским образцам, посетил [[Штутгарт]] и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году<ref name="а" />.
+
Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендвции академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание [[Императорская Академия художеств|академика]].
  
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при [[Пажеский корпус|пажеском корпусе]] и кладбищенской на [[Выборгская сторона|Выборгской стороне]]; затем им были написаны [[Плафон (архитектура)|плафоны]] и стенные панно для домов [[Мещерские|князя Мещерского]] в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге<ref name="а" />.
+
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам.  Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в 1861 году.
  
В 1867 г. появилась наиболее примечательная из картин Шарлеманя «Екатерина II в мастерской [[Фальконе, Этьен Морис|Фальконе]]», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей [[Мария Александровна (императрица)|Марией Александровной]]. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала<ref name="а" />.
+
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер кладбищенской церкви Посещения Девы Марии на Выборгской стороне.  
  
Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом.<ref name="а" />
+
В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
  
С 1871 года Шарлемань служил художником при [[Экспедиция заготовления государственных бумаг|экспедиции заготовления государственных бумаг]]; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого [[Главное интендантское управление|главного интендантского управления]] при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора [[Александр II|Александра II]], а в 1873 году получил титул [[Живописец Его Императорского Величества|художника Его Императорского Величества]].<ref name="а" />
+
В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]].
 +
 
 +
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.
 +
 
 +
С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств, и парадов для альбомов императора [[Александр II|Александра II]].
 +
 
 +
В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
  
 
== Живопись ==
 
== Живопись ==
Строка 56: Строка 33:
 
Картины Шарлеманя, писанные [[Масляные краски|масляными красками]]:
 
Картины Шарлеманя, писанные [[Масляные краски|масляными красками]]:
 
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль [[Императорская Академия художеств|академии]], 1853);
 
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль [[Императорская Академия художеств|академии]], 1853);
* «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
+
* «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
 
* «Суворов на [[Швейцарский поход Суворова#Начало похода. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост|Сен-Готарде]]» (большая золотая медаль, 1855);
 
* «Суворов на [[Швейцарский поход Суворова#Начало похода. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост|Сен-Готарде]]» (большая золотая медаль, 1855);
 
* «Торжественный прием Суворова в Милане»;
 
* «Торжественный прием Суворова в Милане»;
Строка 62: Строка 39:
 
* «Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора, 1867);
 
* «Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора, 1867);
 
* «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (написанная за границей);
 
* «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (написанная за границей);
* «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме [[Циклер, Иван Елисеевич|Циклера]]» (1884).
+
* «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме [[Циклер, Иван Елисеевич|Циклера]]» (1884).
 
+
== См. также ==
+
* [[Атласная колода]]
+
 
+
== Примечания ==
+
{{примечания}}
+
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Версия 03:38, 11 августа 2013

Адольф Иосифович Шарлемань (Шарлемань-Боде; 1826—1901) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой "атласной колоды".

Биография и творчество

Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II.

Получил общее образование в Петришуле (1841-11848). В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.

За свои успехи в Академии А.И. Шарлемань получил следующие награды:

  • Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
  • Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
  • Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
  • Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).

Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендвции академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.

Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер кладбищенской церкви Посещения Девы Марии на Выборгской стороне.

В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге.

В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной.

В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.

С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств, и парадов для альбомов императора Александра II.

В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.

Живопись

Файл:Suvorov Gotthard.jpg
«Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года», 1855, холст, масло; музей-заповедник «Гатчина».

Картины Шарлеманя, писанные масляными красками:

  • «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль академии, 1853);
  • «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
  • «Суворов на Сен-Готарде» (большая золотая медаль, 1855);
  • «Торжественный прием Суворова в Милане»;
  • «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (принесла звание академика в 1859 году);
  • «Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора, 1867);
  • «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (написанная за границей);
  • «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле