Шарлемань, Адольф Иосифович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(оформление, викификация)
 
м
 
(не показаны 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Художник
+
[[Файл:Sharleman Adolf.jpg|thumb|300px|Адольф Иосифович Шарлемань  (1826 — 1901) — батальный, исторический и жанровый живописец]]
|фон                  =
+
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; [[1826]], [[Петербург]] [[1901]], [[Петербург]]) батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии художеств]].
|имя                  = Адольф Иосифович Шарлемань
+
  |оригинал имени      = 
+
|имя при рождении    =
+
|изображение          =
+
|ширина              =
+
|описание изображения =
+
|дата рождения        = 1826
+
|место рождения      = {{МестоРождения|Санкт-Петербург}}, [[Российская империя]]
+
|дата смерти          = 1901
+
|место смерти        = {{МестоСмерти|Санкт-Петербург}}, [[Российская империя]]
+
|происхождение        =
+
|подданство          =
+
|гражданство          =
+
|жанр                =
+
|учёба                =
+
|стиль                =
+
|работы              =
+
|покровители          =
+
|влияние              = [[Бруни, Фёдор Антонович|Ф. А. Бруни]], [[Виллевальде, Богдан Павлович|Б. П. Виллевальде]]
+
|влияние на          =
+
|награды              =
+
|звания              =
+
|премии              =
+
|сайт                =
+
|викисклад        =Category:Adolf Charlemagne
+
}}
+
{{Однофамильцы|Шарлемань}}
+
'''Адо́льф Ио́сифович Шарлема́нь''' (Шарлемань-Боде, Боде-Шарлемань; 1826—1901) — батальный, исторический и жанровый живописец, академик; автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой [[атласная колода|атласной колоды]])<ref>Евгений Григоренко. [http://ruscards.narod.ru/atlas.htm Атласные карты академика Шарлеманя]</ref>.
+
  
 
== Биография и творчество ==
 
== Биография и творчество ==
[[Файл:Штурм Гянджи.png|thumb|250px|Иллюстрация Шарлеманя к третьему тому «Истории 13-го Лейб-Гренадерского полка за 250 лет» (изд. 1893) — [[Штурм Гянджи|штурм крепости Гянджи]].]]
+
А. И. Шарлемань - сын архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]][[1861]]), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]][[1789]]), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]] из Руана.
Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств [[Шарлемань, Иосиф Иванович|И. И. Шарлеманя]] (1782—1861), внук скульптора-декоратора [[Шарлемань-Боде, Жан-Батист|Жан-Батиста Шарлемань-Боде]] (1734—1789), француза из [[Руан]]а, переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице Екатерине II<ref name="а">{{ВТ-ЭСБЕ|Шарлемань, Адольф Иосифович}}</ref>.
+
  
Получил общее образование в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра и из него в 1848 году поступил в [[Императорская Академия художеств|академию]], в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством [[Бруни, Фёдор Антонович|Ф. А. Бруни]], а потом батальной в классе [[Виллевальде, Богдан Павлович|Б. П. Виллевальде]]. В бытность свою учеником академии получил<ref name="а" />:
+
А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] ([[1841]]-[[1848]]), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В [[1848]] году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
* в 1852 году — малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в [[Красное Село|Красном Селе]]»,
+
* в 1853 году — большую такую же медаль за картину «Эпизод из [[Битва под Аустерлицем|битвы под Аустерлицем]]»,
+
* в 1854 году — малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.»,
+
* в 1855 году — большую золотую медаль за написанную также по программе картину «Суворов на [[Сен-Готард]]е» ([[Большой Гатчинский дворец]]).
+
  
Приобретя, вместе с последней из этих наград, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в [[Мюнхен]], где пользовался советами [[Коцебу, Александр Евстафиевич|А. Е. Коцебу]] и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе находились также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание [[Императорская Академия художеств|академика]]<ref name="а" />.
+
За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от [[АХ|Академии Художеств]]:
 +
* Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» ([[1852]]);
 +
* Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» ([[1853]]);
 +
* Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании [[1848]] года» ([[1854]]);
 +
* Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» ([[1855]]).
  
Затем он совершил поездку в [[Париж]], где изучал полюбившийся ему [[Помпадур (стиль)|стиль «помпадур»]] по его [[версаль]]ским образцам, посетил [[Штутгарт]] и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году<ref name="а" />.
+
Закончив [[АХ|Академию]] в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В [[1855]] году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в [[1859]] году звание академика.
  
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при [[Пажеский корпус|пажеском корпусе]] и кладбищенской на [[Выборгская сторона|Выборгской стороне]]; затем им были написаны [[Плафон (архитектура)|плафоны]] и стенные панно для домов [[Мещерские|князя Мещерского]] в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге<ref name="а" />.
+
Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам.  Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в [[Санкт-Петербург]] в [[1861]] году.
  
В 1867 г. появилась наиболее примечательная из картин Шарлеманя «Екатерина II в мастерской [[Фальконе, Этьен Морис|Фальконе]]», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей [[Мария Александровна (императрица)|Марией Александровной]]. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала<ref name="а" />.
+
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище.  
 +
В [[1863]]-[[1865]] годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е.
 +
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны  как "атласные" карты.
  
Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом.<ref name="а" />
+
В [[1867]] году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей [[Мария Александровна|Марией Александровной]] и хранится в [[Эрмитаж|Государственном Эрмитаже]].  
  
С 1871 года Шарлемань служил художником при [[Экспедиция заготовления государственных бумаг|экспедиции заготовления государственных бумаг]]; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого [[Главное интендантское управление|главного интендантского управления]] при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора [[Александр II|Александра II]], а в 1873 году получил титул [[Живописец Его Императорского Величества|художника Его Императорского Величества]].<ref name="а" />
+
В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.  
  
== Живопись ==
+
С [[1871]] года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств и парадов для альбомов императора [[Александр II|Александра II]].  
[[Файл:Suvorov Gotthard.jpg|мини|290пкс|справа|«Фельдмаршал [[Суворов, Александр Васильевич|Суворов]] на вершине [[Сен-Готард]]а 13 сентября 1799 года», 1855, холст, масло; [[Гатчина (музей-заповедник)|музей-заповедник «Гатчина»]].]]
+
Картины Шарлеманя, писанные [[Масляные краски|масляными красками]]:
+
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль [[Императорская Академия художеств|академии]], 1853);
+
* «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
+
* «Суворов на [[Швейцарский поход Суворова#Начало похода. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост|Сен-Готарде]]» (большая золотая медаль, 1855);
+
* «Торжественный прием Суворова в Милане»;
+
* «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (принесла звание академика в 1859 году);
+
* «Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора, 1867);
+
* «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (написанная за границей);
+
* «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме [[Циклер, Иван Елисеевич|Циклера]]» (1884).
+
  
== См. также ==
+
В [[1873]] году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
* [[Атласная колода]]
+
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в [[1901]] году в [[Санкт-Петербург]]е. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
  
== Примечания ==
+
== Живопись ==
{{примечания}}
+
* «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль [[АХ|Академии художеств]] в [[1853]]);
 +
* «Эпизод из венгерской кампании [[1848]] г.» (малая золотая медаль, [[1854]]);
 +
* «Суворов в Швейцарском походе.  Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, [[1855]]);
 +
* «Торжественный прием Суворова в Милане в апреле [[1799]] года»;
 +
* «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в [[1859]] году);
 +
* «[[Екатерина II]] в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, [[1867]]);
 +
* «Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в [[1877]] году», [[1879]]. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
 +
* «[[Пётр I]] всенародно объявляет о заключении мира со Швецией»;
 +
* «[[Пётр I]] в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» ([[1884]]);
 +
* «Петр II в Петергофе», акварель, белила. Частное собрание.
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* {{ВТ-ЭСБЕ|Шарлемань, Адольф Иосифович}}
 
 
* [http://www.biografija.ru/biography/sharleman-bode-adolf-iosifovich.htm Биография] на сайте «Биография.ру»
 
* [http://www.biografija.ru/biography/sharleman-bode-adolf-iosifovich.htm Биография] на сайте «Биография.ру»
 
* [http://www.ukrcards.com.ua/poleznoe-show-5.html Биография] на сайте «Карточный домик»
 
* [http://www.ukrcards.com.ua/poleznoe-show-5.html Биография] на сайте «Карточный домик»
 +
* [http://www.artsait.ru/art/sh/sharleman/art1.php Картины А.И. Шарлеманя]
 +
  
[[Категория:Выпускники Императорской Академии Художеств]]
+
[[Категория:Все статьи]]
[[Категория:Пенсионеры Императорской Академии Художеств]]
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Академики Императорской Академии Художеств]]
+
[[Категория:Художники]]
[[Категория:Сценографы Российской империи]]
+
[[Категория:Академики АХ]]
 +
[[Категория:Педагоги]]
 +
[[Категория:Выпускники Академии Художеств]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 
[[Категория:Ученики Петришуле]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в XIX веке]]
 +
[[Категория:Поступившие в Петришуле в 1841 году]] −[[Категория:Закончившие Петришуле в XIX веке]] −[[Категория:Закончившие Петришуле в 1848 году]]
 +
[[Категория:Династии Петришуле]]
 +
[[Категория:Шарлемани-Боде]]

Текущая версия на 04:39, 9 февраля 2020

Адольф Иосифович Шарлемань (1826 — 1901) — батальный, исторический и жанровый живописец

Адольф Иосифович Шарлемань (нем. Charleman-Bode; 1826, Петербург1901, Петербург) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии художеств.

[править] Биография и творчество

А. И. Шарлемань - сын архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя (17821861), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде (17341789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II из Руана.

А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841-1848), где учился вместе со своим братом И.И. Шарлеманем. В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.

За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от Академии Художеств:

  • Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
  • Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
  • Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
  • Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).

Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.

Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище. В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге. В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты.

В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной и хранится в Государственном Эрмитаже.

В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.

С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств и парадов для альбомов императора Александра II.

В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение. А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.

[править] Живопись

  • «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
  • «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
  • «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
  • «Торжественный прием Суворова в Милане в апреле 1799 года»;
  • «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
  • «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
  • «Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году», 1879. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
  • «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией»;
  • «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884);
  • «Петр II в Петергофе», акварель, белила. Частное собрание.

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле