Шарлемань, Адольф Иосифович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Ссылки)
м
 
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Файл:Sharleman Adolf.jpg|thumb|300px|Адольф Иосифович Шарлемань  (1826 — 1901) — батальный, исторический и жанровый живописец]]
 
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; [[1826]], [[Петербург]] — [[1901]], [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии художеств]].
 
'''Адольф Иосифович Шарлемань''' (нем. ''Charleman-Bode''; [[1826]], [[Петербург]] — [[1901]], [[Петербург]]) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член [[АХ|Академии художеств]].
  
 
== Биография и творчество ==
 
== Биография и творчество ==
А. И. Шарлемань - сын архитектора, воспитанника [[АХ|Императорской Академии художеств]] Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—[[1861]]), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]]—[[1789]]), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]] из Руана.
+
А. И. Шарлемань - сын архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя ([[1782]]—[[1861]]), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде ([[1734]]—[[1789]]), переселившегося в [[Санкт-Петербург]] при императрице [[Екатерина II|Екатерине II]] из Руана.
  
 
А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] ([[1841]]-[[1848]]), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В [[1848]] году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
 
А.И. Шарлемань получил общее образование в [[Петришуле]] ([[1841]]-[[1848]]), где учился вместе со своим братом [[Шарлемань, Иосиф Иосифович|И.И. Шарлеманем]]. В [[1848]] году поступил в [[Императорская Академия художеств|Академию художеств]], в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.  
Строка 17: Строка 18:
  
 
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище.  
 
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище.  
 
 
В [[1863]]-[[1865]] годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е.
 
В [[1863]]-[[1865]] годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в [[Санкт-Петербург]]е.
 
 
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны  как "атласные" карты.
 
В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны  как "атласные" карты.
  
Строка 29: Строка 28:
  
 
В [[1873]] году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
 
В [[1873]] году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение.
 
 
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в [[1901]] году в [[Санкт-Петербург]]е. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
 
А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в [[1901]] году в [[Санкт-Петербург]]е. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.
  

Текущая версия на 21:39, 8 февраля 2020

Адольф Иосифович Шарлемань (1826 — 1901) — батальный, исторический и жанровый живописец

Адольф Иосифович Шарлемань (нем. Charleman-Bode; 1826, Петербург1901, Петербург) — батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии художеств.

[править] Биография и творчество

А. И. Шарлемань - сын архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя (17821861), внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя-Боде (17341789), переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II из Руана.

А.И. Шарлемань получил общее образование в Петришуле (1841-1848), где учился вместе со своим братом И.И. Шарлеманем. В 1848 году поступил в Академию художеств, в которой занимался сначала исторической живописью под руководством Ф. А. Бруни, а затем батальной живописью в классе Б. П. Виллевальде.

За свои успехи в живописи и рисовании А.И. Шарлемань получил следующие награды от Академии Художеств:

  • Малую серебряную медаль - за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе» (1852);
  • Большую серебряную медаль - за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (1853);
  • Малую золотую медаль - за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 года» (1854);
  • Большую золотую медаль - за программную работу «Суворов на Сен-Готарде» (1855).

Закончив Академию в числе лучших учеников, получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1855 году отправился в Мюнхен, где по рекомендации академика-баталиста А. Е. Коцебу написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе картины находились в Гатчинском дворце). Последнее произведение доставило А.И. Шарлеманю в 1859 году звание академика.

Затем А.И. Шарлемань совершил поездку в Париж, где совершенствовался в портретной живописи и изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по версальским образцам. Затем, посетив Штутгарт и другие города Германии, возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные образа для католической церкви при Пажеском корпусе и интерьер церкви Посещения Девой Марией Елизаветы при Выборгском римско-католическом кладбище. В 1863-1865 годах им были расписаны плафоны и стенные панно для дома князя Мещерского в Москве и интерьер дома А. Полежаева в Санкт-Петербурге. В середине 1860-х годов А. И. Шарлеманю и А. Е. Бейдеману был получен заказ от "Экспедиции изготовления государственных бумаг" на создание новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика А.И. Шарлеманя, которые и по сей день известны как "атласные" карты.

В 1867 году А.И. Шарлемань создал наиболее примечательную из своих работ «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе», доставившая художнику звание профессора. Картина была приобретена императрицей Марией Александровной и хранится в Государственном Эрмитаже.

В дальнейшем А.И. Шарлемань продолжал работать а разных стилях, используя приемы работы кистью, карандашом и пером. Им было создано множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся свежестью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были особенно популярны у издателей иллюстрированных журналов и альманахов.

С 1871 года А.И. Шарлемань исполнял обязанности штатного художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские Главного интендантского управления при исполнении акварельных рисунков военных сцен, торжеств и парадов для альбомов императора Александра II.

В 1873 году А.И. Шарлемань получил почетный титул "художника Его Императорского Величества" и значительное денежное вознаграждение. А.И. Шарлемань продолжал работать как художник и педагог до самой своей кончины, которая последовала в 1901 году в Санкт-Петербурге. Он был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел пришли в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных предприятий.

[править] Живопись

  • «Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль Академии художеств в 1853);
  • «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
  • «Суворов в Швейцарском походе. Бои за Сен-Готард и Чёртов Мост» (большая золотая медаль, 1855);
  • «Торжественный прием Суворова в Милане в апреле 1799 года»;
  • «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (получено звание академика в 1859 году);
  • «Екатерина II в мастерской Э.М. Фальконе» (получено звание профессора, 1867);
  • «Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году», 1879. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
  • «Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией»;
  • «Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884);
  • «Петр II в Петергофе», акварель, белила. Частное собрание.

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле