Фоняков, Илья Олегович

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Ссылки)
(Биографическая справка)
Строка 3: Строка 3:
 
== Биографическая справка ==
 
== Биографическая справка ==
  
'''Илья Олегович Фоняков''' родился в [[1935 год]]у в Иркутской области, где в это время работал его отец, инженер-геолог, впоследствии репрессированный и погибший в сибирском лагере в феврале [[1938 год]]а.
+
'''Илья Олегович Фоняков''' родился в [[1935]] году в Иркутской области, где в это время работал его отец, инженер-геолог, впоследствии репрессированный и погибший в сибирском лагере в феврале [[1938]] года.
  
Илья Фоняков воспитывался матерью в [[Ленинград]]е, где в 1952 году окончил 222-ю среднюю школу (б. [[Петришуле]]), а затем университет (филологический факультет, отделение журналистики) в [[1957 год|1957]].<ref>[http://dompisatel.ru/user/110 Санкт-Петербургский дом писателя. Илья Фоняков.]</ref>  
+
Илья Фоняков воспитывался матерью в [[Ленинград]]е, где в 1952 году окончил 222-ю среднюю школу (б. [[Петришуле]]), а затем университет (филологический факультет, отделение журналистики) в 1957 году.<ref>[http://dompisatel.ru/user/110 Санкт-Петербургский дом писателя. Илья Фоняков.]</ref>  
  
Работал литературным сотрудником в газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск, 1957 — 1962) и собственным корреспондентом «Литературной газеты» — по Сибири: в 1962 — 1974, в 1974 — 1997 — собственный корреспондент по [[Ленинград]]у. <ref>[http://gumergik.livejournal.com/149149.html Илья Фоняков...Подходы к теме...]</ref>
+
Работал литературным сотрудником в газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск, 1957—1962) и собственным корреспондентом «Литературной газеты» — по Сибири: в 1962—1974, в 1974—1997 — собственный корреспондент по [[Ленинград]]у. <ref>[http://gumergik.livejournal.com/149149.html Илья Фоняков...Подходы к теме...]</ref>
  
 
=== Начало творческого пути ===
 
=== Начало творческого пути ===
  
'''Илья Фоняков''' печатается с [[1950 год]]а (стихотворение «За мир» в газете «Большевистское слово», [[Пушкин (город)|город Пушкин]]). Первая журнальная публикация — 2 стих, в [[Звезда (журнал XX—XXI веков)|«Звезде»]] (1955. №9). Первая книга стихов «Именем любви» выпущена [[Ленинград]]ским отделением издательства «Советский писатель» в [[1957 год]]у.
+
'''Илья Фоняков''' печатается с 1950 года (стихотворение «За мир» в газете «Большевистское слово», город Пушкин). Первая журнальная публикация — 2стих, в журнале «Звезда» (1955. №9). Первая книга стихов «Именем любви» выпущена [[Ленинград]]ским отделением издательства «Советский писатель» в 1957 году.
  
 
Его ранняя лирика живо отражает молодежные настроения тех лет: здесь и романтика студенческих комсомольских строек, и безоглядное желание «вглядеться в простор не открытой земли», и рассуждения о «сущности атомной войны», и мечта о «смеющихся людях», строящих светлое будущее социалистической страны. Эти стихи Фонякова подкупали — особенно сверстников — своей искренностью.
 
Его ранняя лирика живо отражает молодежные настроения тех лет: здесь и романтика студенческих комсомольских строек, и безоглядное желание «вглядеться в простор не открытой земли», и рассуждения о «сущности атомной войны», и мечта о «смеющихся людях», строящих светлое будущее социалистической страны. Эти стихи Фонякова подкупали — особенно сверстников — своей искренностью.
  
 
=== Журналистика ===
 
=== Журналистика ===
Как профессиональный журналист, И.&nbsp;О.&nbsp;Фоняков выступал во многих литературных жанрах: ему принадлежат сборники проблемных очерков («Доверительный разговор», 1975; «Пятьдесят писем из председательской папки», 1982), путевые записки («Восточнее Востока. Полгода в Японии», 1987; «Зеленая ветка Вьетнама», 1989), литературные портреты («Сергей Марков», 1983), заметки, касающиеся поэзии («Сказать несказанное», 1968; «Похвала точности», 1977) и разных областей культуры.  
+
Как профессиональный журналист, И.О. Фоняков выступал во многих литературных жанрах: ему принадлежат сборники проблемных очерков («Доверительный разговор», 1975; «Пятьдесят писем из председательской папки», 1982), путевые записки («Восточнее Востока. Полгода в Японии», 1987; «Зеленая ветка Вьетнама», 1989), литературные портреты («Сергей Марков», 1983), заметки, касающиеся поэзии («Сказать несказанное», 1968; «Похвала точности», 1977) и разных областей культуры.  
  
 
Поэт с горечью констатировал, что в новых исторических обстоятельствах гражданское общество в России морально деградировало («Разговор о демократии», «К вопросу о партийности»), прежнее «шаткое равновесие» между человеком и государством нарушилось. Безволие и нищета надломили народ: «Все говорят. Никто не отвечает» («В августе девяносто первого. Репортаж в сонетах»). В искусстве правит бал «непредсказуемая вульгарность» («Антигерой»). Поэзия оказалась в загоне,— но вопреки всему она все-таки неистребима, «еще живут баллада и сонет», и, значит, есть надежда — «остаться такими же, как были», и жить — «как дерево растет».
 
Поэт с горечью констатировал, что в новых исторических обстоятельствах гражданское общество в России морально деградировало («Разговор о демократии», «К вопросу о партийности»), прежнее «шаткое равновесие» между человеком и государством нарушилось. Безволие и нищета надломили народ: «Все говорят. Никто не отвечает» («В августе девяносто первого. Репортаж в сонетах»). В искусстве правит бал «непредсказуемая вульгарность» («Антигерой»). Поэзия оказалась в загоне,— но вопреки всему она все-таки неистребима, «еще живут баллада и сонет», и, значит, есть надежда — «остаться такими же, как были», и жить — «как дерево растет».
Строка 24: Строка 24:
 
Cудьба лирического героя Ильи Фонякова  в значительной степени обусловлена осознанием  исторического поворота середины пятидесятых, приведшего в результате — через 40 лет — к распаду Советского Союза и смене социального строя в России.  
 
Cудьба лирического героя Ильи Фонякова  в значительной степени обусловлена осознанием  исторического поворота середины пятидесятых, приведшего в результате — через 40 лет — к распаду Советского Союза и смене социального строя в России.  
  
Неудивительно, что поздние стихи поэта прямо перекликаются с его юношеской лирикой («Воспоминание о студенческой стройке», «Ностальгия»), критически вбирая в ебя приобретенный поэтом жизненный опыт. Задаваясь в 1990-х вопросом — кто виноват в случившемся со страной? — иронизируя: «Тиран жесток, безжалостна Система, но и соседи хороши...», поэт нелицеприятно высказывается о народе, видя в нем самом причину всех бед: «А может, хватит плакать о народе, / Сочувствовать ему и сострадать? / При всякой власти, при любой погоде / Все от него — и зло, и благодать.» («А может, хватит...»).
+
Неудивительно, что поздние стихи поэта прямо перекликаются с его юношеской лирикой («Воспоминание о студенческой стройке», «Ностальгия»), критически вбирая в себя приобретенный поэтом жизненный опыт. Задаваясь в 1990-х вопросом — кто виноват в случившемся со страной? — иронизируя: «Тиран жесток, безжалостна Система, но и соседи хороши...», поэт не лицеприятно высказывается о народе, видя в нем самом причину всех бед: «А может, хватит плакать о народе, / Сочувствовать ему и сострадать? / При всякой власти, при любой погоде / Все от него — и зло, и благодать.» («А может, хватит...»).
  
 
'''Илья Фоняков''' активно выступал как переводчик (он переводил поэзию с английского, латышского, шведского, с языков народов Сибири). Им издан ряд монографических (им одним выполненных) переводных сборников  (Имант Зиедонис. Смола и янтарь. 1965; Омар Султанов. На ветрах Иссык-Куля. 1973; Августин Маннергейм. Память боли. 1999; Ссорен Соренсен. Дни сомнений. 2001 и др.).  
 
'''Илья Фоняков''' активно выступал как переводчик (он переводил поэзию с английского, латышского, шведского, с языков народов Сибири). Им издан ряд монографических (им одним выполненных) переводных сборников  (Имант Зиедонис. Смола и янтарь. 1965; Омар Султанов. На ветрах Иссык-Куля. 1973; Августин Маннергейм. Память боли. 1999; Ссорен Соренсен. Дни сомнений. 2001 и др.).  
Строка 30: Строка 30:
 
Постоянно совершенствуя форму и заботясь о проработке художественной ткани своих стихов, Фоняков проявлял подчеркнутый интерес к сонету («Сонеты с улицы и двора», «Сонеты встречных», «Карабахские сонеты» и т.д.) и палиндромону («Стихи с палиндромонами», «Парад палиндромонов»). Излагая свои поэтические принципы («Письма о поэзии к другу в Иркутск», 1984), он в первую очередь воздавал «похвалу точности».  
 
Постоянно совершенствуя форму и заботясь о проработке художественной ткани своих стихов, Фоняков проявлял подчеркнутый интерес к сонету («Сонеты с улицы и двора», «Сонеты встречных», «Карабахские сонеты» и т.д.) и палиндромону («Стихи с палиндромонами», «Парад палиндромонов»). Излагая свои поэтические принципы («Письма о поэзии к другу в Иркутск», 1984), он в первую очередь воздавал «похвалу точности».  
  
[[Файл:I.Fonyakov and V.Lukyanov 2006.jpg|left|thumb|300px|Илья Фоняков и [[Лукьянов, Владимир Сергеевич|Владимир Лукьянов]]<br />в литературном кафе [[Бродячая собака (кафе)|«Бродячая собака»]], на творческой встрече  «Поэтические [[мистификация|мистификации]] XX века», 8 февр. [[2006 год]]а]]
+
[[Файл:I.Fonyakov and V.Lukyanov 2006.jpg|left|thumb|300px|Илья Фоняков и Владимир Лукьянов<br />в литературном кафе «Бродячая собака», на творческой встрече  «Поэтические мистификации XX века», 8 февр. 2006 года]]
  
  
Диапазон литературных акций Ильи Олеговича Фонякова весьма широк, в частности, заслуживают внимания составленная им антология «Поэты, которых не было» (российские поэтические мистификации XX века), [[Санкт-Петербург]], 2000., (второе издание вышло в [[2005 год]]у).  
+
Диапазон литературных интересов Ильи Олеговича Фонякова весьма широк, в частности, заслуживают внимания составленная им антология «Поэты, которых не было» (российские поэтические мистификации XX века), [[Санкт-Петербург]], 2000., (второе издание вышло в 2005 году).  
  
В начале [[2006 год]]а состоялась презентация этого уникального сборника, на которой выступали поэты Санкт-Петербурга работающие в „этом жанре“.
+
В начале 2006 года состоялась презентация этого уникального сборника, на которой выступали поэты Санкт-Петербурга, работающие в „этом жанре“.
  
В [[1999 год]]у Илья Фоняков выпустил  мемориальный сборник, посвященный  отцу — Олегу Фонякову, погибшему в [[1938 год]]у и  составленный из его произведений (О.&nbsp;А.&nbsp;Фоняков, Ночь накануне: стихи и проза. СПб.).
+
В 1999 году Илья Фоняков выпустил  мемориальный сборник (О.А. Фоняков, Ночь накануне: стихи и проза. СПб.), посвященный  отцу — Олегу Фонякову, погибшему в [[1938]] году.
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==

Версия 19:21, 30 ноября 2012

Илья́ Оле́гович Фоняко́в ( 17.10.1935, Бодайбо Иркутской обл. — 23.12.2011, Санкт-Петербург) — советский, российский поэт, журналист, переводчик.

Содержание

Биографическая справка

Илья Олегович Фоняков родился в 1935 году в Иркутской области, где в это время работал его отец, инженер-геолог, впоследствии репрессированный и погибший в сибирском лагере в феврале 1938 года.

Илья Фоняков воспитывался матерью в Ленинграде, где в 1952 году окончил 222-ю среднюю школу (б. Петришуле), а затем университет (филологический факультет, отделение журналистики) в 1957 году.<ref>Санкт-Петербургский дом писателя. Илья Фоняков.</ref>

Работал литературным сотрудником в газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск, 1957—1962) и собственным корреспондентом «Литературной газеты» — по Сибири: в 1962—1974, в 1974—1997 — собственный корреспондент по Ленинграду. <ref>Илья Фоняков...Подходы к теме...</ref>

Начало творческого пути

Илья Фоняков печатается с 1950 года (стихотворение «За мир» в газете «Большевистское слово», город Пушкин). Первая журнальная публикация — 2-й стих, в журнале «Звезда» (1955. №9). Первая книга стихов «Именем любви» выпущена Ленинградским отделением издательства «Советский писатель» в 1957 году.

Его ранняя лирика живо отражает молодежные настроения тех лет: здесь и романтика студенческих комсомольских строек, и безоглядное желание «вглядеться в простор не открытой земли», и рассуждения о «сущности атомной войны», и мечта о «смеющихся людях», строящих светлое будущее социалистической страны. Эти стихи Фонякова подкупали — особенно сверстников — своей искренностью.

Журналистика

Как профессиональный журналист, И.О. Фоняков выступал во многих литературных жанрах: ему принадлежат сборники проблемных очерков («Доверительный разговор», 1975; «Пятьдесят писем из председательской папки», 1982), путевые записки («Восточнее Востока. Полгода в Японии», 1987; «Зеленая ветка Вьетнама», 1989), литературные портреты («Сергей Марков», 1983), заметки, касающиеся поэзии («Сказать несказанное», 1968; «Похвала точности», 1977) и разных областей культуры.

Поэт с горечью констатировал, что в новых исторических обстоятельствах гражданское общество в России морально деградировало («Разговор о демократии», «К вопросу о партийности»), прежнее «шаткое равновесие» между человеком и государством нарушилось. Безволие и нищета надломили народ: «Все говорят. Никто не отвечает» («В августе девяносто первого. Репортаж в сонетах»). В искусстве правит бал «непредсказуемая вульгарность» («Антигерой»). Поэзия оказалась в загоне,— но вопреки всему она все-таки неистребима, «еще живут баллада и сонет», и, значит, есть надежда — «остаться такими же, как были», и жить — «как дерево растет».

Поэтическое творчество

Файл:Ilya Fonyakov 2006.jpg
Илья Фоняков на презентации второго издания книги «Поэты, которых не было»

Cудьба лирического героя Ильи Фонякова в значительной степени обусловлена осознанием исторического поворота середины пятидесятых, приведшего в результате — через 40 лет — к распаду Советского Союза и смене социального строя в России.

Неудивительно, что поздние стихи поэта прямо перекликаются с его юношеской лирикой («Воспоминание о студенческой стройке», «Ностальгия»), критически вбирая в себя приобретенный поэтом жизненный опыт. Задаваясь в 1990-х вопросом — кто виноват в случившемся со страной? — иронизируя: «Тиран жесток, безжалостна Система, но и соседи хороши...», поэт не лицеприятно высказывается о народе, видя в нем самом причину всех бед: «А может, хватит плакать о народе, / Сочувствовать ему и сострадать? / При всякой власти, при любой погоде / Все от него — и зло, и благодать.» («А может, хватит...»).

Илья Фоняков активно выступал как переводчик (он переводил поэзию с английского, латышского, шведского, с языков народов Сибири). Им издан ряд монографических (им одним выполненных) переводных сборников (Имант Зиедонис. Смола и янтарь. 1965; Омар Султанов. На ветрах Иссык-Куля. 1973; Августин Маннергейм. Память боли. 1999; Ссорен Соренсен. Дни сомнений. 2001 и др.).

Постоянно совершенствуя форму и заботясь о проработке художественной ткани своих стихов, Фоняков проявлял подчеркнутый интерес к сонету («Сонеты с улицы и двора», «Сонеты встречных», «Карабахские сонеты» и т.д.) и палиндромону («Стихи с палиндромонами», «Парад палиндромонов»). Излагая свои поэтические принципы («Письма о поэзии к другу в Иркутск», 1984), он в первую очередь воздавал «похвалу точности».

Файл:I.Fonyakov and V.Lukyanov 2006.jpg
Илья Фоняков и Владимир Лукьянов
в литературном кафе «Бродячая собака», на творческой встрече «Поэтические мистификации XX века», 8 февр. 2006 года


Диапазон литературных интересов Ильи Олеговича Фонякова весьма широк, в частности, заслуживают внимания составленная им антология «Поэты, которых не было» (российские поэтические мистификации XX века), Санкт-Петербург, 2000., (второе издание вышло в 2005 году).

В начале 2006 года состоялась презентация этого уникального сборника, на которой выступали поэты Санкт-Петербурга, работающие в „этом жанре“.

В 1999 году Илья Фоняков выпустил мемориальный сборник (О.А. Фоняков, Ночь накануне: стихи и проза. СПб.), посвященный отцу — Олегу Фонякову, погибшему в 1938 году.

Литература

  • Вышло более сорока книг, в том числе:
  • «Именем любви», Ленинград, 1957.
  • «Своими словами», изд. «Петербургский писатель», 1999.
  • «Островитяне», Санкт-Петербург, 2005.

Ссылки

<references/>

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле