Фаберже, Александр Петрович (Карлович)

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск

Александр Петрович Фаберже (нем. Alexander Fabergé; 17 декабря 1877, Санкт-Петербург, — 10 сентября 1952, Париж) — российский ювелир, живописец, третий сын ювелира Карла Густавовича Фаберже, поставщика Императорского двора.

Содержание

Биография

Родился в Петербурге, в семье Карла Густавовича Фаберже (1846–1920)и его супруги Августы, урожденной Якобс (1851 - 1925). Учился на гимназическом отделении Петришуле в 1887 по 1895 год. Принял отчество "Петрович" по второму имени отца, чтобы его в аббревиатуре не путали с братом Агафоном Карловичем Фаберже (1876–1951).

Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица c 1899 по 1904 год. В 1906 году брал частные уроки у живописца и гравера Армана Кашо, профессора Школы техгического искусства (l’Ecole des arts industriels) в Женеве и изучал эмалевое искусство в Париже у эмальера Луи Уийона (Houillon).

Перезд в Москву

После разрыва Карла Фаберже со своим английским партнером по Московскому отделению Алланом Боу в 1906 году, Александр был вынужден вернуться в Россию, так как назначен отцом исполняющим содиректором Московского торгового дома «К. Фаберже» вместе с Отто Ярке. Московскому филиалу фирмы в то время подчиняниль Одесский и Киевский филиалы. Одновременно с исполнением своих директорских обязанностей, Александр являлся также и главным художникос Московского филиала, учился в Москве на вечерних курсах Строгановского училища (1909) вместе со своей супругой Иоанной Фаберже (урожд. Таммерман). В 1910-е годы он писал пейзажи, участвовал в групповых выставках, входил в Московские художественные объединения «Общество искусств» (с 1913 года) и «Свободное искусство» (1912–1920).

После Октябрьского переворота 1917 года

После октябрьских-декабрьских событий 1917 года Александр оставался в Москве. Молодое советское правительство отчаянно нуждалось в специалистах и предложило Александру Фаберже работу в Наркопросе РСФСР. В 1918–1919 годы он работал экспертом Наркомпроса РСФСР по искусству Востока, был одним из шести учредителей Музея Востока, кудапередал часть своей коллекции будд и нэцкэ, а также свои книги по сиамскому орнаменту.

В 1918 году участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза российских художников, в состав которого входили Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена); в 3-й Государственной выставке картин (1919) и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919).

В сентябре 1919 года Александр Фаберже подвергся аресту как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, был освобожден в марте 1920 года и в апреле 1920 года покинул Россию, нелегально перейдя российско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка.

В 1922 г. с братом Александром и бывшими сотрудниками фирмы Александром Маркетти (1875–1954)и Джулио Гверриери (1870–1954) основал компанию «Фаберже и Ко» Разрабатывали изготавливал ювелирные изделия, создавал фигурки животных из камня. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие выполнено по эскизуАльберта Александровича Бенуа.

С отцом, Карлом Фаберже, умершим20 сентября 1920 г. в Швейцарии, Александр, прибыв в Париж в апреле того жегода, так и не встретился. Через два года в Париж прибыла Нина Белишева,с которой он жил в гражданском браке. Нине Ивановне Александр был обязан вызволением из тюрьмы. История это туманная. Есть версия, что былиподкуплены тюремщики. По другой, Александр был объявлен смертельнобольным и передан Нине Белишевой, чтобы не фиксировать смерть в тюрьме.Обе версии правдоподобны. У Нины Белишевой, дочери богатого московского купца, еще были деньги, и она в 1922 г. купила себе заграничный паспорт.В 1925 г. родилась дочь Ирина Александровна (1925–1988). Процедура развода с женой Иоанной Фаберже (она в 1927 г. получила эстонский паспорт) таки не завершилась. В 1930 г. Иоанна умерла, и Александр в Висбадене, в русскойправославной церкви, обвенчался с Ниной Белишевой и узаконил отношения.У Нины был непростой характер. Очевидно, она ожидала от Парижа блескароскошной жизни, котoрая, как предполагалось, должна быть у Фаберже. Бракдля Александра, заключенный как «благодарность за спасение», с годами сталобоих тяготить. Возможно, поэтому в домашнем архиве Александра Петровича и Татьяны Фаберже не сохранилось фотографий Нины, а в письмах нетни строчки про Нину, хотя много — про котов, которых он явно любил.В 1922 г. Александр вместе с братом Евгением, Александром КарловичемМаркетти и Джулио Гверриери основал фирму «Фаберже и Ко». В 1929 г.,в связи с необходимостью платить за обучение сына в английском королевскомколледже вышел из дела и забрал свою долю. Однако в дальнейшем платитьза обучение не мог, сын получил ссуду от русского промышленника — эмигранта Ульмана, у которого была фабрика в Польше. После успешного окончанияобучения Александром-младшим и защиты докторской степени в 1935 г., Ульман благородно простил долг. Александр Петрович пытался разрабатыватьи изготовлять ювелирные изделия, а также предметы декоративно-прикладногоискусства, такие как африканские маски и игральные карты, но коммерческогоуспеха не имел. В конце 1930-х гг. создавал камнерезные фигурки из камня.Подарил станок для обработки камня бывшей художнице фирмы ИлинскойАндреолетти


Семья

В 1904 г. Александр женился на Иоанне Таммерман (1882–1930),в 1912 г. у них родился сын Александр, в будущем ученый-биолог, профессор. Фаберже достались Татьяне Фаберже, частично из архива Евгения,а частью из архива сына Александра Петровича, проф. Александра Александровича Фаберже (1912–1988). Среди этих документов — детские дневники, которыевела Иоанна, жена А. П. Фаберже, и переписка Александра с отцомАлександр Петрович участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза художников (1918; в состав Союза входили Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена), 3-й Государственной выставкекартин (1919) и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919). Всентябре 1919 г. подвергся аресту как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, был освобожден и в апреле1920 г. нелегально перешел российско-финляндскую границу. Разрабатывали изготавливал ювелирные изделия, создавал фигурки животных из камня. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие выполнено по эскизуАльберта Александровича Бенуа.




Библиография: Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)

  • ХРЗ; Vollmer 2/65.

Станюкович Н. В. Памяти Александра Петровича Фаберже // Русский путь (Париж). 1952. 25 окт. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997. Агафон Фаберже в красном Петрограде. Научно-иллюстрированное издание / Сост. А. И. Рупасов, В. В. Скурлов, Т. Ф. Фаберже, С. К. Бернев. СПб., 2012 (Указ.).

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле