Фаберже, Александр Петрович (Карлович)

Материал из ALLPETRISCHULE
Перейти к: навигация, поиск

Александр Петрович Фаберже (нем. Alexander Fabergé; 17 декабря 1877, Санкт-Петербург, — 10 сентября 1952, Париж) — российский ювелир, живописец, третий сын ювелира Карла Густавовича Фаберже, поставщика Императорского двора.

Содержание

Биография

Родился в Петербурге, в семье Карла Густавовича Фаберже (1846–1920)и его супруги Августы, урожденной Якобс (1851 - 1925). Учился на гимназическом отделении Петришуле в 1887 по 1895 год. Принял отчество "Петрович" по второму имени отца, чтобы его в аббревиатуре не путали с братом Агафоном Карловичем Фаберже (1876–1951).

Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица c 1899 по 1904 год. В 1906 году брал частные уроки у живописца и гравера Армана Кашо, профессора Школы техгического искусства (l’Ecole des arts industriels) в Женеве и изучал эмалевое искусство в Париже у эмальера Луи Уийона (Houillon).

Перезд в Москву

После разрыва Карла Фаберже со своим английским партнером по Московскому отделению Алланом Боу в 1906 году, Александр был вынужден вернуться в Россию, так как назначен отцом исполняющим содиректором Московского торгового дома «К. Фаберже» вместе с Отто Ярке. Московскому филиалу фирмы в то время подчиняниль Одесский и Киевский филиалы. Одновременно с исполнением своих директорских обязанностей, Александр являлся также и главным художникос Московского филиала, учился в Москве на вечерних курсах Строгановского училища (1909) вместе со своей супругой Иоанной Фаберже (урожд. Таммерман). В 1910-е годы он писал пейзажи, участвовал в групповых выставках, входил в Московские художественные объединения «Общество искусств» (с 1913 года) и «Свободное искусство» (1912–1920).

После Октябрьского переворота 1917 года

После октябрьских-декабрьских событий 1917 года Александр оставался в Москве. Молодое советское правительство отчаянно нуждалось в специалистах и предложило Александру Фаберже работу в Наркопросе РСФСР. В 1918–1919 годы он работал экспертом Наркомпроса РСФСР по искусству Востока, был одним из шести учредителей Музея Востока, кудапередал часть своей коллекции будд и нэцкэ, а также свои книги по сиамскому орнаменту.

В 1918 году участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза российских художников, в состав которого входили Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена); в 3-й Государственной выставке картин (1919) и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919).

В сентябре 1919 года Александр Фаберже подвергся аресту как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, к счастью, был освобожден в марте 1920 года по ходатайству известных деятелей искусства. В апреле 1920 года он покинул Россию, нелегально перейдя российско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка.

В 1922 г. с братом Александром и бывшими сотрудниками фирмы Александром Маркетти (1875–1954)и Джулио Гверриери (1870–1954) основал компанию «Фаберже и Ко» Разрабатывали изготавливал ювелирные изделия, создавал фигурки животных из камня. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие выполнено по эскизуАльберта Александровича Бенуа.


Семья

В 1904 г. Александр женился на Иоанне Таммерман (1882–1930),в 1912 г. у них родился сын Александр, в будущем ученый-биолог, профессор. Фаберже достались Татьяне Фаберже, частично из архива Евгения,а частью из архива сына Александра Петровича, проф. Александра Александровича Фаберже (1912–1988). Среди этих документов — детские дневники, которыевела Иоанна, жена А. П. Фаберже, и переписка Александра с отцомАлександр Петрович участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза художников (1918; в состав Союза входили Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена), 3-й Государственной выставкекартин (1919) и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919). Всентябре 1919 г. подвергся аресту как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, был освобожден и в апреле1920 г. нелегально перешел российско-финляндскую границу. Разрабатывали изготавливал ювелирные изделия, создавал фигурки животных из камня. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие выполнено по эскизуАльберта Александровича Бенуа.



В 1899–1904 учился в ЦУТР, затем – под руководством живописцаКашо в Женеве и в Строгановском училище в Москве. В 1906 изучал эмальерное искусство вПариже.

В1904 женился на Иоанне Таммерман (1882–1929), в 1912 родился сын Александр, вбудущем ученый-биолог, профессор, доктор наук.

Былруководителем и художником Московского отделения фирмы Фаберже. Писал пейзажи,участвовал в групповых выставках. Входил в московские художественныеобъединения «Общество искусств» (с 1913) и «Свободное искусство» (1912–1920).

В1918–1919 работал экспертом Наркомпроса по искусству Востока. Был одним изоснователей Музея восточного искусства в Москве. Участвовал в 1-й и 2-й выставкахкартин Профессионального союза художников (1918), 3-й Государственной выставкекартин (1919) и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественнойпромышленности (1919). Осенью 1919 подвергся аресту, как участникантибольшевистского офицерского заговора. Сидел в Таганской тюрьме с сентября 1919 по март 1920 года.

Вапреле 1920 нелегально перешел финскую границу (с осени 1918 там находились егожена и сын). Жил в Париже. Вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже иКо». Разрабатывал и изготавливал ювелирные изделия, создавал фигурки животныхиз камня. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие выполнено по эскизуАльберта Александровича Бенуа.


Библиография: Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)

  • ХРЗ; Vollmer 2/65.

Станюкович Н. В. Памяти Александра Петровича Фаберже // Русский путь (Париж). 1952. 25 окт. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997. Агафон Фаберже в красном Петрограде. Научно-иллюстрированное издание / Сост. А. И. Рупасов, В. В. Скурлов, Т. Ф. Фаберже, С. К. Бернев. СПб., 2012 (Указ.).

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле