Фаберже, Александр Петрович (Карлович)

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Переезд в Москву)
м
Строка 4: Строка 4:
  
 
Учился в [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центральном училище технического рисования барона Штиглица]] c [[1899]] по [[1904]] год. В [[1904]] году Александр женился на Иоанне Таммерман ([[1882]] – [[1930]]), а в [[1912]] году у них родился сын Александр Кирилл, в будущем американский ученый-биолог.
 
Учился в [[Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица|Центральном училище технического рисования барона Штиглица]] c [[1899]] по [[1904]] год. В [[1904]] году Александр женился на Иоанне Таммерман ([[1882]] – [[1930]]), а в [[1912]] году у них родился сын Александр Кирилл, в будущем американский ученый-биолог.
 
  
 
В [[1906]] году Александр брал частные уроки у швейцарского живописца и гравера Армана Кашо, профессора Школы технического искусства (фр. ''l’Ecole des arts industriels'') в Женеве и изучал эмалевое искусство в Париже у Луи Уийона (фр. ''Houillon'').
 
В [[1906]] году Александр брал частные уроки у швейцарского живописца и гравера Армана Кашо, профессора Школы технического искусства (фр. ''l’Ecole des arts industriels'') в Женеве и изучал эмалевое искусство в Париже у Луи Уийона (фр. ''Houillon'').
Строка 13: Строка 12:
 
Одновременно с исполнением своих директорских обязанностей, Александр являлся также и главным художником Московского филиала. В [[1909]] году он учился на вечерних курсах Строгановского училища вместе со своей супругой Иоанной Фаберже (урожд. Таммерман). В свободное время он писал пейзажи, участвовал в групповых выставках московских художников. С [[1913]] года входил в Московское художественное объединение «Общество искусств» и в Общество московских художников «Свободное искусство» ([[1912]] – [[1920]]).
 
Одновременно с исполнением своих директорских обязанностей, Александр являлся также и главным художником Московского филиала. В [[1909]] году он учился на вечерних курсах Строгановского училища вместе со своей супругой Иоанной Фаберже (урожд. Таммерман). В свободное время он писал пейзажи, участвовал в групповых выставках московских художников. С [[1913]] года входил в Московское художественное объединение «Общество искусств» и в Общество московских художников «Свободное искусство» ([[1912]] – [[1920]]).
  
==После Октябрьского переворота 1917 года==
+
==После октября 1917 года. Побег от Советов==
 
После октябрьского переворода [[1917]] года и московских декабрьских событий жена Александра с сыном покинули Россию, но Александр продолжал оставался в Москве в надежде выручить какие-то деньги от ликвидации московского филиала. К несчастью, tму это не удалось, но советское правительство, отчаянно нуждаясь в специалистах, предложило ему работу в качестве эксперта в Наркомпросе РСФСР. В [[1918]] – [[1919]] годы он работал экспертом по искусству Востока в системе Наркомпроса РСФСР, был одним из шести учредителей московского Музея Востока, куда передал часть своей коллекции будд и нэцкэ, а также свои книги по сиамскому орнаменту.  
 
После октябрьского переворода [[1917]] года и московских декабрьских событий жена Александра с сыном покинули Россию, но Александр продолжал оставался в Москве в надежде выручить какие-то деньги от ликвидации московского филиала. К несчастью, tму это не удалось, но советское правительство, отчаянно нуждаясь в специалистах, предложило ему работу в качестве эксперта в Наркомпросе РСФСР. В [[1918]] – [[1919]] годы он работал экспертом по искусству Востока в системе Наркомпроса РСФСР, был одним из шести учредителей московского Музея Востока, куда передал часть своей коллекции будд и нэцкэ, а также свои книги по сиамскому орнаменту.  
  
В [[191]]8 году он участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза российских художников, в состав которого входили тогда Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена этого союза. В 1919 году участвовал в 3-й Государственной выставке картин (1919) и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности.  
+
В [[1918]] году он участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза российских художников, в состав которого входили тогда Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена этого союза. В [[1919]] году участвовал в 3-й Государственной выставке картин и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности в Москве.
 +
 
 +
В сентябре [[1919]] года Александр Фаберже был арестован как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, но через шесть месяцев, в марте 1920 года освобожден по ходатайству высокопоставленных большевиков (по другой версии - был выкуплен за деньги). В апреле [[1920]] года он покинул Россию, нелегально перейдя российско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка.
 +
==Жизнь в Париже==
 +
Александр Фаберже прибыл в Париж в апреле 1920 года, но с отцом, умершим в Лозанне в сентябре того же года, ему так и удалось увидеться. 
 +
В 1922 году в Париж из Москвы прибыла Нина Белишева, дочь богатого московского купца, с которой Александр был связан гражданским браком и которой был обязан вызволением из тюрьмы. В 1925 году у них родилась дочь Ирина Александровна ([[1925]] – [[1988]]), в будущем танцовщица балетной труппы "Монте-Карло" и жена американского банкира Александра Моргана Гюнста.
 +
 
 +
Процедура развода с Иоанной Фаберже таки не завершилась успехом. В [[1930]] году Иоанна умерла в Англии, и вскоре Александр Фаберже обвенчался в Висбадене с Ниной Белишевой,  таким образов узаконив свои с ней отношения.
 +
 
 +
 
 +
В [[1922]] году совместно с братом Евгением и с бывшими сотрудниками фирмы - Александром Маркетти (1875–1954) и Джулио Гверриери (1870–1954), он основал компанию «Фаберже и Ко», для которой разрабатывал эскизы ювелирных изделий, декоративных фигур из камня и других материалов.
 +
 
 +
 
 +
Однако дела в компании шли не лучшим образом и в 1929 году вышел из руководства компании с получанием своей доли. Возможно, что это было связано с необходимостью платить за обучение сына Александра в английском Королевском колледже лю. Однако в дальнейшем платить за обучение он так и не смог, и Александр-младший получил ссуду от русского промышленника— эмигранта Ульмана, у которого сохранилась фабрика в Польше. После успешного окончания обучения Александром-младшим и защиты докторской степени в 1935 году, Ульман благородно простил этот долг.  
  
В сентябре 1919 года Александр Фаберже подвергся аресту как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, но был освобожден в марте 1920 года по ходатайству высокопоставленных большевиков (по другой версии - выкуплен за деньги). В апреле 1920 года он покинул Россию, нелегально перейдя российско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Александр Фаберже прибыл в Париж в апреле 1920 года, но с отцом, умершим в Лозанне, Швецария в сентябре 1920 года, ему так и удалось увидеться. 
 
  
В 1922 году, совместно с братом Евгением и бывшими сотрудниками фирмы - Александром Маркетти (1875–1954) и Джулио Гверриери (1870–1954), он основал компанию «Фаберже и Ко», для которой рапзрабатывал эскизы ювелирных изделий, фигурок из камня и других материалов.  
+
В 1930-е Александр Фаберже пытался разрабатыватьи и создавать ювелирные изделия, а также предметы декоративно-прикладногоискусства, такие как африканские маски, декоративные фигурки из камня, игральные карты и др. но коммерческого успеха его деятельность не имела.
 +
Поездка в Ригу.  
  
В 1922 году в Париж прибыла Нина Белишева,с которой он жил в гражданском браке. Нине Ивановне Александр был обязан вызволением из тюрьмы.
+
==Вторичный побег от Советов==
 +
Важнейшим событием в эмигрантской жизни Александра были поездки в Латвию в 1937–1940 годах. Поездки были связаны с необходимостью участия в судебных процессах с наследниками бывшего бухгалтера компании "К. Фаберже" Отто Бауэра (1875–1936) по поводу получения имущества компании, которое тот вывез из Петрограда после 1917 года.  В конце концов рижский суд, состоявшийся в мае 1940 года, года встал на сторону наследников Фаберже и присудил им 22 из 27 драгоценных предметов, составлявших предмет судебного разбирательства.
  
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие выполнено по эскизуАльберта Александровича Бенуа.
 
  
Через два года в Париж прибыла Нина Белишева,с которой он жил в гражданском браке. Нине Ивановне Александр был обязан вызволением из тюрьмы. История это туманная. Есть версия, что былиподкуплены тюремщики. По другой, Александр был объявлен смертельнобольным и передан Нине Белишевой, чтобы не фиксировать смерть в тюрьме.Обе версии правдоподобны. У Нины Белишевой, дочери богатого московского купца, еще были деньги, и она в 1922 г. купила себе заграничный паспорт1925 г. родилась дочь Ирина Александровна (1925–1988). Процедура развода с женой Иоанной Фаберже (она в 1927 г. получила эстонский паспорт) таки не завершилась. В 1930 г. Иоанна умерла, и Александр в Висбадене, в русскойправославной церкви, обвенчался с Ниной Белишевой и узаконил отношения.У Нины был непростой характер. Очевидно, она ожидала от Парижа блескароскошной жизни, котoрая, как предполагалось, должна быть у Фаберже. Бракдля Александра, заключенный как «благодарность за спасение», с годами сталобоих тяготить. Возможно, поэтому в домашнем архиве Александра Петровича и Татьяны Фаберже не сохранилось фотографий Нины, а в письмах нетни строчки про Нину, хотя много — про котов, которых он явно любил1922 г. Александр вместе с братом Евгением, Александром КарловичемМаркетти и Джулио Гверриери основал фирму «Фаберже и Ко». В 1929 г.,в связи с необходимостью платить за обучение сына в английском королевскомколледже вышел из дела и забрал свою долю. Однако в дальнейшем платитьза обучение не мог, сын получил ссуду от русского промышленника — эмигранта Ульмана, у которого была фабрика в Польше. После успешного окончанияобучения Александром-младшим и защиты докторской степени в 1935 г., Ульман благородно простил долг. Александр Петрович пытался разрабатыватьи изготовлять ювелирные изделия, а также предметы декоративно-прикладногоискусства, такие как африканские маски и игральные карты, но коммерческогоуспеха не имел. В конце 1930-х гг. создавал камнерезные фигурки из камня.Подарил станок для обработки камня бывшей художнице фирмы ИлинскойАндреолетти
+
Однако проблемы с наследством компании "К. Фаберже" начались позднее. Дело в том, 14 июня 1940 года немецкие войска оккупировали Париж, а 17 июня того же года советские войска вошли в Ригу. Таким образом Александр Фаберже оказался в "двойной ловушке". Возвратиться в оккупированный Париж с драгоценным грузом он не мог, так как Германия, отчаянно нуждавшаяся в средствах, могла его просто экспроприировать. В тоже же время, выбраться из живым (даже без драгоценностей) из лап советских карательных органов представало неразрешимой задачей. В "нансеновском" паспорте Александра Фаберже, который хранится у его внука Александра-Моргана Гюнста в Калифорнии, есть удивительный штамп и отметки Рижского Отдела НКВД, датированные концом конецом июля 1940 года. Как известно, советские власти не считали «нансеновский" в» полноценными гражданами. Было большой удачей или недосмотромНКВД, что Александра выпустили из Риги. Случившийся «недосмотр» НКВДможно объяснить неразберихой первых дней советской власти в Риге. Возможно, повлиял и советско-германский пакт от 23 августа 1939 г., поскольку14 июня 1940 г. Париж был оккупирован немцами. В этом смысле Александрподпадал под определение «германского гражданина». 21–22 июля того же годав прибалтийских республиках была установлена советская власть. Из Парижаему советовали написать письмо в Берлин Альфреду Розенбергу, которогоАлександр мог знать по Москве в 1916–1918 гг. Так или иначе, Александр вернулся в оккупированный Париж. Драгоценности, выигранные по суду, он оставил у своей двоюродной сестры Веры Зиринг, урожденной Николаи. В 1944 г.Вера с семьей покинула Латвию и оказалась в американской зоне оккупацииГермании. Каково же было изумление Евгения и Александра, когда они узнали, что Вера привезла им эти ценности. Это при том, что они голодали и ходили в обносках. Евгений просил Федора из Женевы послать что-то из одеждывзрослым сыновьям Веры Зиринг и продукты. В 1946 г. из той же американской зоны Германии поступило предложение выкупить альбомы с рисункамиизделий фирмы от некоего г-на Юрисона, который представился подмастерьемпетроградской мастерской Хольмстрема. Евгений отвечал, что не помнит такого и спрашивал: «А почему мы должны выкупать собственные альбомы?». Владельцем альбомов в итоге в 1980 г. стал К. Сноуман и выпустил по ним книгу.Александр в конце 1930-х гг. давал уроки английского, после войны жилна средства, которые высылал из Америки его сын Александр, профессорбиологии и генетики.  
  
Важнейшим событием в эмигрантской жизни Александра были поездкив Латвию в 1937–1940 гг. Этот сюжет описан нами в статье «Фаберже и Латвия»(1997 г.)18. Поездки были связаны с необходимостью участия в судебных процессах по поводу получения законного наследного имущества фирмы, которое имне выдал бывший бухгалтер Отто Бауэр (1875–1936). В конце концов суд встална сторону наследников Фаберже и присудил им 22 из 27 предметов. Александркак руководитель Московского отделения не знал клейм мастеров, работавшихв Петрограде, и запрашивал об этом Евгения, который также инструктировалбрата, что «все наши изделия должны иметь инвентарные номера фирмы». Послепредъявления таких доказательств суд присудил спорное имущество.Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)220 Сыновья Карла Фаберже Евгений и Александр в эмиграции в Париже в 1920–1960 гг. В. В. СкурловНансеновский паспорт Александра Петровича хранится у его внука Александра-Моргана Гунста в Калифорнии. На нем есть удивительные отметкирижского НКВД (конец июля 1940 г.), Александр из-за начавшейся Второй мировой войны застрял в Риге, потому что проезд через Польшу и Германию былзапрещен, тем более с драгоценностями, а ему как обладателю нансеновскогопаспорта нужны были особые разрешения. Советские власти не считали «нансенистов» полноценными гражданами. Было большой удачей или недосмотромНКВД, что Александра выпустили из Риги. Случившийся «недосмотр» НКВДможно объяснить неразберихой первых дней советской власти в Риге. Возможно, повлиял и советско-германский пакт от 23 августа 1939 г., поскольку14 июня 1940 г. Париж был оккупирован немцами. В этом смысле Александрподпадал под определение «германского гражданина». 21–22 июля того же годав прибалтийских республиках была установлена советская власть. Из Парижаему советовали написать письмо в Берлин Альфреду Розенбергу, которогоАлександр мог знать по Москве в 1916–1918 гг. Так или иначе, Александр вернулся в оккупированный Париж. Драгоценности, выигранные по суду, он оставил у своей двоюродной сестры Веры Зиринг, урожденной Николаи. В 1944 г.Вера с семьей покинула Латвию и оказалась в американской зоне оккупацииГермании. Каково же было изумление Евгения и Александра, когда они узнали, что Вера привезла им эти ценности. Это при том, что они голодали и ходили в обносках. Евгений просил Федора из Женевы послать что-то из одеждывзрослым сыновьям Веры Зиринг и продукты. В 1946 г. из той же американской зоны Германии поступило предложение выкупить альбомы с рисункамиизделий фирмы от некоего г-на Юрисона, который представился подмастерьемпетроградской мастерской Хольмстрема. Евгений отвечал, что не помнит такого и спрашивал: «А почему мы должны выкупать собственные альбомы?». Владельцем альбомов в итоге в 1980 г. стал К. Сноуман и выпустил по ним книгу.Александр в конце 1930-х гг. давал уроки английского, после войны жилна средства, которые высылал из Америки его сын Александр, профессорбиологии и генетики. Также в Америку выехала его дочь Ирина, вышедшаяв 1945 г. замуж за сына американского банкира, от которого имела детей: Александра Моргана Гунста (1949 г. рождения, архитектор, проживает в Калифорнии) и двух дочерей: Ариану (1951, проживает в Австралии) и Марину (1953,проживает в Калифорнии).Умер Александр Петрович Фаберже в 1952 г., похоронен на кладбище СенЖеневьев-де-Буа. Там же в 1973 г. похоронена его супруга Нина Белишева.После войны Александр часто болел. Жизненным достижением АлександраПетровича (Карловича) следует считать рождение и воспитание сына и дочери. Ирина была очень талантливой, обучалась балету у Матильды Кшесинской,в 1937–1940 гг. работала в труппе Мясина «Балет Монте-Карло» и материально помогала семье. Война помешала ей стать балериной. В 1933 г. журнал«Иллюстрированная Россия» опубликовал на обложке ее портрет как самой Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)Сыновья Карла Фаберже Евгений и Александр в эмиграции в Париже в 1920–1960 гг. В. В. Скурлов 221талантливой юной танцовщицы школы Матильды Кшесинской. По мнениюТ. Фаберже, Александр Петрович был человеком нереализованных возможностей, например, он был прекрасным геммологом, знал много языков. В то жевремя он был человеком богемы. В одном из писем сыну он сообщает, что знал2 тыс. иероглифов, посещал Шанхай.Жизнь братьев Евгения и Александра Фаберже в эмиграции была насыщенной, сложной, наполненной разными событиями, встречами с тысячами людейи требует еще особых исследований, чему способствует предоставление дляработы Архива Татьяны Фаберже, за что автор выражает Татьяне Федоровнеискреннюю особую благодарность.
+
Также в Америку выехала его дочь Ирина, вышедшаяв 1945 г. замуж за сына американского банкира, от которого имела детей: Александра Моргана Гунста (1949 г. рождения, архитектор, проживает в Калифорнии) и двух дочерей: Ариану (1951, проживает в Австралии) и Марину (1953,проживает в Калифорнии).Умер Александр Петрович Фаберже в 1952 г., похоронен на кладбище СенЖеневьев-де-Буа. Там же в 1973 г. похоронена его супруга Нина Белишева.После войны Александр часто болел. Жизненным достижением АлександраПетровича (Карловича) следует считать рождение и воспитание сына и дочери. Ирина была очень талантливой, обучалась балету у Матильды Кшесинской,в 1937–1940 гг. работала в труппе Мясина «Балет Монте-Карло» и материально помогала семье. Война помешала ей стать балериной. В 1933 г. журнал«Иллюстрированная Россия» опубликовал на обложке ее портрет как самой Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)Сыновья Карла Фаберже Евгений и Александр в эмиграции в Париже в 1920–1960 гг. В. В. Скурлов 221талантливой юной танцовщицы школы Матильды Кшесинской. По мнениюТ. Фаберже, Александр Петрович был человеком нереализованных возможностей, например, он был прекрасным геммологом, знал много языков. В то жевремя он был человеком богемы. В одном из писем сыну он сообщает, что знал2 тыс. иероглифов, посещал Шанхай.Жизнь братьев Евгения и Александра Фаберже в эмиграции была насыщенной, сложной, наполненной разными событиями, встречами с тысячами людейи требует еще особых исследований, чему способствует предоставление дляработы Архива Татьяны Фаберже, за что автор выражает Татьяне Федоровнеискреннюю особую благодарность.
  
 
==Семья==
 
==Семья==
Строка 39: Строка 51:
 
      
 
      
 
Библиография:
 
Библиография:
 +
Этот сюжет описан нами в статье «Фаберже и Латвия»(1997 г.)
 
Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)
 
Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)
 
        
 
        

Версия 20:42, 16 марта 2020

Александр Петрович Фаберже (нем. Alexander Fabergé; 17 декабря 1877, Санкт-Петербург, — 10 сентября 1952, Париж) — российский ювелир, живописец, третий сын ювелира Карла Густавовича Фаберже, поставщика Императорского двора.

Содержание

Биография

Родился в Петербурге, в семье Карла Густавовича Фаберже (18461920) и его супруги Августы Юлии, урожденной Якобс (1851 - 1925). Учился на гимназическом отделении Петришуле с 1887 по 1895 год. Принял отчество "Петрович" по второму имени отца, чтобы его в аббревиатуре не путали с братом Агафоном Карловичем Фаберже (18761951).

Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица c 1899 по 1904 год. В 1904 году Александр женился на Иоанне Таммерман (18821930), а в 1912 году у них родился сын Александр Кирилл, в будущем американский ученый-биолог.

В 1906 году Александр брал частные уроки у швейцарского живописца и гравера Армана Кашо, профессора Школы технического искусства (фр. l’Ecole des arts industriels) в Женеве и изучал эмалевое искусство в Париже у Луи Уийона (фр. Houillon).

Переезд в Москву

После разрыва Карла Густавовича Фаберже со своим английским партнером по Московскому отделению Алланом Боу в 1906 году, Александр был вынужден вернуться в Россию, так как был назначен исполнительным содиректором Московского торгового дома «К. Фаберже» вместе с директором филиала Отто Ярке. Московскому филиалу фирмы в то время подчинялись Одесский и Киевский филиалы.

Одновременно с исполнением своих директорских обязанностей, Александр являлся также и главным художником Московского филиала. В 1909 году он учился на вечерних курсах Строгановского училища вместе со своей супругой Иоанной Фаберже (урожд. Таммерман). В свободное время он писал пейзажи, участвовал в групповых выставках московских художников. С 1913 года входил в Московское художественное объединение «Общество искусств» и в Общество московских художников «Свободное искусство» (19121920).

После октября 1917 года. Побег от Советов

После октябрьского переворода 1917 года и московских декабрьских событий жена Александра с сыном покинули Россию, но Александр продолжал оставался в Москве в надежде выручить какие-то деньги от ликвидации московского филиала. К несчастью, tму это не удалось, но советское правительство, отчаянно нуждаясь в специалистах, предложило ему работу в качестве эксперта в Наркомпросе РСФСР. В 19181919 годы он работал экспертом по искусству Востока в системе Наркомпроса РСФСР, был одним из шести учредителей московского Музея Востока, куда передал часть своей коллекции будд и нэцкэ, а также свои книги по сиамскому орнаменту.

В 1918 году он участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза российских художников, в состав которого входили тогда Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена этого союза. В 1919 году участвовал в 3-й Государственной выставке картин и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности в Москве.

В сентябре 1919 года Александр Фаберже был арестован как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, но через шесть месяцев, в марте 1920 года освобожден по ходатайству высокопоставленных большевиков (по другой версии - был выкуплен за деньги). В апреле 1920 года он покинул Россию, нелегально перейдя российско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка.

Жизнь в Париже

Александр Фаберже прибыл в Париж в апреле 1920 года, но с отцом, умершим в Лозанне в сентябре того же года, ему так и удалось увидеться. В 1922 году в Париж из Москвы прибыла Нина Белишева, дочь богатого московского купца, с которой Александр был связан гражданским браком и которой был обязан вызволением из тюрьмы. В 1925 году у них родилась дочь Ирина Александровна (19251988), в будущем танцовщица балетной труппы "Монте-Карло" и жена американского банкира Александра Моргана Гюнста.

Процедура развода с Иоанной Фаберже таки не завершилась успехом. В 1930 году Иоанна умерла в Англии, и вскоре Александр Фаберже обвенчался в Висбадене с Ниной Белишевой, таким образов узаконив свои с ней отношения.


В 1922 году совместно с братом Евгением и с бывшими сотрудниками фирмы - Александром Маркетти (1875–1954) и Джулио Гверриери (1870–1954), он основал компанию «Фаберже и Ко», для которой разрабатывал эскизы ювелирных изделий, декоративных фигур из камня и других материалов.


Однако дела в компании шли не лучшим образом и в 1929 году вышел из руководства компании с получанием своей доли. Возможно, что это было связано с необходимостью платить за обучение сына Александра в английском Королевском колледже лю. Однако в дальнейшем платить за обучение он так и не смог, и Александр-младший получил ссуду от русского промышленника— эмигранта Ульмана, у которого сохранилась фабрика в Польше. После успешного окончания обучения Александром-младшим и защиты докторской степени в 1935 году, Ульман благородно простил этот долг.


В 1930-е Александр Фаберже пытался разрабатыватьи и создавать ювелирные изделия, а также предметы декоративно-прикладногоискусства, такие как африканские маски, декоративные фигурки из камня, игральные карты и др. но коммерческого успеха его деятельность не имела. Поездка в Ригу.

Вторичный побег от Советов

Важнейшим событием в эмигрантской жизни Александра были поездки в Латвию в 1937–1940 годах. Поездки были связаны с необходимостью участия в судебных процессах с наследниками бывшего бухгалтера компании "К. Фаберже" Отто Бауэра (1875–1936) по поводу получения имущества компании, которое тот вывез из Петрограда после 1917 года. В конце концов рижский суд, состоявшийся в мае 1940 года, года встал на сторону наследников Фаберже и присудил им 22 из 27 драгоценных предметов, составлявших предмет судебного разбирательства.


Однако проблемы с наследством компании "К. Фаберже" начались позднее. Дело в том, 14 июня 1940 года немецкие войска оккупировали Париж, а 17 июня того же года советские войска вошли в Ригу. Таким образом Александр Фаберже оказался в "двойной ловушке". Возвратиться в оккупированный Париж с драгоценным грузом он не мог, так как Германия, отчаянно нуждавшаяся в средствах, могла его просто экспроприировать. В тоже же время, выбраться из живым (даже без драгоценностей) из лап советских карательных органов представало неразрешимой задачей. В "нансеновском" паспорте Александра Фаберже, который хранится у его внука Александра-Моргана Гюнста в Калифорнии, есть удивительный штамп и отметки Рижского Отдела НКВД, датированные концом конецом июля 1940 года. Как известно, советские власти не считали «нансеновский" в» полноценными гражданами. Было большой удачей или недосмотромНКВД, что Александра выпустили из Риги. Случившийся «недосмотр» НКВДможно объяснить неразберихой первых дней советской власти в Риге. Возможно, повлиял и советско-германский пакт от 23 августа 1939 г., поскольку14 июня 1940 г. Париж был оккупирован немцами. В этом смысле Александрподпадал под определение «германского гражданина». 21–22 июля того же годав прибалтийских республиках была установлена советская власть. Из Парижаему советовали написать письмо в Берлин Альфреду Розенбергу, которогоАлександр мог знать по Москве в 1916–1918 гг. Так или иначе, Александр вернулся в оккупированный Париж. Драгоценности, выигранные по суду, он оставил у своей двоюродной сестры Веры Зиринг, урожденной Николаи. В 1944 г.Вера с семьей покинула Латвию и оказалась в американской зоне оккупацииГермании. Каково же было изумление Евгения и Александра, когда они узнали, что Вера привезла им эти ценности. Это при том, что они голодали и ходили в обносках. Евгений просил Федора из Женевы послать что-то из одеждывзрослым сыновьям Веры Зиринг и продукты. В 1946 г. из той же американской зоны Германии поступило предложение выкупить альбомы с рисункамиизделий фирмы от некоего г-на Юрисона, который представился подмастерьемпетроградской мастерской Хольмстрема. Евгений отвечал, что не помнит такого и спрашивал: «А почему мы должны выкупать собственные альбомы?». Владельцем альбомов в итоге в 1980 г. стал К. Сноуман и выпустил по ним книгу.Александр в конце 1930-х гг. давал уроки английского, после войны жилна средства, которые высылал из Америки его сын Александр, профессорбиологии и генетики.

Также в Америку выехала его дочь Ирина, вышедшаяв 1945 г. замуж за сына американского банкира, от которого имела детей: Александра Моргана Гунста (1949 г. рождения, архитектор, проживает в Калифорнии) и двух дочерей: Ариану (1951, проживает в Австралии) и Марину (1953,проживает в Калифорнии).Умер Александр Петрович Фаберже в 1952 г., похоронен на кладбище СенЖеневьев-де-Буа. Там же в 1973 г. похоронена его супруга Нина Белишева.После войны Александр часто болел. Жизненным достижением АлександраПетровича (Карловича) следует считать рождение и воспитание сына и дочери. Ирина была очень талантливой, обучалась балету у Матильды Кшесинской,в 1937–1940 гг. работала в труппе Мясина «Балет Монте-Карло» и материально помогала семье. Война помешала ей стать балериной. В 1933 г. журнал«Иллюстрированная Россия» опубликовал на обложке ее портрет как самой Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)Сыновья Карла Фаберже Евгений и Александр в эмиграции в Париже в 1920–1960 гг. В. В. Скурлов 221талантливой юной танцовщицы школы Матильды Кшесинской. По мнениюТ. Фаберже, Александр Петрович был человеком нереализованных возможностей, например, он был прекрасным геммологом, знал много языков. В то жевремя он был человеком богемы. В одном из писем сыну он сообщает, что знал2 тыс. иероглифов, посещал Шанхай.Жизнь братьев Евгения и Александра Фаберже в эмиграции была насыщенной, сложной, наполненной разными событиями, встречами с тысячами людейи требует еще особых исследований, чему способствует предоставление дляработы Архива Татьяны Фаберже, за что автор выражает Татьяне Федоровнеискреннюю особую благодарность.

Семья

В 1904 г. Александр женился на Иоанне Таммерман (1882–1930),в 1912 г. у них родился сын Александр, в будущем ученый-биолог, профессор. Фаберже достались Татьяне Фаберже, частично из архива Евгения,а частью из архива сына Александра Петровича, проф. Александра Александровича Фаберже (1912–1988). Среди этих документов — детские дневники, которыевела Иоанна, жена А. П. Фаберже, и переписка Александра с отцомАлександр Петрович участвовал в 1-й и 2-й выставках картин Профессионального союза художников (1918; в состав Союза входили Владимир Маяковский и Владимир Кельх, всего было 93 члена), 3-й Государственной выставкекартин (1919) и Выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919). Всентябре 1919 г. подвергся аресту как участник антибольшевистского «офицерского» заговора, был освобожден и в апреле1920 г. нелегально перешел российско-финляндскую границу. Разрабатывали изготавливал ювелирные изделия, создавал фигурки животных из камня. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надгробие выполнено по эскизуАльберта Александровича Бенуа.




Библиография: Этот сюжет описан нами в статье «Фаберже и Латвия»(1997 г.) Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2017)Петербургский исторический журнал № 3 (2017)

  • ХРЗ; Vollmer 2/65.

Станюкович Н. В. Памяти Александра Петровича Фаберже // Русский путь (Париж). 1952. 25 окт. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997. Агафон Фаберже в красном Петрограде. Научно-иллюстрированное издание / Сост. А. И. Рупасов, В. В. Скурлов, Т. Ф. Фаберже, С. К. Бернев. СПб., 2012 (Указ.).

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле