Тон, Константин Андреевич

Материал из ALLPETRISCHULE
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
[[File:Konstantin Thon 1820-th.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].]]
 
[[File:Konstantin Thon 1820-th.jpg|thumb|250px|Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор [[Императорская Академия художеств|Императорской Академии художеств]].]]
'''Константи́н Андре́евич Тон''' (нем.'' Thon''); 26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления [[Николай I|Николая I]]. Среди его наиболее известных построек — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F Храм Христа Спасителя] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Большой Кремлёвский дворец] в Москве.  
+
'''Константи́н Андре́евич Тон''' (нем.'' Thon'') (26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления [[Николай I|Николая I]]. Среди его наиболее известных построек — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F Храм Христа Спасителя] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Большой Кремлёвский дворец] в Москве.  
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Строка 31: Строка 31:
 
=== Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836) ===
 
=== Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836) ===
 
[[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb|Храм Христа Спасителя]]
 
[[Файл:Christthesaviour.jpg|thumb|Храм Христа Спасителя]]
Ещё раньше, в [[1829]] году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего.
+
Ещё раньше, в [[1829]] году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю оставшуюся жизнь архитектора.
  
Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве  А. Н. Муравьёва.
+
Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже ([[1832]]) и, продолжая строить церковь Святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве  А. Н. Муравьёва.
  
 
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну 1812 года.
 
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну 1812 года.
  
Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В [[1833]] году определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов  Святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. —  собор Уланского полка) в Петергофе, которые и возводились под его руководством.
+
Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В [[1833]] году он определён членом в "Комитет о строениях и гидравлических работах" и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов  Святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. —  собор Уланского полка) в Петергофе, которые и возводились под его руководством.
  
К началу [[1836]] года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника  Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Таврисе (Тебриз), оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.
+
К началу [[1836]] года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника  Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Тавризе (Тебриз), оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.
  
Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.
+
Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы по всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.
  
 
=== Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854) ===
 
=== Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854) ===
Строка 51: Строка 51:
 
Окончив в [[1842]] году постройку Екатерининского в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).
 
Окончив в [[1842]] году постройку Екатерининского в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).
  
В [[1847]] году он принялся за порученную ему постройку станции [[Николаевская железная дорога|Николаевской железной дороги]] в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В [[1850]] году построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.
+
В [[1847]] году он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В [[1850]] году Тоном построена СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.
  
Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе (Тбилиси). В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в ( Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви святого Мирония.
+
Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе (Тбилиси). В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства; в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём; исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением; окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле; изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви Святого Мирония.
  
 
[[Файл:Konstantin Ton 1870-th.jpg|thumb|200px|Константин Тон. 1870-е годы]]
 
[[Файл:Konstantin Ton 1870-th.jpg|thumb|200px|Константин Тон. 1870-е годы]]
  
 
=== Последние годы ===
 
=== Последние годы ===
Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.
+
Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году ректором [[Императорская Академия художеств|Академии]] после смерти А. И. Мельникова, были не менее плодотворны - им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого Святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.
  
 
Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище.
 
Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище.

Версия 15:51, 20 декабря 2012

Константин Андреевич Тон (1794-1881) - российский архитектор, ректор Императорской Академии художеств.

Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon) (26 октября 1794 — 25 января 1881) — российский архитектор, работавший в «русско-византийском стиле», получившем широкое распространение в годы правления Николая I. Среди его наиболее известных построек — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве.

Содержание

Биография

Образование

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Главном немецком училище Св. Петра с 1801 по 1804 год.

В 1804 году К.А. Тон был принят воспитанником в Императорскую Академию художеств и с 1808 года начал изучать архитектуру под руководством А. Н. Воронихина. В 1815 году он окончил академический курс со званием "художника 1-й степени" и Малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания Сената. Он был оставлен при академии, чтобы впоследствии отправиться за границу для изучения лучших образцов европейского зодчества.

Первые проекты

В 1817 году произошла перемена в администрации академии, и К.А. Тон, оставив академию, определился на службу при вновь учреждённом "Комитете строений и гидравлических работ" в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же, он разработал проект здания «Немецкого Трактира» на Крестовском острове в СПб. В начале 1818 года К.А. Тон составил по заданной Академией художеств программе проект ярмарки, за который он был поощрен поездкой в Италию за счет казны.

Европейская стажировка

Файл:Commemorative plaque for Konstantin Ton.jpg
Мемориальная доска на здании Московского вокзала в Санкт-Петербурге

В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим создал проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём придал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом Тон, по заданию Римской академии, выполнил проект госпиталя.

В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Посетив также Геную, Равенну, Болонью, Милан и Павию, он прибыл в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.

Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои усилия на реставрации памятников античного зодчества. Среди них надо отметить проекты восстановления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект привлек внимание императора Николая I, и по его повелению Тон в 1828 году был зачислен в Кабинет Его Императорского Величества, с содержанием 3 000 руб. в год.

Возвращение в Петербург

В том же 1828 году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где ему поручили превратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков. Кроме этого Тон должен был устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания.

В 1830 году Тон получил звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры.

В том же году, прихожане церкви Святой Екатерины, находившейся за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, задумали соорудить новое здание храма ввиду ветхости старого. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.

Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836)

Храм Христа Спасителя

Ещё раньше, в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю оставшуюся жизнь архитектора.

Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832) и, продолжая строить церковь Святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.

Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну 1812 года.

Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В 1833 году он определён членом в "Комитет о строениях и гидравлических работах" и получил от академии звание профессора. После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов Святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г. — собор Уланского полка) в Петергофе, которые и возводились под его руководством.

К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Тавризе (Тебриз), оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.

Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы по всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.

Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854)

В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.

Благовещенская церковь в Санкт-Петербурге — прообраз множества пятишатровых храмов в характерном для Тона «русско-византийском» стиле

В 1838 году он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: Храм Преображения Господня на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардии конном полку.

Окончив в 1842 году постройку Екатерининского в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).

В 1847 году он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850 году Тоном построена СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.

Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе (Тбилиси). В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства; в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём; исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением; окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле; изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви Святого Мирония.

Файл:Konstantin Ton 1870-th.jpg
Константин Тон. 1870-е годы

Последние годы

Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году ректором Академии после смерти А. И. Мельникова, были не менее плодотворны - им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого Святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.

Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище.

Школа

Столь обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как например К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почётную известность.

Память

  • В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала К. А. Тону установлена памятная доска.
  • В 1994 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Тону.

Оценка на рубеже XIX—XX веков

Изобретённый Тоном стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил своё время, лишь только не стало покровительствовавшего ему императора Николая I. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и величия. При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.

В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга.

Здания, построенные по проектам Тона

Постройки в стиле классицизма
  • Сфинксы на Университетской набережной у здания Академии художеств (1833-1834)
  • Малый театр в Москве (1838-1840)
  • Инвалидный дом в Измайлове (пристройка к Покровскому собору) (1839-1840)
  • Постамент памятника Г. Державину в Казани (1846-1847)
  • Постамент памятника Владимиру Великому в Киеве (1853)
Файл:Kremlin Armoury.jpg
Здание оружейной палаты с любимыми Тоном ренессансными окнами
Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей
  • 1830—1837 Екатерининская церковь близ Калинкина моста
  • 1834—1842 Введенская церковь Семёновского полка
  • 1835—1840 Екатерининский собор в Царском Селе
  • 1836—1839 Петропавловская церковь (Петергоф)|Петропавловская церковь Уланского полка в Петергофе
  • 1840—1845 Храм Преображения Господня на Аптекарском острове|Преображенская церковь Гренадерского полка]]
  • 1842—1849 Благовещенская церковь Конного полка
  • 1849—1855 Церковь Святого Мирония в Санкт-Петербурге (Мироньевская церковь Егерского полка)
Русско-византийские постройки в Москве и провинции
  • 1835 Колокольня Симонова монастыря
  • 1837—1883 Храм Христа Спасителя
  • 1839—1849 Большой Кремлёвский дворец
  • 1844—1851 Оружейная палата
  • 1845—1889 Вознесенский собор (Елец)
  • 1845—1861 Богородице-Рождественский собор (Красноярск)
  • 1855—1866 Собор Боголюбского монастыря
  • 1856 Казанская церковь (Белая Гора), Тивдия
  • 1867 Петропавловская церковь (Любань) — совместно с Ф. Н. Соболевским
  • Святые ворота и Богородице-Рождественский собор Ипатьевского монастыря
Храмы по типовым проектам
Файл:Ascention Cathedral in winter, Yelets.jpg
Вознесенский Елецкий собор был одним из самых высоких в дореволюционной России
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)
  • Троицкий собор (Яранск)
  • Боголюбский собор (Мичуринск)
  • Троицкий собор (Томск)
  • Святодуховский собор (Петрозаводск)
  • Собор Задонского Рождественско-Богородицкого монастыря
  • Собор Богоявленский монастырь (Углич)|Богоявленского Угличского монастыря
  • Казанская церковь (Глебово)
Железнодорожные постройки
  • 1847—1851 Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге
  • 1845—1852 Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве
  • Царскосельский вокзал в Петербурге (заменён Витебским)
  • 1846-1851 Круговое депо (Москва)

Литература

  • Славина Т. А. Константин Тон. — Л.: Лениздат, 1982. — 152 с. — (Зодчие нашего города). — 40 000 экз. (обл.)

Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты
Петришуле